Найти в Дзене
Эпос Клио

«Возьми кусочек мыла, сожми и прими ректально»: 7 трудностей из жизни монахов в Средневековье

Оглавление

Жизнь монахов в Средние века была наполнена множеством лишений и тягот. Однако, вся эта чудная смесь обрядов, проблем и абсурдных ситуаций по-своему закаляла монахов и вела их к высоким идеалам служения.

В постоянном напряжении

В Средневековье монастыри чаще всего подвергались набегам викингов. Существовала даже специальная молитва: «Господи, защити от стрел мадьяров и мечей норманнов!». Многие священные обители превращались в настоящие крепости. Но не только язычники-захватчики разоряли монастыри.

Однажды барон Джон Фицалан со своим войском «навестил» женский монастырь. Его воины ограбили святое место, пленили монахинь и спешно ретировались на свои корабли.

Фрагмент картины «Молодая монахиня выглядывающая из-за ставни», неизвестный художник, 1800-е гг.
Фрагмент картины «Молодая монахиня выглядывающая из-за ставни», неизвестный художник, 1800-е гг.

Но пришли беда — стихия ни на шутку разбушевалась. Чтобы часть кораблей не пошла на дно от перегруза, барон приказал «отпустить пленниц» в открытое плавание. Но план Джона Фицалана не сработал, и он вместе со своей свитой пошёл ко дну.

Мои вши — моё богатство

Бытует миф, что в период Средневековья люди не умывались, не мылись и только и делали, что валялись в грязи. На самом деле даже простолюдины каждое утро умывали лицо и руки, а знать могла позволить себе ванны. У монахов же с гигиеной дела обстояли по-разному.

В монастырях часто устанавливали «лаватории» — это такие каменные чаши с проточной водой для ритуала омовения. Самые суровые аскеты пренебрегали купаниями, видя в этом «умерщвление плоти». От таких монахов исходил «запах святости», а вшей они именовали «божьими жемчужинами».

Фрагмент картины «Католический монах», Александр Антонович Риццони, 1881 год.
Фрагмент картины «Католический монах», Александр Антонович Риццони, 1881 год.

Даже высокопоставленные духовные лица в Средние века мучились от вредителей. По словам одного летописца «одежда архиепископа Томаса Беккета так кишела вшами, что они сыпались с него горстями».

Кто испортил книгу?

Обученные грамоте монахи, почтенные члены орденов и даже аббаты занимались переписыванием книг. Каждый недочёт в таком деле считался грехом. Настоятели запугивали молодых монахов, убеждая, что демон Титивиллус заставляет их отвлекаться и ошибаться. Мол, все помарки и недочёты он заберёт себе в мешок, а в Судный день зачитает их.

Первое упоминание Титивиллуса встречается в «Покаянном трактате» 1285 года Иоганна Галенсиса.  Фрагмент рисунка Титивиллуса рядом со столом писца, XIV век.
Первое упоминание Титивиллуса встречается в «Покаянном трактате» 1285 года Иоганна Галенсиса. Фрагмент рисунка Титивиллуса рядом со столом писца, XIV век.

Зачастую свой след на бумаге оставляли кошки, птицы и другие существа. На одной средневековой рукописи остались следы кошачьих лап, наступивших в чернила. Можно только представить, что чувствовал монах, уйму времени трудившийся над книгой!

Не поцелуй, а обычай

По уставу Монашеского ордена Бенедиктинцев одной греховной мысли уже было достаточно, чтобы считаться согрешившим. Поэтому при малейшем намёке на гнев настоятеля молодые монахи должны были падать ниц и целовать пол, как героиня Мария в «Звуках музыки».

Монахи также обязаны были мыть ноги гостям и «прикладываться своими губами к их губам» — то есть «братски целовать». Это — ритуальный обычай, схожий с традицией народов Севера приветствовать дорогих гостей.

Ни о каких плотских утехах здесь речи не идёт, несмотря на то, что художники иногда показывали монахов в дурном свете. Фрагмент гравюры «Монах, пристающий к женщине», Корнелис Дюсарт, 1680-е гг.
Ни о каких плотских утехах здесь речи не идёт, несмотря на то, что художники иногда показывали монахов в дурном свете. Фрагмент гравюры «Монах, пристающий к женщине», Корнелис Дюсарт, 1680-е гг.

