Война восьми принцев (291–306 гг. н.э.) – это конфликт, который ослабил и окончательно положил конец династии Западная Цзинь (266–316 гг. н.э.) в Китае и привел к более далеко идущим последствиям по всей стране. Власть семьи Сыма была установлена в государстве Вэй Сыма И (l. 179-251 н.э.) в период Троецарствия до возникновения династии Цзинь. Конфликт принцев возник из-за того, кто будет обладать наибольшей властью в королевской семье Сыма после смерти императора У (имя при рождении Сыма Янь, л. 236–290 н. э.), чей преемник, император Хуэй (имя при рождении Сыма Чжун, л. 259). -307 г. н.э.), был отключен и поэтому легко манипулировал другими.
Война восьми принцев изначально была не столько вооруженным конфликтом между восемью разными дворянами, сколько смертельной игрой в шахматы, в которую играли императрица Цзя Наньфэн (л. 257–300 гг. н. э.) и некоторые князья, а позднее почти равные партии. вооруженных столкновений и тонких заговоров и манипуляций.
Восемь принцев были:
- Сыма Юн, принц Хэцзянь, двоюродный дедушка императора Ву
- Сыма Цзюн, принц Ци, двоюродный брат императора Хуэя
- Сыма Юэ, принц Дунхая, двоюродный брат императора Ву
- Сыма Ай, принц Чанши, сын императора Ву и наложница
- Сыма Ин, принц Чэнду, сын императора Ву и наложница
- Сыма Лунь, принц Чжао, сын Сыма И
- Сыма Лян, принц Рунаня, сын Сыма И
- Сыма Вэй, принц Чу, сын императора Ву и наложница
Все восемь стали известны своим темпераментом или выдающимися качествами во время конфликта. Сыма Вэй обычно известен своим вспыльчивым характером; Сыма Лян за его честь и рыцарство; Сыма Лунь как узурпатор престола; Сыма Ин за его умелое управление; Сима Ай за его смелость и административные навыки; Сыма Юэ за его храбрость и упорство; Сыма Цзюн за его высокомерие; Сыма Юн за его ум и находчивость. Их история рассказана в 59-м томе «Книги Цзинь» (Цзиньшу, ок. 648 г. н.э.), также известной как «История династии Цзинь».
К тому времени, когда война закончится, все эти люди, кроме одного, будут мертвы, тысячи других будут убиты, еще больше изгнано с корнем и останется без крова, а королевство, за которое они сражались, превратится в руины. В конце концов, после всех кровопролитий и страданий, династия Западная Цзинь была захвачена кочевыми сюнну, а беженцы бежали, образовав династию Восточная Цзинь (317–420 гг. н.э.), на смену которой пришла династия Лю Сун (420–479 гг.). СЕ). Война восьми принцев считается одним из самых кровавых эпизодов в истории Китая и уроком абсурдной иронии, поскольку конфликт возник из-за попыток предотвратить именно то, что произошло.
Восстание семьи Сима
Династия Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), пришедшая на смену первой императорской династии Цинь, постепенно ослабевала после ок. 105 г. н.э. из-за различных проблем, включая изоляцию императора от народа и дорогостоящие войны с кочевым народом Сяньби на севере. Армии на границах были более лояльны к своим командирам, чем к императору, и стали еще более лояльными по мере того, как конфликт в Сяньби продолжал уносить жизни китайцев. В засаде Сяньби в 177 году н. э. три четверти китайского контингента были убиты. Тем не менее, император Лингди (годы правления 168–189 гг. н.э.) настаивал на продолжении войны и облагал крестьян высокими налогами, чтобы заплатить за нее.
Крестьяне уже сталкивались с многочисленными проблемами, вызванными наводнением и голодом, и многие землевладельцы, не имея возможности собирать налог с населения, не имеющего ресурсов, покинули свои деревни и перебрались со своими людьми в другие места, которые они затем укрепляли. Однако многие люди не могли позволить себе такую роскошь, и разочарование, которое они испытывали, наконец, выразилось в восстании желтых повязок 184 года нашей эры.
Восстание застало императора врасплох, и он быстро уполномочил региональных губернаторов собрать армии для решения проблемы. Восстание было подавлено в следующем году генералом Цао Цао, но к этому времени все эти губернаторы стали военачальниками со своими собственными армиями, которые теперь сражались друг с другом за территорию и власть. Династия Хань пала, и на смену ей пришел период хаоса, известный как Троецарствие (220–280 гг. н. э.), состоявший из Цао Вэя, Восточного У и Шу Ханя, которые затем воевали друг с другом.
