Найти тему
Vасилиса

"Начало славных дней Петра"

К Дню России - о моём любимом историческом фильме - кинодилогии Сергея Герасимова "Юность Петра" и "В начале славных дел".

Роман Алексея Толстого "Пётр Первый" (к сожалению, оставшийся незаконченным) был моей первой "взрослой" книгой, прочитанной в детстве. Конечно, с первого раза я мало что в нём поняла, да и знаний истории не хватало, но помню, что читала долго и увлечённо. Мало того - толстый томик произведения я постоянно таскала за собой и прятала, чтобы родители не забрали. Взрослея, перечитывала, каждый раз открывая для себя что-то новое. Одна из самых любимых моих книг.

С чего начался мой интерес к первому российскому императору я рассказывала в этой статье:

Поэтому, конечно же, пропустить фильмы "Юность Петра" и "В начале славных дел" я не могла. Фильмы понравились - сразу и безоговорочно - тем, что максимально приближены к литературному источнику.

И, конечно же, выбор актёра на роль молодого Петра. Потом я смотрела много фильмов, в которых так или иначе появлялся Пётр Великий, но для меня образ, созданный Дмитрием Золотухиным, навсегда самый лучший, самый впечатляющий, самый - для меня - реалистичный.

Сергея Герасимова в своё время спрашивали - почему он поставил фильм о Петре? Ответ знаменитого режиссёра был краток и прост (из интервью к выходу кинодилогии на экраны - 1980 год):

Экранизирую то, что люблю. Так появились картины "Маскарад", "Молодая гвардия", "Тихий Дон", "Красное и черное". Моя пятая по счёту экранизация, кинодилогия о Петре, имеет свою достаточно продолжительную историю, а именно: четверть века назад мной и Т. Ф. Макаровой была сделана инсценировка первой половины романа А. Толстого... для выпускного спектакля дипломников нашей мастерской второго набора. Роль юного Петра очень остро и интересно исполнил тогда Николай Рыбников....
Много времени прошло с той поры, многое изменилось, не прошла лишь любовь к этому прекрасному произведению, осталось прежним желание перенести его на экран.

В основу сценария легла упомянутая в интервью старая инсценировка.

Примечательно, что Эдуард Бочаров, сыгравший в юные годы в той постановке купца Ивана Бровкина, появляется вновь в этой же роли.

-2

В остальном актёрский состав, разумеется, обновлён. Как и было принято у Герасимова, все основные роли, за исключением Петра и иностранцев были отданы ученикам Герасимова разных поколений.

За исключением Петра и иностранцев... С иностранцами понятно - самые ранние годы правления Петра прошли под знаком дружбы с жителями Немецкой слободы - поэтому сотрудничество со студией ДЭФА (ГДР). Но насколько же ответственно знаменитый режиссёр подошел к выбору актёра на главную роль! Казалось бы - столько актёров выпустил - подбери из своих кого-нибудь, загримируй под Петра (как делали многие после Герасимова) - советский зритель не особо избалован. Но нет - мастер он и есть мастер, никакой халтуры.

-3

-4

Актёра на роль молодого Петра искали долго. Нашли, можно сказать, случайно. Один из соратников Сергея Герасимова пришёл в студию МХАТа за молодёжью для окружения молодого царя. И вот там был замечен будущий Пётр - Дмитрий Золотухин, который, чуть подгримированный, был показан Герасимову.

-5
-6

Я много читала об этой кинодилогии - интервью, рассказы актёров - и знаю, что параллельно с Золотухиным готовился для кинопроб другой актёр, одного с ним возраста и не менее подходящий внешне. Вот только нигде не нашла - кто же это был? Тем не менее роль Петра досталась Дмитрию Золотухину, и это было прямым попаданием в образ.

-7

Остальные актёры тоже безупречны. Очень много действующих лиц, поэтому только об основных, и тех, кто мне очень понравился.

Александр Меньшиков, Алексашка.

Николай Ерёменко ничуть не уступает Михаилу Жарову, исполнившему роль ближайшего друга Петра в фильме 1937 года. Более того - мне всегда казалось, что это как будто один человек, Меньшиков - в молодости как Ерёменко, в зрелом возрасте как Жаров.

