Найти в Дзене
Белорус и Я

Афанасий НИКИТИН за это каялся после "хождения за три моря" всю оставшуюся жизнь

Оглавление
555 лет назад, в мае 1469 года, «экспедиция» Афанасия Никитина достигла берегов Индии. Историки называют тверского купца одним из первых европейцев, посетивших эти земли – за 25 лет до португальца Васко да Гама.

Хождение «по грехам»

Фото: avatars.dzeninfra.ru
Фото: avatars.dzeninfra.ru

Как русский купец поневоле сделался писателем

В индийских школах до сих пор проходят книгу Афанасия Никитина «Хождение за три моря» - как и в российских, разумеется. И у них, и у нас учащихся знакомят лишь с короткими выдержками из путевых заметок Никитина: педагогическое сообщество бережет детские умы.

«Экспедиция» тверского купца изначально задумывалась как сугубо коммерческая, ни о каких географических открытиях речь даже не шла. Афанасий Никитин следовал в Астраханское ханство с грузом пушнины. И судьба этого предприимчивого торговца – наглядный пример того, что никакое личное обогащение не способно прославить человека в веках. Во всяком случае – оставить след в благодарной памяти потомков. Ибо, как сказано, «вечно лишь то, что достойно вечности».

Таким вкладом в мировую культуру стали путевые очерки Никитина - «Хождение за три моря». Личность их создателя по сей день таит в себе немало загадок для историков.

Из ряда - вон

Жизненный путь русского человека в ту далекую эпоху определяли «разрядные книги». Суть их сводилась к непреложному правилу: «В каком сословии рожден, в том и умрешь». Исключением были немногие, кто сумел выскочить «из грязи в князи» благодаря воинским заслугам. Про таких говорили – «из ряда (то есть – разряда) вон».

Тверь во времена Афанасия Никитина была богатым купеческим городом. Какое-то столетие назад она соперничала с Москвой за право быть стольным градом Руси
Тверь во времена Афанасия Никитина была богатым купеческим городом. Какое-то столетие назад она соперничала с Москвой за право быть стольным градом Руси

Однако Афанасий, не будучи ратным человеком, а всего лишь простым крестьянином, к тридцати годам уже числился в купеческом сословии – небывалый карьерный взлет для середины XV века! Может, женился на купеческой вдове, а потом зачастил в дальние края? Историки сомневаются: такой неравный брак вряд ли был допустимым в те годы. Тем более, что разрядное состояние семьи определялось положением мужчины, то есть при браке крестьянина и купчихи не муж становился купцом, а жена – крестьянкой. Так же и княжна, выходя замуж за богатого купца (что нередко бывало в XIX веке, автоматически становилась купчихой. Хотя, возвращаясь к Никитину, как знать, как знать…

Индия - страна чудес и монстров

Что было известно об Индии на Руси в XV веке? Много чего. Все более-менее образованные люди взахлеб читали модное в тогдашнем культурном обществе «Сказание об Индийском царстве». Автор – некий поп Иоанн, именующий себя повелителем вымышленного им христианского государства в Индии (на самом деле это был вольный перевод с латинского якобы «Послания царя индийского Иоанна к греческому царю Эммануилу», написанного тремя веками ранее). По числу монстров, населявших Индийское царство попа Иоанна, оно превосходит любой современный триллер:

«И живут у меня в одной области немые люди, а в другой - люди рогатые, а в иной земле - трехногие люди, а другие люди девяти сажен (около 20 метров, В.Ч.), это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные с шестью, и есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья… Родятся в моем царстве звери: слоны, дромадеры, крокодилы и двугорбые верблюды. Крокодил - лютый зверь: если он, разгневавшись на что-нибудь, помочится на дерево или на что-либо иное, тотчас же оно сгорает огнем».
Примерно так средневековые русичи представляли себе жителей Индии
Примерно так средневековые русичи представляли себе жителей Индии

Одним словом, прав был Старик Хоттабыч, утверждавший, что, «согласно самым научным сведениям», «Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивы в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками»..

Такие фантастические рассказы воспринимался очень даже всерьез, и по своей воле отправляться в страшную Индию никто не горел желанием – в том числе и Никитин. Обычно он ездил торговать привычными, отработанными поколениями купцов маршрутами: Царьград, Киев, Крымское ханство. Видимо, бизнес шел неплохо, недаром тверские коллеги доверили Никитину свои деньги (судя по книге «Хождение за три моря», меха для перепродажи в Астрахани он закупил в кредит).

Банкрот

Иван III (а без соизволения Великого Князя покинуть пределы государства, да ещё и с товаром, не мог никто) разрешил купцу присоединиться со своими двумя ладьями к торговой экспедиции великокняжеского посла Василия Папина. Тот вез в подарок правителю Шемахи (территория нынешнего Азербайджана) аж 90 охотничьих соколов. Бесценный дар!

В те давние времена соколиная охота была одним из самых изысканных видов досуга аристократии, как сегодня гольф или скачки. Фото: avatars.dzeninfra.ru
В те давние времена соколиная охота была одним из самых изысканных видов досуга аристократии, как сегодня гольф или скачки. Фото: avatars.dzeninfra.ru

Для Никитина возможность плыть в составе посольского каравана не только обеспечивала дополнительную безопасность, но и давала возможность выдать свои товары за дипломатическое имущество и тем самым избавиться от уплаты торговых пошлин. Но… Уже под Астраханью посольское судно было захвачено и разграблено отрядом кочевников. Никитину удалось спасти свой груз, однако в Астрахани продать меха не получилось: требовалось сначала уплатить немыслимые подати. Улаживая конфликт с местными властями, Афанасий лишился первого корабля из двух.

