Давненько я не читала на ходу! Первая художественная книга автора, "Рассечение Стоуна", тоже понравилась, но едва ли вполовину так, как "Завет воды". Толстячок, конечно, увесистый - 800 страниц. Но оторваться невозможно.
Абрахам Вергезе (род. 1955) - человек сложной национальной принадлежности. Он родился в Эфиопии у родителей-индийцев, приехавших в Африку поработать учителями. Медицинское образование получал в Эфиопии, Индии и США (где и живет по сей день). Все три страны, по сути, стали родными, и о каждой писатель может говорить со знанием дела. И если "Рассечение Стоуна" базировалось на африканских впечатлениях, то "Заветы воды" посвящены исторической родине - Индии.
Сюжет настолько обширен и плотен, что сложно изложить его в нескольких предложениях. Это и семейная сага, охватывающая жизнь трех поколений с 1900 по 1977 годы. И роман о христианской общине штата Керала, расположенного на юго-западе Индии. И о южном городе Мадрасе (сегодняшний Ченнаи). Роман об Индии вообще, ее сложной истории XX века. О взаимоотношениях между индийцами и белыми. О кастовом разделении. А еще это - медицинский роман. И роман об искусстве. И философский роман о смысле жизни и поиске своего пути. О несбывшихся надеждах, которые становятся не концом, а новым началом. И роман о любви. Это реалистичный роман, но с тонким налетом магического реализма. Или попросту магии Индии?
"Завет воды" захватывает с первых же страниц. И разрушает шаблоны. Читатель видит, что сорокалетний вдовец берет за себя жену-дитя, привычно готовится к трагическому описанию несчастного брака и... ничего подобного не происходит. Кажется, по ходу сюжета ну просто обязан возникнуть конфликт между кастами... и он возникает, но совершенно не такой, как следовало ожидать (Джоппан и Филипос). Мы следим за становлением талантливого молодого хирурга, ждем от него великих свершений... и не дожидаемся. Гадаем, как именно автор сведет судьбы индийской семьи и шотландского доктора. Наверняка же он женится на дочери героини? А это вдруг оказывается решительно невозможно. В какой-то момент появляется еще один, явно важный, герой повествования, швед Руни Орквист. И он даже знакомится с семейством Парамбиль! Ждем долгой интересной истории и более тесного переплетения двух сюжетных нитей, но опять - нет. Вернее - да, но опять-таки совсем не так.
А уж как удивит имя одного из персонажей! И совершенно изумительная история его наречения!
Не раз и не два возникает впечатление, что Абрахам Вергезе намеренно строит шаблонные ситуации и тут же разрушает их. Если и есть роман, предугадать события в котором окажется не под силу даже искушенному читателю - это "Завет воды". Но при этом сюжет развивается естественно, практически все повороты логичны, авторского произвола не ощущается.
Ну, почти: несколько моментов все-таки, несмотря на все мое восхищение книгой, царапнуло. Во-первых - нарочито огромное количество несчастий и смертей. В жизни рядового человека таких трагедий в таком объеме практически не случается. Тут, конечно, ощущается искусственное сгущение автором красок.
И второе - история Филипоса. Вроде бы такой хороший мальчик, уверенный в себе, стремящийся и способный преодолевать трудности с детства. Как, в какой момент он стал тем, кем стал? Город сломил? Но ведь до самой свадьбы Филиппос продолжал бороться и идти к своей цели. И вдруг в единый миг вместе уверенного и твердолобого парня перед нами возник нерешительный мямля с задатками шовиниста. В общем, причины остались для меня неясны, а столь резкая перемена - неубедительна. Сюжетная дыра.
Ну а эпизод со злосчастным деревом - самый неудачный во всем романе. Уж слишком предсказуемо все случилось, с кучей намеков на приближающуюся трагедию, глупо и не логично. Родители же знали об особенности своего ребенка. Не могли не понимать, что обязательно произойдет.
Ну и сама роль джекфрута в жизни Филипоса неясна. Вроде бы дерево едва ли не сакральное, память об отце, своеобразный талисман для самого Филипоса. Но тут же и Самуэль, и Большая Аммачи не против избавиться от него. А уж просьба Элси кажется слишком нарочитой и вызывающей: она же не могла не знать, какую роль играет это плаву в жизни мужа. Как же язык повернулся такое попросить? Захотела утвердить свою власть над Филипосом? Унизить его? Ситуация с деревом, на мой взгляд, в первую очередь показала нелюбовь именно Элси к мужу, а не наоборот.
Вообще Элси - тоже не вполне ясный характер. Талантлива - да. Но при этом эгоистична, властолюбива, эксцентрична. Замуж вышла исключительно из любви к творчеству. Ну и плюс легкая симпатия к Филипосу. Сложно сказать, неудача ли это автора или, напротив, весьма характерное описание противоречивой натуры творческого человека, когда гениальность становится выше человеческих законов (невольно приходит на ум "Луна и грош" Моэма). Однако не оставляет ощущение, что Вергезе создавал все-таки положительного персонажа.
В любом случае искусственность в жизненных перипетиях этой пары сильно ощутима. Убери этот брак (в нескольких словах рассказав о похожем в прошлом героини) и оставь только красивую линию Элси и Дигби - роман бы выиграл. А Филипос, который не смог жениться на любимой женщине, как раз обоснованно и ударился бы во все тяжкие.
Но в остальном - потрясающая книга. Тут много трагических страниц, но хватает и юмора. Особенно запомнилось, как Филиппос изучал английский и впервые заговорил на нем с посторонним. Строки настолько великолепные, что мой внутренний филолог пищал от восторга. Хотела привести цитату - но нет, никаких спойлеров, чтобы не портить удовольствия!
Но вот другой пример:
"- ...Каково ваше мнение об этих картинах?
- Э, что ж... они не так уж плохи.
- То есть вам нравится? - Каштановые глаза пристально смотрят на него. И он не может солгать.
- Ну, так далеко я не стал бы заходить".
Понравилась и философская подоплека романа. Казалось бы, откуда по завершении чтения - приятное послевкусие, чувство надежды? Практически не у кого из персонажей судьба не сложилась так, как мечталось. Но это-то, как ни парадоксально, и внушает оптимизм. Ничего в жизни не бывает идеально, прямая только одна дорога - от рождения до смерти. Недаром говорят: хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Однако это, исподволь внушает Вергезе, не повод опускать руки. Человеку свойственно ошибаться, но нет и единственно правильного пути. Каждая тропинка куда-то ведет. Как вода, как бы прихотливо не текла, в конце концов окажется в океане, так и человек, как бы не жил, свой путь пройдёт. А какой - загадка до самого конца, ведь судьба - штука изменчивая и прихотливая, словно ручеек. В любой момент все может измениться. Недуг, передающийся по наследству в семье Большой Аммачи - аналог некоей неизвестной переменной, свойственной каждой судьбе.
"Недуг лишает многого, но он же одаривает тем, чего человек, возможно, и не желал".
Одним словом, что ни делается - возможно, к добру, а не к худу. А лучшей поддержкой для любого человека будет семья. Притом не обязательно кровная, но в первую очередь - по духу. И не обязательно в составе на текущий момент: уехавшие и даже умершие и их дела никуда не делись. Грядущие поколения тесно связаны с минувшими. Вода соединяет "их всех во времени и пространстве, как было всегда. Вода, в которую она вошла минуту назад, уже утекла, но все же она по-прежнему здесь, прошлое, настоящее и будущее связаны неумолимо, как воплощенное время. Таков завет воды: все они, как текущая вода, связаны своими действиями и бездействием, и никто не остается один в этом потоке".
В общем, отличная книга.