Формирование и укрепление у ребенка социальных навыков – одна из важнейших задач детских организаций. Учитывая, что основным инструментом развития выступает игра, мы приводим ниже 13 игровых техник, которые помогут развить социальный и эмоциональный потенциал детей и подростков в вашем учреждении:
1. Взаимность через чередование
Поощрение детей слушать и отвечать своим товарищам по игре помогает одновременно задействовать мышление и чувства в процессе игры. Например, дети могут по очереди катать мяч туда-сюда или играть в игру «Съедобное- несъедобное.»
2. Установление связей.
Помочь детям понять точку зрения другого человека можно с помощью простой игры, когда дети садятся в круг и перекатывают мяч от одного к другому. Перекатывающий называет имя своего соседа, пока мяч катится к нему. Получив мяч, дети задают вопрос или делятся тем, за что они благодарны этому ребенку.
3. Помощь другу.
Дети и подростки часто склонны помогать друг другу. Они с удовольствием играют в групповые игры, которые способствуют сотрудничеству и поддерживающему поведению. Например, детям может понравиться игра "Застрял в грязи": игрок, который "застрял", должен пробежать вокруг и обвести как можно больше других игроков. Когда игрок отмечен, он "застревает в грязи" и должен стоять на месте, расставив ноги и руки. Игроки без меток могут освободить застрявших игроков, проползая под их ногами. Игроки не могут быть помечены, пока ползают под ногами. Игра заканчивается, когда все игроки будут отмечены и "застрянут в грязи".
4. Саморегуляция в действии.
Такие игры, как «Море волнуется раз» или «Светофор», дают детям и подросткам возможность поупражняться в следовании указаниям и регулировании собственного поведения, одновременно общаясь с товарищами по игре.
5. Игра в притворство.
Этот вид игры, если она сложная и трудная, может стать прекрасным способом научить детей сохранять спокойствие при возникновении проблем. Притворная среда обеспечивает благоприятную и отстраненную обстановку, в которой дети решают проблемы в образе, а не сталкиваются с ними лицом к лицу. Воображаемое пространство может предложить безопасное место для практики и опробования идей решения проблем.
6. Шарада эмоций.
Шарады - отличная игра, которая может быть очень веселой. Разыгрывание движений или слов, отражающих доброту и заботу, может стать хорошим способом повышения социальной компетентности.
7. Не забывать о чувствах.
Найдите время во время игр, таких как карточные игры, рассказы или игры с Lego, чтобы обсудить, что чувствуют наши друзья. Задавайте вопросы о том, какие эмоции могут испытывать другие во время игры, основываясь на языке тела и мимике. Наконец, проверьте вместе с детьми правильность их предположений. Отпразднуйте вместе с детьми успех в проявлении внимательности.
8. Создание истории.
Раздайте группе детей четное количество жетонов. Предложите первому ребенку начать рассказ с предложения или персонажа. Затем двигайтесь по группе, предлагая каждому ребенку дополнить историю. После того как каждый рассказчик расскажет свою историю, он кладет жетон в центр. Игра заканчивается, когда жетонов больше не остается. Цель этого опыта - убедиться, что дети слушают и реагируют на каждую часть истории и развивают то, что сказали их друзья.
9. Совместные игры.
Чтобы повысить уровень просоциального поведения, предложите детям принять участие в совместных играх, в которых они работают в командах или парах для достижения цели. Один из примеров - игра под названием "Фруктовый салат". Пары детей садятся на пол так, чтобы их ноги касались друг друга в ряд. Каждая пара пронумерована. Затем ведущий выкрикивает номер, и эта пара вскакивает, бежит вокруг группы и снова находит свое место. Побеждает самая быстрая пара.
10. Командное строительство.
Любая форма игры, способствующая сотрудничеству в команде для строительства определенного объекта из блоков или Lego - отличный способ поощрения общения, переговоров и координации.
11. Социальное садоводство.
Садоводство - это, как правило, очень приятное занятие, но если заниматься им с другом или группой детей - это отличный способ отработать просоциальные навыки. Совместное проектирование и посадка сада помогут детям понять, что такое переговоры, взаимовыручка и коллективная ответственность.
12. Эффективное спортивное поведение.
Спортивное поведение, позволяющее эффективно работать в команде, иногда называют эффективным спортом для детей. Участие в командных видах спорта - отличный способ попрактиковаться в правильных эмоционально поддерживающих отношениях. Например, не хвастаться при победе, поздравлять победителя, проявлять уважение к другим игрокам и подбадривать новых членов команды, когда они осваивают игру.
13. Доверие и забота.
Ведение друга по игровой площадке с завязанными глазами или задом наперед - отличная игра, которая помогает детям увидеть вещи с точки зрения другого человека. Это помогает повысить уровень сознания детей, поскольку они должны с большой осторожностью думать о том, как позаботиться о своем друге и его потребностях, чтобы передвигаться по площадке или выполнить задание.
Заключение
Когда взрослые и дети вместе работают над развитием социальных и эмоциональных навыков, в результате всегда открываются большие возможности. По мере того, как мышление и чувства детей приходят в соответствие, их самоощущение способно изменить то, как они видят себя и как участвуют в жизни своего мира. Эти изменения могут также позволить ребенку создавать и укреплять позитивные отношения. В конечном итоге это способствует развитию чувства самостоятельности и способности ставить себя на место друзей, создавая доверительные и безопасные связи.
Максимально используя богатство ключевых людей в жизни ребенка, психологи, учителя и воспитатели могут совместно моделировать и поощрять просоциальное поведение, что обеспечивает ребенку или подростку полноценную и здоровую жизнь, наполненную дружбой.