Сыма И был канцлером и соправителем государства Вэй, но после переворота в 249 году н. э. взял на себя полную политическую и военную власть. Сыма И был великим стратегом, который был ответственен за политические и военные победы Цао Цао и теперь использовал те же самые навыки, чтобы укрепить свою власть и обеспечить преемственность своего сына Сыма Ши (л. 208-255 гг. н.э.), а после него - Сыма Чжао (л. 211–265 гг. н.э.). Хотя члены семьи Сыма теперь стояли за правительством, на троне Вэй все еще находился император Цао Хуань (годы правления 260–266 гг. Н. Э.). Сын Сыма Чжао, Сыма Ян, убедил Цао Хуаня отречься от престола в его пользу, а затем основал династию Цзинь, взяв тронное имя императора У Цзинь.
Предыстория проблем
В какой-то момент, вскоре после того, как Сыма Ян занял трон, сяньби были побеждены и порабощены другим кочевым народом, известным как сюнну. Около 280 г. н. э. хунну совершили набег на бассейн Желтой реки, и ничего не было сделано, чтобы их остановить. Те, кто мог бы организовать оборону, не имели на это полномочий, и к тому времени, когда император узнал о набеге, ущерб уже был нанесен, и хунну благополучно вернулись на свою территорию.
Император У, опираясь на уроки прошлого, осознал, что большая часть проблем династии Хань в конце была изоляцией императора от своего народа и армии. Чтобы предотвратить подобный хаос в будущем, а также решить текущие проблемы, такие как очередной набег хунну, император У назначил 27 своих родственников принцами и дал им собственные королевства с армиями, которые должны были держаться на расстоянии. максимум 5000 человек для более крупных королевств, при этом меньшие королевства сохраняют меньше, но все же значительные силы. Такая политика, как он, по-видимому, думал, обеспечит максимальную стабильность, поскольку каждое королевство, которым он правил, находилось под прямым контролем члена семьи, который был ему всем обязан и оставался верным. Не нужно было бы бояться выступающих против него непокорных военачальников в отдаленных округах, не было бы и крестьянских восстаний, поскольку каждый князь позаботился бы о людях в своем королевстве.
План Ву хорошо работал на бумаге, но на практике крестьяне пострадали больше, поскольку их призывали в армию каждого принца, и каждый принц больше заботился о своей власти и королевстве, чем о благополучии государства в целом или людей своих королевств. Эти проблемы усугублялись умственными способностями сына и преемника императора Сыма Чжуна. У императора У было два сына от его первой жены Ян Янь (л. 238–274 гг. н. э.), Сыма Гуй (который умер молодым) и Сыма Чжун, который стал наследным принцем. Сыма Чжуна часто характеризуют как «слабого» или «недееспособного», но сегодня ему поставили бы диагноз «отставание в развитии». Похоже, он функционировал на элементарном уровне и боролся с базовыми навыками разговора и принятия решений.
Советники императора Ву обратили его внимание на инвалидность его сына, но Ву проигнорировал их. У устроил брак своего сына с Цзя Наньфэном, дочерью Цзя Чуна (л. 217–282 гг. н.э.), давнего друга семьи, назначенного судом герцога и советника императора. Цзя Наньфэн обычно характеризуют как коварную, ревнивую, мелочную и безжалостную, и она проявила талант к двуличности в раннем возрасте. Ей было 14, когда она вышла замуж за 12-летнего Сыма Чжуна, и вскоре после этого император наконец обратил внимание на своих советников и задался вопросом, способен ли его сын стать его преемником, введя политику отправки мальчику письменных вопросов, на которые он должен был ответить. Цзя Наньфэн смог легко развеять страхи императора Ву, написав (или попросив слуг написать) ответы, которые император нашел впечатляющими.
Первая жена императора У умерла в 274 году н. э., и он женился на Ян Чжи (л. 259–292 н. э.), дочери своего советника Ян Цзюня (ум. 291 н. э.), которого император назначил регентом Сыма Чжуна. Когда император У умер в 290 году н. э., Сыма Чжун стал императором Цзинь Хуэй, но, неспособный править, он быстро стал самой ценной пешкой в игре, способной захватить и удержать власть.
