С Раисой Александровной ЧЕРКАСОВОЙ мы беседовали 29 марта 2005 года.
Раиса Александровна ЧЕРКАСОВА. 2005 год
Вот что она рассказала:
- Родилась я 13 августа 1927 года в Алтайском крае, п. Берёзовка Родинского района. Семья состояла из 14 человек – родители, бабушка (мама отца) и 11 детей (три мальчика и восемь девочек). Я была самая младшая в семье. Родители уже были немолодые, отец Александр Нечипорович и мама Ганна Адамовна. Моя девичья фамилия МАШКАРОВА.
Раиса – в центре, между отцом и мамой. Фотография довоенная
МАШКАРОВА Ганна Адамовна, мама Раисы Александровны.
Когда мне исполнилось шесть лет, посёлок ликвидировали, и наша семья переехала в Казахстан, посёлок Антоновка. Здесь я окончила 8 классов.
Хорошо помню начало войны. В воскресенье, 22 июня 1941 года, работали на сенокосе, сгребали, скирдовали сено. Прибыл всадник на коне и крикнул: «Война началась!». Мы, молодёжь, не восприняли его слова всерьёз, подумали, что шутит, а взрослые стали расспрашивать, что и как. Всех распустили по домам. Помню, что когда пришла домой, то отец и мама плакали.
Только две сестры на тот момент жили дома, в родительском доме, а остальные были кто где – кто в армии, кто замужем и жил в другом месте. С нами жила Вера, 1924 года рождения, парализованная и Матрёна с мужем. Мужа забрали сразу на фронт. В начале 1942 года она родила мальчика.
Дальше учиться меня не пустили, так как за учёбу надо было платить 120 рублей за четверть. Отец сказал: «Всё, платить нечем». Сестра Матрёна работала дояркой, а меня взяла нянькой к маленькому племяннику. Получалось по – разному, где я нянчила малыша, а где сестру подменяла на ферме, а она оставалась дома с сыном.
А в 1944 году пошла на работу в колхоз имени Ленина, в тракторную бригаду. Колхозные поля большие, по тысяче гектар надо было обработать бригаде, состоящей из семи человек. Посеять, убрать, обмолотить. Техники не было никакой. Быками таскали плуги, бороны, сеялки… Работали далеко от посёлка. Бригадир Василий Васильевич, у него на войне оторвало пятку, рано утром разбудит, мы усядемся на быках верхом и поехали, босиком, голиком. Пропашешь длиннющую полосу, согреешься. Ноги все с молодости пообморозила, вот теперь всё и сказывается.
Из еды ничего не было. В обед пшеницу жарят в казане, потолкут, воды немного добавят и кушаем, «кужа» называлась. Если дадут немного муки, поварят её с водой, получается «затируха». Хлеба не было, всё для фронта отправляли. Худые были, как только ноги таскали. Жали, косили, скирдовали. Зимой молотили пшеницу. Первый год был хороший урожай, во второй совсем никудышний, но всё равно жали, молотили. От недоедания весь скот за зиму попадал, перемёр.
От колхоза нас на три месяца отправляли в военный госпиталь имени Абая в город Алма – Ата ухаживать за ранеными: раны перевязать, письмо написать… Это был глубокий тыл. Я ездила в 1944 и в 1945 году. Однажды по госпиталю прошёл слух, что привезли Брежнева. Я сама его не видела, хотя потом долго говорили, что молодой, симпатичный, занимает большую должность.
Родители держали коровку, жили на одном молоке. На огородах ничего не родило, хотя пашни были большие – по 60 га. Летом старались запастись сеном для коровки. Отец косил косой, а я серпом жала. Государству надо было сдать 3 кг масла, 120 литров молока, яйцо. Местные жители держали овец, баранов, овчину сдавали государству.
Отец был мастеровой, всё умел делать. Люди побогаче звали его кому печь подправить, кому дом подремонтировать, расплачивались кто пшеном, кто мукой. Так и жили.
9 мая 1945 года помню очень хорошо. Бороновали поле, смотрим, подъезжает парень и кричит: «Бросай всё! Поехали домой! Война кончилась!». Нашей радости не было конца!
Война тянулась долго. Не доведи господь никому пережить такое.
Вышла замуж за Григория Митрофановича ЧЕРКАСОВА.
Раиса Александровна (сидит с сыном Витей на коленях, муж стоит сзади)
У нас было два сына и две дочери. Когда муж умер, Вите исполнилось 13 лет, Вале – 11, Володе – 9, Наташе – 3 годика. Осталась я одна с четырьмя детьми.
В Павлодарскую область, это северный Казахстан, переехала старшая сестра с семьёй. И мы поехали за ней. Я работала заведующей на птичнике (18 тысяч курей и 3 птичницы).
С нами работали КАНАРЁВЫ, Маша и Толя. Они собрались ехать в Карелию. Мы с детьми посовещались и решили тоже поменять место жительства. В 1965 году переехали в Салмиярви Суоярвского района, прожили там двенадцать лет.
Я первое время трудилась в химлесхозе на подсочке, а потом на разных работах, и завхозом в садике, и буфетчицей…
Раиса Александровна ЧЕРКАСОВА (сидит слева крайняя). 1976 год
А в 1977 году приезжал Геннадий Антонович ВАСИЛЕВСКИЙ, заместитель директора по кадрам и быту Ледмозерского леспромхоза, агитировал переехать в Ледмозеро, будет работа, жильё. Вот так мы оказались в Ледмозере. Посёлок нам понравился, все были обеспечены жильём, работой, внуки пошли в школу, садик.
Я три года отработала в ГСМ и два года на котельной, а в 1982 году вышла на пенсию. Было мне 55 лет. Сейчас у меня семь внуков и семь правнуков.
Смотрю ли я военные фильмы? Нет, не могу их смотреть.
Фото автора и из семейного альбома В. Г. ШЕВКОВОЙ (ЧЕРКАСОВОЙ)