А в Чистый четверг служители смиренно омывали и лобызали ноги деревенской бедноте. Кстати говоря, в XII веке целование ноги Папы Римского было регулярной частью ритуала коронации императоров.

Последний экзорцист

В Средние века многие беды объясняли кознями «нечистой силы». Для изгнания бесов использовали крест, святую воду и молитвы. Но порой объект экзорцизма сопротивлялся, и тогда священники шли на крайние меры — применяли физическую силу или выдавали несчастному билет в один конец.

Фрагмент картины «Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник», Франсиско Гойя, 1788 год.
Фрагмент картины «Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник», Франсиско Гойя, 1788 год.

Католический святой и основатель ордена премонстрантов Норберт Ксантенский хлестал одержимого, а тот лишь огрызался: «Твои плети меня не погубят, а угрозы не устрашат!». И когда священники уже отчаялись, одержимый выдал им подсказку — ему вдруг вздумалось, что изгнать нечистую силу может только конкретный святой. Опытные экзорцисты живо ухватились за эту ниточку.

Хитрости и шантаж

Монахов могли ограбить даже собратья. Епископ Хью Линкольнский, например, посетив монастырь, откусил кусочек мощей Марии Магдалины! «Разве мы не принимаем зубами Тело Христово?» — ошарашил он монахов. За такой поступок Хью и был впоследствии канонизирован. В те времена книги стоили баснословных денег, но давать их другим монахам было принято бесплатно. Аббаты просто обожали монастырские фолианты!

Фрагмент картины «Спорящие монахи», Карл Шпицвег, 1860 год.
Фрагмент картины «Спорящие монахи», Карл Шпицвег, 1860 год.

Взять книгу — пустяк, но когда дело доходило до её возврата, начинались хитрости. «Вы что, братья, рехнулись? Такую драгоценную книгу нести по улице при народе? Ее мигом стырят, плутишки эдакие!»

А один монах и вовсе отказывался отдавать рукопись. Ждал, что ему пожертвуют волосок из бороды самого святого! Ох уж эта братия!

Возьми кусочек мыла!

Рацион средневековых монахов был однообразным, но при этом весьма сытным. Главными лакомствами считались хлеб, элевое пиво и... угри! Эту рыбу высоко ценили, ведь она была «постной» и, как верили, «не приводила к плохим мыслям». Крестьяне даже платили угрями оброк монастырям.

Монахи ели бобровые хвосты, «принимая их за рыбью чешую». Остальные части либо выбрасывались, либо использовались парфюмерами для изготовления духов. Прибрежные же обители без зазрения совести лакомились дельфинами, называя их рыбами.

В 1336 году папа Бенедикт XII смягчил постные правила, разрешив употреблять в пищу мясо. И в монастырском меню появились баранина, говядина, свинина и дичь. Трапезы стали ещё более обильными, а режим питания — нерегулярным: зимой один приём пищи, летом — два.  Фрагмент картины «Четыре монаха, Клаудио Ринальди, XVIII век.
В 1336 году папа Бенедикт XII смягчил постные правила, разрешив употреблять в пищу мясо. И в монастырском меню появились баранина, говядина, свинина и дичь. Трапезы стали ещё более обильными, а режим питания — нерегулярным: зимой один приём пищи, летом — два. Фрагмент картины «Четыре монаха, Клаудио Ринальди, XVIII век.

Неудивительно, что пиршества провоцировали проблемы с пищеварением. В английском аббатстве Мачелни для решения проблемы возвели отдельное двухэтажное здание — уборную на 40 человек! Монахи исправно собирали рецепты для борьбы с расстройствами желудка.

Например, для послабления используй фрукты, или «возьми кусочек мыла, сожми и… прими ректально. А потом ложись отдыхать». Ох, не позавидуешь тем самоотверженным монахам, кто решился на подобную процедуру!

———
С вами был «
Эпос Клио».