-8

-9
-10

Царица Евдокия - Любовь Германова.

Юная, глупенькая и несчастная.

-11
-12

А как быть счастливой, если муж стремится к чему-то абсолютно чуждому и непонятному, и к тому же его сердце занято другой?

Любила ли она сама мужа? Скорее всего, что нет. Просто выбора не было никакого. Выполнила волю родителей.

-13

Анна Монс - молодая немецкая актриса Ульрике Кунце.

Миленькая немецкая барышня. От Евдокии Лопухиной отличается только что европейской одеждой и иным образом жизни - не запертая в тереме русская девица, а бойкая барышня, подающая пиво.

-14
-15

-16

И она Петра не любила, и умом особо не отличалась, зато имела умных советников и наставников.

-17

Франц Лефорт - актёр Петер Ройссе.

-18

Интересно, что было бы, если бы юный царь не встретил Лефорта?

-19

Царевна Софья - Наталья Бондарчук.

-20

Вступив в непривычную для русской женщины того времени борьбу за законную власть, потерпела поражение. Да, казалось бы, несчастная судьба, но... Правительницей она была, любовника имела. Не знаю, на что она рассчитывала при наличии двух царей мужского пола - разве что действительно убить Петра и быть вечной правительницей при больном Иване?

Боролась за власть, боролась за любовь и потеряла всё, в один день...

-21

Во всяком случае - в Новодевичьем монастыре ей было что вспомнить. Знала бы несчастная царевна, которая "за власть боролась лютой тигрицей", что совсем скоро, по историческим меркам, наступит период, на протяжении которого Россией будут единолично править женщины?

-22

По моему мнению, роль Софьи, жёсткой и умной, подходит Наталье Бондарчук больше, чем роль нежной и зависимой мадам Реналь в "Красном и чёрном".

Князь Василий Васильевич Голицын - Олег Стриженов.

-23

Умный, утончённый и тоже несчастный. Любил ли он Софью? Вряд ли. Власть - вот самое главное.

-24

Тоже, как и Софья, опередил своё время. А стал бы сторонником Петра - и жизнь, и карьера могли бы сложиться совсем по-другому.

-25

Князь Борис Алексеевич Голицын - актёр Михаил Ножкин.

-26

Александра Ивановна Волкова, в девичестве Санька Бровкина - актриса Любовь Полехина.

-27

Мне очень нравится сцена сватовства к Саньке. Эмоции и поведение участников действа.

-28

Помнится, что Санька Бровкина мне настолько нравилась, что в детстве, не особо разбираясь в истории, мне думалось - почему же Пётр на Саньке не женился? Его ведь благородное происхождение абсолютно не волновало, а Санька - русская девица, красивая и умная.

-29

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина - эту роль исполнила Тамара Макарова.

Конечно, по возрасту совсем не подходит на эту роль, но тут всё понятно.

-30

Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра - "дяденька Кот Кириллович" - Александр Белявский.

-31

О кинодилогии Сергея Герасимова "Юность Петра" и "В начале славных дел" можно рассказывать очень долго. Пересмотрите, не пожалеете. Безупречно всё - режиссёрская работа, актёры, декорации, массовые сцены, мизансцены.

-32

-33

Итак:

...Разъярённая толпа мчится к Кремлю - в народе пустили слух, что маленькие царь Пётр и царевич Иван убиты... Перепуганных детей выводят на крыльцо к беснующейся толпе...

-34

Так начинается один из периодов русской истории, о котором спустя века, великий Пушкин напишет:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
-35

Знаете, я потом много читала о том, что реформы начинались ещё при старшем брате Петра, царе Фёдоре Алексеевиче. И что, не умри он так рано, русское государство было бы реформировано мягко, плавно, потихоньку. Лично мне в такое верится слабо. И в более цивилизованные времена реформы встречали массу препятствий, получилось бы у царя Фёдора реформировать Русь без "вздёргивания на дыбы"?

P.S. История Руси и России страшная и жестокая. Но истории других государств страшны и жестоки не менее. Войны за территории, войны за власть, религиозные войны - это часть общечеловеческой истории, к сожалению.