Подозревая налогоплательщика в так называемом «дроблении бизнеса», налоговая (зачастую в совместных проверках с другими правоохранительными органами) доказывает наличие умысла налогоплательщиков на противоправное поведение, как по статьям налогового, так и уголовного кодекса.
Налоговой необходимо будет доказать, что:
· дробление бизнеса осуществлялось умышленно, а не случайно. То есть налогоплательщики действовали с прямым или косвенным умыслом;
· основной целью дробления было получение налоговых преимуществ, а не реальное ведение самостоятельной хозяйственной деятельности;
· действия налогоплательщиков координировались, существовала согласованность и взаимосвязь между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
· создание множества взаимозависимых субъектов именно для получения необоснованной налоговой выгоды, а не по иным, экономически оправданным причинам.
Признаки дробления бизнеса
Налоговые органы рассматривают и выявляют различные признаки дробления бизнеса, например:
· согласованность действий разных юридических лиц и ИП, составляющих схему дробления;
· использование подставных организаций, то есть подконтрольных фирм-однодневок для искусственного регулирования затрат, манипулирования и уменьшения уплачиваемого НДС и увеличения расходов, либо использование подконтрольных компаний для операций, которые фактически не играют никакой экономической роли, но формально присутствуют в финансовых операциях;
· наличие единого управленческого центра, отдающего указания формально самостоятельным организациям;
· наличие фактического распределения функций, активов, ресурсов вопреки их юридическому оформлению;
· внутренняя бухгалтерская, управленческая документация, оперативные отчеты, планы, стратегии по оптимизации налогообложения путем дробления бизнеса, инструкции, регламенты для обособленных подразделений о порядке взаимодействия, перераспределения активов, ресурсов, управленческие отчеты, в которых прослеживается единое руководство над формально самостоятельными субъектами, переписка, служебные записки, отражающие согласованность действий, опровержение формальной самостоятельности организаций и доказывающие их фактическую взаимозависимость, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды;
· отсутствие реальной самостоятельности вновь созданных субъектов;
· почти одновременные переводы денежных средств между счетами различных организаций по одинаковому сценарию;
· фиктивное предпринимательство, приводящее к избежанию трудовых обязательств и выплат налогов, когда работники в действительности являются наемными сотрудниками, а не самостоятельными предприятиями (ИП и самозанятыми);
· быстрое перемещение денег через цепочку взаимосвязанных структур с последующим обналичиванием;
· совпадение платежных реквизитов, контрагентов, назначений платежей в операциях разных организаций;
· отсутствие экономической целесообразности во взаиморасчетах,
и другие.
Только доказав направленность умысла налогоплательщиков на противоправное поведение, ФНС сможет привлечь их к ответственности.