Аккурат под праздник, тот самый День России, который треть граждан вообще не могут опознать и путают то с Днем народного единства, то с днем Петра и Февронии, американский Минфин внес Московскую биржу в так называемый SDN лист, который де-факто отрезал ее от мировой долларовой системы.
Суть этой ограничительной заключается в том, что любые контрагенты, которые рискнут торговать на Мосбирже, немедленно попадут под вторичные санкции США и больше не смогут проводить операции в долларах и евро.
Поэтому буквально через несколько часов Моссковская межбанковская валютная биржа официально заявила, что останавливает торги в парах доллар/рубль и евро/рубль. То есть фактически половина всех валютных торгов на ММВБ остановлена на неопределенный срок (скорее всего, на ближайшие годы).
Одна из главных интриг здесь - как поведут себя китайские банки, рискнут ли работать с подсанкционной Мосбиржей, Национальным клиринговым центром и Национальным депозитарием (они тоже попали в SDN лист). Если нет, то придется вернуться к практике 90-х, когда Центробанк продавал валюту какому-нибудь уполномоченному банку и тот уже на свое усмотрение и по результатам достигнутых договоренностей реализовывал ее за рубли.
Говоря проще, теперь внутри российского рынка больше не существует единой прозрачной площадки, где может определяться хотя бы относительно рыночный курс рубля к "недружественным" валютам.
Его стоимость теперь будет определяться в рамках договоренностей между конкретным продавцом и покупателем, что означает множественность курсов (как это было в 90-х), игры на разнице курсов и непропорциональный рост так называемого "спреда" - разницы между курсом покупки и продажи, что видно уже сейчас.
А это, между тем, для отечественной экономики вопрос сущностный - после реализации нефти и газа за валюту экспортеры должны реализовать 80% своей выручки внутри страны, после чего уже импортеры должны эту валютную выручку приобрести для закупки импортных товаров за границей. Такова уж изощренная механика импортозависимой экономики, ничего не поделать.
Поэтому разброс курсов, невозможность гарантии операций через Национальный клиринговый центр, кратное усложнение всех валютных операций создадут неслабые препоны и для экспортеров углеводородов, и для импортеров ширпотреба, электроники и промышленного оборудования. Иными словами, вырастут издержки, которые и без того были немаленькие из-за "разворота на Восток" (например, поставки российского угля в Китай если не полностью убыточны, то уже близки к этому).
Означает ли это какой-то кардинальный слом финансовой системы? Маловероятно - торговля "токсичными" валютами в России продолжится, физические лица так вообще не заметят, что что-то поменялось, т.к. валютных вкладов все это не коснется. Центробанк заверяет, к слову, что будет считать теперь курс рубля к доллару и евро по внебиржевому рынку и так даже лучше - в большинстве стран, оказывается, именно так и делают.
В этом плане не очень понятно, почему тогда вообще было не закрыть Московскую биржу, которая зачем-то работала еще с середины 90-х? Зачем было ждать решения американского Минфина? Или все же люди, которые вводили в России систему электронных валютных торгов кое-что понимали в стабилизации экономики?
Вопросы это все риторические, разумеется, т.к. в нынешних условиях если не случилось тотальной паники на рынке, то, считай, все отлично, едем дальше. Тем более, что поделать с санкциями против Мосбиржи ни ЦБ, ни правительство все равно ничего не могут.
Лайк и подписка на телеграм приветствуются