Ход верблюдом. И конем

Назад пути не было, позади – кредиторы. Значит – вперед, в Каспийское море! Оно стало первым из трех, упомянутых в «Хождении».

А напастям, казалось, не было конца: судно разбилось о скалы неподалеку от нынешней Махачкалы. Несмотря на то, что пушнину удалось в очередной раз спасти, Никитин и его спутники остались ни с чем: имущество, которое море выбрасывало на берег, считалось собственностью тех, кто здесь жил.

«И разошлись мы, - пишет далее Афанасий, - кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь; а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят».

Глаза Никитина смотрели в сторону Индии. Почему? Похоже, энергичный купец хотел наверстать упущенное, даже рискуя сгинуть в неведомых землях. Другого способа вернуть кредит он не придумал.

Торговые экспедиции были предприятием весьма опасным. Поэтому купцы с товарами объединялись в большие группы и становились «товарищами», то есть людьми, временно связанными заботой о товарах
Торговые экспедиции были предприятием весьма опасным. Поэтому купцы с товарами объединялись в большие группы и становились «товарищами», то есть людьми, временно связанными заботой о товарах

Достигнув на верблюдах Персидского залива, тверской купец приобрел в здешнем городе коня: по словам путешественника, он отдал за него сто рублей, чудовищные по тем временам деньги. Но Афанасий загодя разузнал, что в Индии лошади ценятся гораздо дороже, и потому конеторговля с Индией - верный бизнес.

Второе море из трех, через которое совершил хождение Афанасий Никитин – Аравийское. Его он пересек за сорок дней на попутном корабле и в мае 1469 года наконец-то высадился в Индии. Видимо, конь его исхудал или приболел, потому что в Бахманитском султанате – мусульманском государстве на западе Индии – Афанасий продал четвероногого спутника с большим убытком. По словам автора «Хождения», он оказался почти без оборотных средств для «раскрутки» в незнакомом месте.

Но, судя по всему, унывал странник недолго. Ведь за время путешествия Никитин овладел персидским, арабским и индийским языками. Эти знания сделали его нужным и полезным человеком: по мнению исследователей, Афанасий нанимался кем-то вроде приказчика и помогал индийским купцам торговать с персиянами.

«Тесная связь – даром»

У индианок белые чужестранцы пользовались немалой популярностью
У индианок белые чужестранцы пользовались немалой популярностью

В путевых записках автор несколько раз называет свое «хождение» грешным. «По грехам» ходил, получается, а не только по мукам? Историки объясняют: в древние времена любое путешествие, не связанное с паломничеством по святым местам, именовалось грешным, то есть – праздным, а то и корыстным. И блудные дела тут, дескать, ни при чем.

Кроме того, Афанасий ставил себе в грех то, что много лет не исповедовался, не причащался и не посещал церковь, что тоже считалось абсолютно неприемлемым. Настолько, что в любых краях, куда "ходили" русские купцы, обязательно был специально для их окормления откомандированный батюшка. А вот в Индии таких пока не было.

«А со мной нет ничего, ни одной книги (Библии, Жития, Псалтирь и другие, В.Ч.); книги взяло собой на Руси, да когда меня пограбили, пропали книги, и не соблюсти мне обрядив веры христианской. Праздников христианских —ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь».

Однако значительная часть повествования Никитина, помимо описания быта и религиозных обрядов индусов, отводится именно плотским утехам и традициям, с ними связанным. Что ж, почитаем и мы, грешные…

В советском фильме "Хождение за три моря" у купца в Индии появилась возлюбленная, которую он оставит ради того, чтобы вернуться на Родину. Фото: arthive.net
В советском фильме "Хождение за три моря" у купца в Индии появилась возлюбленная, которую он оставит ради того, чтобы вернуться на Родину. Фото: arthive.net
«В Индийской земле, - пишет Афанасий, - купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют служанки, и спят с гостями. Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя (житель – размер платы за постой – Ред.). Если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром; а любят здесь белых людей».

Кстати, для нормальной жизни Никитину даже не обязательно было работать переводчиком. Потому что, по его же записям, белым чужестранцам работать было не обязательно:

«Китайская же пристань весьма велика. Делают там фарфор и продают его на вес, дешево. А жены их со своими мужьями (живут) днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да (живут) с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны.
А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил, да ел, то даром по их обычаю».

Некоторые исследователи склонны полагать, что Никитин под давлением индийских мусульман все-таки принял ислам. Другие возражают: это невозможно! Ведь он мечтал когда-нибудь вернуться в православное Отечество. Какое уж тут обрезание! Узнают – смертная казнь обеспечена...

Долгая дорога домой

Тоска по родине снедала Никитина все четыре года, проведенные в Индии. От депрессии его, в частности, спасали дневники. Афанасий упорно копил деньги, разведывал более-менее безопасный путь домой… И, наконец, через Африку (нынешнее Сомали), Персидский залив, Византию и Черное море – вот оно, третье по счету! – он прибыл на русскую землю.

Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратно
Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратно

До Твери Афанасий Никитин так и не доехал. Может, причиной болезни стало то, что схлынуло с него многолетнее напряжение, организм расслабился… В 1474 году путешественник умер неподалеку от Смоленска.

Спутники Никитина сберегли его путевые заметки и передали их московскому дьяку Василию Момырёву, благодаря которому «Хождение за три моря» было сохранено в нескольких церковных сборниках. Уже в начале XIX века историк Николай Карамзин обнаружил текст в Троице-Сергиевой лавре. Таким вот кружным путем эти очерки, хоть и со значительными утратами, дошли до наших дней.

-9

Александр АННИН

© "Белорус и Я", 2024

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы канала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

История Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

Топ-3: