Найти в Дзене

Грелка царя Давида

Давид в свои последние дни жизни и Ависага Сунамитянка (1879), Педру Америку
Давид в свои последние дни жизни и Ависага Сунамитянка (1879), Педру Америку

В Третьей книге Царств царь Давид предстаёт дряхлым и худосочным стариком, который, дрожа от холода, целыми днями щелкает своими жвалами, несмотря на тёплые покрывала, которыми его укрывают преданные слуги. Положение отчаянное. Если не предпринять срочные меры, то царь умрёт. Его лекари (согласно Иосифу Флавию) и слуги хорошо знают старого ловеласа и находят решение. Они считают, что лучшее средство для утешения Давида – привести ему в постель обнажённую девушку, которая лёжа на его груди могла бы согреть его своим пылким юным телом.

Хотя Давид был женат, как минимум, восемь раз и в его распоряжении немало наложниц, которые считали священным долгом посвятить себя благородному супружескому делу, тут, чтобы отвратить судьбу необходимо, чтобы девушка была девственницей. И старый монарх не дрогнул, незамедлительно согласился подчиниться такому терапевтическому ограничению.

На иллюстрации 11 века Давид, в нетерпении выглядывающий из маленького окошка своего дворца, и Ависага, чьё лицо появляется в дверях носилок, возложенных на быках, которых ведёт слуга (Греческая рукопись 1335 г. с текстом Евсевия Кесарийского)
На иллюстрации 11 века Давид, в нетерпении выглядывающий из маленького окошка своего дворца, и Ависага, чьё лицо появляется в дверях носилок, возложенных на быках, которых ведёт слуга (Греческая рукопись 1335 г. с текстом Евсевия Кесарийского)

Ревностные слуги отправились во все уголки Земли Израильской в поисках девы, которая обладала бы тремя качествами – Юность, Красота и Девственность. Прибыв в город Сунама, расположенном на утопающей в зелени северной равнине Изрееля (или Есдрелона) в Галилее, они встретили деву несравненной красоты и чистоты со сладкозвучным именем Ависага.

Еврейская традиция предполагает, что выбор был сделан с определенной целью. Ависагу, якобы, выбрали из-за её священнического происхождения. Сунама был известен как священное место. Таким образом, её присутствие могло символизировать для Давида своего рода очищение.

Ависага и слуга возле постели Давида (иллюминированная Библия из монастыря Алкобаса (Португалия), ок. 1220)
Ависага и слуга возле постели Давида (иллюминированная Библия из монастыря Алкобаса (Португалия), ок. 1220)

Процессия прибыла во дворец и Ависагу срочно ввели в царские покои, где томилось измождённое тело Давида под неусыпным взором жены Вирсавии. И деве пришлось согревать иссохшие и онемевшие члены немощного старика. Некоторые апокрифические тексты рассказывают, что Давид сделал её своей последней законной женой, хотя Библия утверждает, что царь не познал её (3 Царств 1,4).

Святой Иероним (создатель канонического латинского текста Библии, Вульгаты) в послании к Непотиону, когда сам уже был стариком, и кровь застывала в его жилах, вспоминал историю с очаровательной Ависагой, которую переводил много лет назад. Но он откровенно не одобрил легкомысленного поведения Давида и напомнил что Авраам, Исаак и Моисей в старости довольствовались бутылями с горячей водой для согревания тела.

Давид, Вирсавия и Ависага (1888), Фредерик Гудолл
Давид, Вирсавия и Ависага (1888), Фредерик Гудолл

В 18 веке жил один безбожник, прослывший «очень весёлым и остроумным», который не упускал случая посмеяться над Библией. В библейской и памфлетической трагедии «Саул» Вольтер с превеликим удовольствием пародирует этот библейский эпизод (акт пятый, сцена III).

Давид (Вирсавии)
– Послушай, я старею, а ты уже не красива. У меня всегда холодные ноги, мне нужна девушка пятнадцати лет, чтобы согревать меня.
Иоав
– Ей-ей, господин мой, я знаю одну, которая подойдет вам, её зовут Ависага из Сунама.
Давид
– Приведите её ко мне, приведите её ко мне срочно, пусть она согреет меня.
Вирсавия
– По правде говоря, ты безобразный развратник, фи! В твоём возрасте, что ты собираешься делать с девочкой?
Иоав
– Мой господин, вот она, позвольте мне представить её вам.
Давид
– Иди сюда, девочка! Согреешь меня?
Ависага
– Да, господин, я согревала и других.
Вирсавия
– Так ты меня бросаешь, ты больше не любишь меня!