Цзя Наньфэн движется первым
Ян Чжи, как вдова покойного императора и мачеха нового императора, изначально имела наибольшее влияние на Хуэй и извлекла из этого выгоду, укрепив положение своего отца в качестве регента. Для Цзя Наньфэн, новой императрицы, эта ситуация была невыносимой, и она написала Сыма Ляну (ум. 291 г. н. э.) и Сыма Вэю (ум. 291 г. н. э.), чтобы они приехали в столицу Лоян, чтобы помочь ей. Сыма Вэй прибыл со своей армией, не встретив сопротивления со стороны представителей центрального правительства, а Цзя Наньфэн обвинил Ян Цзюня в измене. Хотя история обращается с ней так, как она, кажется, заслуживает, на самом деле она была права в этом – почти наверняка, не зная об этом – поскольку Ян Цзюнь ранее изменил волю императора Ву, чтобы получить выгоду и расширить свое положение.
Используя свой старый метод письма от имени мужа, Цзя Наньфэн издала указ, осуждающий Ян Цзюня и приказывающий Сыма Вэй атаковать войска Янга. Пока это происходило, Ян Чжи написала свои собственные указы, которые затем выпустила из окон дворца, осуждая Цзя Наньфэна и требуя помощи. Цзя Наньфэн обвинил ее в измене, а после разгрома войск Ян Цзюня и его казни Ян Чжи был помещен под домашний арест и умер от голода. Затем были казнены тысячи членов семьи Ян и их сторонников.
Затем Сыма Лян взял на себя управление, чтобы сохранить мир, но, поскольку он отклонил более раннее предложение Цзя Наньфэна свергнуть Ян, она подделала еще один императорский указ от имени своего мужа, обвиняя Сыма Ляна в измене, и он был убит Сыма Вэй. Затем она рассказала, что Сыма Вэй подделал указ, а Сыма Лян невиновен. Сыма Вэй потерял лицо, был оставлен своими последователями и вскоре был казнен.
Сыма Лун движется следующим
Манипуляции Цзя Наньфэна сработали так, как она надеялась, но на ее пути к полному контролю было еще одно препятствие: Сыма Юй (l. 278-300 н. э.), ее пасынок. Император У дал Сыма Чжуну наложницу Се Цзю, чтобы она научила его сексу, а Сыма Ю был их сыном и, следовательно, законным наследным принцем, поскольку Цзя Наньфэн до сих пор не мог произвести на свет наследника мужского пола. Цзя Наньфэн пригласил Сыма Юя во дворец на пир и, когда он был пьян, попросил его написать план убийства императора Хуэя и ее самой и сделать себя императором. Затем она представила этот документ мужу и потребовала казни Сыма Юя. Император Хуэй отказался убить своего сына и вместо этого понизил его до статуса простолюдина.
Принц Сыма Лунь (ум. 301 г. н. э.) из Чжао был одним из доверенных лиц Цзя Наньфэна, но на самом деле ждал возможности уничтожить ее. Он предложил Цзя Наньфэну убить Сыма Юй, прежде чем у молодого человека появится возможность изложить свое дело перед отцом, возможно, разоблачив ее. Цзя Наньфэн последовала его совету, убила своего пасынка, а затем была удивлена указом Сыма Луня, обвиняющим ее в измене и убийстве. Он заставил ее покончить жизнь самоубийством, убил ее семью и сторонников, а императора Хуэя поместил под домашний арест, объявив себя императором в 301 году нашей эры.
Война принцев
Сыма Цзюн (ум. 302 г. н. э.), Сыма Ин (ум. 306 г. н. э.) и Сыма Юн (ум. 306 г. н. э.) объединили свои силы против Сыма Луня, разгромили его армии и вынудили его покончить жизнь самоубийством. Впоследствии, в соответствии с политикой, они убили его сторонников и семью, а Сыма Цзюн восстановил власть императора Хуэя. Сыма Цзюн наделил себя всеми полномочиями императора, хотя якобы действовал в интересах императора Хуэя, и наградил Сыма Ина и Сыма Юна высокими постами, чтобы они были довольны.
