Сейчас задумался, что впервые услышавшему о нас человеку не очень понятно, чем наши лодки линейки Нарвал Лидер особенные и чем так хороши, как мы пытаемся утверждать.
Поверхностный взгляд рождает вопросы, а чаще (что хуже) – ошибочное восприятие, что лодка очень широкая, будет дефицит жесткости, парусность и так далее.
Сперва, на пальцах, опишу конструкцию лодки и то, что не бросается в глаза, потом постараюсь развеять некоторые сомнения.
Лодка представляет собой совершенно классический U-образный баллон с жестко вклеенным транцем из 27мм влагостойкой фанеры.
Далее начинаются особенности конструкции. Плоское в корме днище НДНД вклеивается не снизу баллона, как это делается на всех классических надувных лодках, а приподнято почти до середины баллона. В результате мы получаем под днищем воздушную или вспененную прослойку, существенно снижающую сопротивление движению лодки на скорости. Происходит аэродинамическая разгрузка в движении. При этом общий профиль днища вместе с баллонами становится – катамаранным. Это, в свою очередь, существенно повышает устойчивость лодки как на ходу, так и на стоянке. Лодка практически не имеет кренов, ни в поворотах, ни при перемещениях экипажа по кокпиту или рыбалке в заброс. Перевернуть лодку, свесившись с борта, даже вдвоем, даже пустую – совершенно невозможно.
Большинство имеющихся на рынке лодок катамаранного типа имеют одну общую проблему – они не терпят носовой загрузки. Лодка теряет скорость, начинает рыть носом, поднимать брызги и так далее.
Для решения этой проблемы и повышения мореходности, в носовой части днища добавлена небольшая килеватость. Да, в некоторых случаях килеватость немного снижает максимальную скорость относительно плоского дна. В абсолютных цифрах это 2-3 километра в час. То есть лодка под Тохатсу-18 с одним человеком пойдет не 52-55 км/ч, а 49-50. Груженая не 35, а 33. В обмен на эти крохи мы имеем полную лояльность к носовой загрузке.
Следующий момент – благодаря высокой вклейке дна, мы теряем такой важный для безопасности параметр, как глубина кокпита. Для компенсации этой проблемы, на все наши лодки серии Лидер в обязательном порядке ставятся фальшборта, которые превращают минус в плюс.
Размеры кокпита.
У классической надувной лодки дно шире, чем расстояние между баллонами. Если производитель честный – он укажет расстояние между баллонами в самой узкой точке. Иной укажет ширину дна, а на уровне голеней окажутся более узкие баллоны.
В нашей компоновке кокпит получается небычной формы. У самого днища его ширина 105 сантиметров. Но сразу от днища вверх он начинает расширяться и на миделе имеет уже 150 сантиметров, которые мы и заявляем в ттх. И кокпит реально огромен.
Тем кто не любит НДНД, мы можем предложить замену – дно высокого давления, он же Airdeck. Лодка с таким днищем имеет более высокие скоростные характеристики, так как оно будет без килеватости. По той же причине немного снизится мореходность. Зато, по ощущениям оно будет максимально близко к жесткому дну из фанеры. Такое днище хорошо подойдет, если вы пользуетесь моторами до 10 (реальных) лошадиных сил, или не собираетесь грузить лодку, а хотите кататься налегке, с ветерком.
Теперь о предрассудках.
Многие, кто видит лодку, говорят – она же широкая! Будет парусность, будет скручивать, широкий матрас итд. Только вот нюанс – Ширина лодки 205 сантиметров. Ширина днища 105 сантиметров. То есть, ширина всей лодки в целом – всего на 5-10 сантиметров шире привычных всем 195-200 у многих популярных лодок. Ширина днища – даже уже многих лодок, где днище заходит под баллоны. И где парусность? И где матрас? А тем не менее вот он. Компоновка лодки позволяет установить ходовой тент и использовать ее как палатку с надувным матрасом для двоих человек, что затруднительно в иных лодках. При этом дополнительными элементами жесткости и так жесткой лодки становятся фальшборта.
Тем не менее, для закоренелых скептиков у нас есть облегченный вариант лодки – совсем уже привычные обывателю 193 сантиметра снаружи, 93 по днищу и 138 ширина кокпита на миделе.
О грузоподъемности.
Целевые моторы для нашей лодки это 5-9.9(20) лошадиных сил.
Под мотором 5 л.с. лодка вывозит на глиссирование одного человека, двоих на грани. Сильно зависит от самих людей и конкретного мотора.
9.8 л.с. - это стабильное глиссирование 3 взрослых человек с небольшой поклажей.
18 л.с. - спокойно, без ощутимого порога глиссирования вывозит около 500 кг загрузки. Вероятно и больше, но не довелось пока попробовать.
Ну и о размерах в свёртке. Ширина примерно 130см. Остальные 2 размера - примерно 80х60. Масса самой большой лодки укладывается в 50 кг.
С уважением Николай Белозерский
Пкф Нарвал.