История с Ависагой имеет продолжение. К ней неравнодушен Адония, сводный брат Соломона, сын Давида и царевны Аггит, и он жаждет получить в наследство «грелку» отца. Не лишенный смелости Адония просит Вирсавию заступиться за него перед её сыном, Соломоном (3 Царств 2,13-25). Но всё непросто, да и не бескорыстно с его стороны. Владение одной из жён или наложниц ушедшего в мир иной правителя на Ближнем Востоке в архаичные времена давало право на наследование. Так поступил мятежный сын Давида Авессалом, который приватизировал гарем отца и заявил, что он преемник царства. По сути, он пытался совершить государственный переворот, который, однако, провалился (2 Царств 16:22).

Вирсавия приводит Давиду Ависагу (1779), Ричард Ирлом
Вирсавия приводит Давиду Ависагу (1779), Ричард Ирлом

Давид стар, ему предстоит «путь всякого человека на земле», смерть, и Адония спешит взять инициативу в свои руки. Он готовит «колесницы, коней и пятьдесят человек, чтобы идти перед ним», договаривается с начальником войска Иоавом и священником Ивиафаром, устраивает великое жертвоприношение, сжигая овец, волов и жирных телят на камне Зохелет, приглашает всех своих братьев, царских сыновей и всех людей Иуды служить ему как царю, исключая пророка Нафана, Бенаию, самых доблестных воинов и Соломона. Факт серьезный, потому что всё это предваряет его провозглашение царем. Пророк Нафан и Вирсавия спешат к Давиду, за объяснением поведения Адонии и его отказа от обещания, что Соломон будет царём.

Эту новость приносят Адонии, когда он и его люди заканчивают пир. Все гости Адонии при этом известии «испуганно встали и разошлись в разные стороны». Адония, испугавшись смерти, прижался к рогам жертвенника, чтобы не быть убитым. Соломон щадит Адонию, надеясь на его верность: «Если он будет вести себя как верный человек, то ни один волос с его головы не упадет на землю, если же он оступится, то умрёт».

«Как Соломон убил Адонию, своего брата, ради Ависаги» (Иудейские древности Иосифа Флавия)
«Как Соломон убил Адонию, своего брата, ради Ависаги» (Иудейские древности Иосифа Флавия)

Но Адония решает пойти другим путём, уговаривая Вирсавию ходатайствовать перед Соломоном за сунамитянку Ависагу. Соломон отвечает матери, что это равносильно просьбе о царстве. Стремясь защитить добрую память о покойном отце, а заодно и избавиться от братца, который едва не лишил его трона, он приказывает казнить его в тот же день.

Ависага никогда не станет царицей, но для некоторых исследователей Библии её образ появляется в самой поэтической книге Ветхого Завета, «Песня Песней». В одном из отрывков она, якобы, называется по имени, который, впрочем, интерпретируется по-разному. «Вултати, вултати, Суламмита, вултати, вултати, мы хотим тобой восхищаться!» (7,1). Само по себе слово «Суламита» имеет тот же корень, который лежит в основе имени Соломон и который встречается в термине шалом, «мир». Таким образом, оно указывает на фигуру, создающую полноту и совершенство, практически становящуюся женской формой имени «Соломон».

Библейский эпизод о женщине-грелке написан в Палестине примерно в середине 4 века до нашей эры. Благодаря ему получила название, «сунамитизм», форма терапии против мужской слабости и снижения потенции, следы которой теряются еще в античности. Она заключалась в том, что стареющий мужчина делит ложе с юной, но половозрелой девственницей, не вступая с ней в половой акт, чтобы наполнится бодрящей пневмой барышни. Эту теорию исповедовали Гиппократ и Гален, подхватили в 17 и 18 веках Фрэнсис Бэкон, Йохан Генрих Кохауссен, Томас Сиденхем и Герман Бурхааве.