Однако Сыма Юн был недоволен претензиями Сыма Цзюн и поэтому начал заговор с целью прийти к власти. Он сочинил историю о том, что Сыма Ай (ум. 304 г. н. э.) замышлял заговор против Сыма Цзюн, и позволил этой истории распространиться в надежде, что Сыма Цзюн уничтожит Сыма Ай, ослабив себя в процессе, а затем легко падет перед Сыма Юном. Сыма Ай смог уклониться от сил Сыма Цзюн, однако контратаковал и убил Сыма Цзюн. Когда Сыма Юн прибыл в Лоян, он обнаружил, что Сыма Ай контролирует и командует значительными силами. Сыма Ай тогда вел себя как император и осмелился говорить в интересах Хуэя.
Сыма Юн выжидал в надежде на какой-нибудь несчастный случай (который он пытался спровоцировать) с Сыма Аем, но когда этого не произошло, он объединился с Сыма Ином, чтобы свергнуть Ая. В конце концов Сыма Ай был схвачен и убит Сыма Ёном. Сыма Юэ (ум. 311 г. н. э.), Сыма Ин и Сыма Юн тогда разделили богатство и власть столицы. Однако Сыма Юэ завидовал богатству Сыма Ина и убедил императора Хуэя в его нелояльности и планировании переворота. Юэ и Хуэй объединили свои силы против Инь, но были побеждены, а Хуэй взят в плен Ином.
Сыма Ин отвез Хуэя в Лоян, который тогда находился под контролем Сыма Юна. Сыма Юэ перегруппировался и атаковал, победив Сыма Юна в битве в 305 году нашей эры. Сыма Ин и Сыма Юн были казнены в следующем году, а их семьи и сторонники убиты. Император Хуэй умер в 307 году н.э., скорее всего, был отравлен, и Сыма Юэ был последним оставшимся принцем, но со смертью императора Хуэй трон перешел к следующему кровному родственнику, некоему Сыма Чи (известному посмертно как император Хуай, л. 284–313). CE), младший сын императора У и одна из его наложниц. Сыма Юэ умер в 311 году нашей эры по неизвестным причинам, но, учитывая количество неприятностей, которые он причинил императору Хуаю, он, скорее всего, был отравлен.
Заключение
На протяжении последней части Войны восьми принцев (ок. 300–306 гг. н.э.) различные антагонисты часто использовали наемные силы тех самых хунну, которые вдохновили императора У наделить принцев полномочиями с их собственными королевствами и армиями. После смерти Сыма Юэ в 311 г. н.э. Лоян был захвачен лидером сюнну Лю Цуном (ум. 318 г. н.э.), который казнил Сыма Чи в 313 г. н.э. Сыма Чи сменил Сыма Е (известный посмертно как император Мин, ум. в 318 г. н.э.), который сдался сюнну в 316 г. н.э. и был казнен два года спустя.
Быстрый упадок Западной Цзинь между 300–304 гг. н. э. привел к возникновению туманного периода, известного как Шестнадцать королевств (ок. 304–439 гг. н. э.), в течение которого иностранные «варварские» племена, в том числе сюнну, основали свои собственные владения по всему Китаю одновременно с Китайские династии. Выжившие при дворе Западного Цзинь были вынуждены бежать из Лояна и основать династию Восточная Цзинь в 317 году н. э. в Цзянькане (современный Нанкин), но он был так же полон коррупции и интриг, как и старый двор, и, кроме того, встретило сопротивление со стороны уже утвердившихся в регионе кланов, привыкших к своей форме правления. Несмотря на это, им удалось сохранить власть до 420 г. н.э., когда они были свергнуты Лю Юем (л. 363–422 гг. н.э.), основателем династии Лю Сун.
Война восьми принцев является подходящим кодом для периода Трех Королевств, который был отмечен тем же уровнем жестокости, что и путь к власти, и таким же пренебрежением к простым людям, которые, по утверждениям каждой фракции, они представляли. В оба периода аристократия использовала простых людей как корм в своих бессмысленных битвах за самовозвеличение, тогда как они могли с легкостью приложить те же усилия к реальному повышению уровня жизни в стране и улучшению, а не разрушению жизни.
В конце концов, в обоих случаях антагонисты предали свои собственные идеалы из-за своего эгоизма и жажды власти. Хотя период Троецарствия, особенно, и Война восьми принцев, в меньшей степени, уже давно романтизированы в литературе, ни один китайский крестьянин того времени не нашел бы романтического ни в одном из них.
Приглашаю подписаться на телеграм канал Истории