Фрэнсис Бэкон, одобривший эту практику, предполагал, что щенки могут служить той же цели не хуже девственницы. Томас Сиденхем рекомендовал своим престарелым пациентам сунамитизм, в 18 веке это делали голландский профессор медицины Герман Бурхааве и немец Кристофер Вильгельм Гуфеланд. Английский авторитет Джеймс Коупленд, которого цитировали ещё в 20 веке, предупреждал молодых женщин, которые выходят замуж за стариков, об истощении и сокращении продолжительности жизни. Но вот записей об омоложении пожилых женщин с помощью тела юношей не существует.

Для сунамитов в 18 веке якобы существовали отдельные дома, в которых была разработана услуга, позволяющая старикам, уже достигших предела своей репродуктивной способности, спать с девственницами для омоложения. Две девушки 14-15 лет согревали их с двух сторон. Клиенту обычно приходилось платить высокий залог, который он рисковал потерять, если бы «поставщица услуг» лишилась девственности. Не девственницы тоже шли в оборот, хотя считались менее эффективным средством.

Большинству престарелым сторонникам и практикам сунамитизма требовались девушки, но были и те, кто предпочитал мальчиков. И тут можно вспомнить Чарлза Уэбстера Ледбитера (члена Теософского общества и одного из основателей Либерально-католической церкви), привычка которого спать обнаженным с учениками мужеского пола привела к спекуляциям о его мотивах, даже среди тех, кто не приписывал его действиям никаких аморальных целей. Его настойчивое требование совместного купания в обнажённом виде (для него и его мальчиков) в Поместье привело к тому же. Каждое утро тот или иной обнажённый мальчик ставил ему клизму в присутствии остальных, купавшихся.

Чарлз Уэбстер Ледбитер
Чарлз Уэбстер Ледбитер

По мнению Ледбитера, использовалась «духовная индукция», посредством которой ученики не только получают что-то от своего учителя, но и отдают «что-то из своей жизненной энергии и Учитель мог восстановить часть своих угасающих сил».

Практика, заключавшаяся в контакте со здоровым, активным молодым телом с тем, кто нуждался в омоложении, была основана на убеждении, что его дыхание, тепло, физический контакт и «вибрации» могут восстановить жизненные силы пожилого человека. Этот тип методики омоложения существовал в различных уголках мира с древних времен. Говорят, что Клавдий, четвертый император Римской империи, также практиковал сунамитизм.

В романе «Спящие красавицы» Ясунари Кавабата, шедевре декадансной литературы, рассказывается о старике, который становится членом тайного клуба, собравшего пожилых мужчин, которые уже не могут совершать сексуальные действия, а наслаждаются удовольствием спать с обнажённой девушкой всю ночь в специальной комнате приморской гостиницы (особняке наслаждений).

В Корее существовало похожее лечебное мероприятие, которое приветствовалось высшим сословием (янбан) при династии Чосом. Оно называлось 윗방아기 (wisbang-agi), «малышка наверху». Престарелые мужчины спали с девочками (до менархе), используя их для согрева своего тела. Идеально, если в доме росла девочка, дочь слуг, в противном случае ребёнка выкупали в бедной семьей. Как только у девочки начиналась первая менструация, её считали выполнившей свою работу.

윗방 – комната наверху, где жили наложницы, не жёны. Возможно, эти девочки, так или иначе, становились наложницами, но до конца жизни их называли 아기(agi).

И куда же без китайской традиционной медицины. В «Бэньцао ганму» («Компендиум лекарственных веществ»), написанном Ли Шичжэнем, классическом лечебнике 16 века, можно прочитать: «Старикам или людям, которым не хватает энергии, нужно спать с девушкой до 14 лет, поскольку нет лучшего лекарства, чем получение ци, которая присутствует юном теле». Однако не рекомендуется совершать сексуальных практик, в противном случае это может привести к обратному эффекту. В учебнике отмечается относительно новый для того времени метод «контакта для получения добавок». Он позволяет посылать ци в ноздри, пупок и ворота сущности (сперма), чтобы достичь дянтянь (колодец силы). Наполнение ци по мнению автора лучше проводить ночью. В Каноне Чистой девы (Су-Нюй Цзин), книге по сексологии, написанной до династии Хань, говорится, что сон с девственницей приведет к исцелению от всех болезней.