Найти тему

"Русский стиль" в советской культуре 1920 - х годов

Оглавление
Ф. Достоевский  фото из ria.ru
Ф. Достоевский фото из ria.ru

Советская культура 1920 -х годов имела отличительную черту , так называемый "русский стиль". Это был такой стиль, который включал в себя не только русские народные сказки, песни, живопись, архитектуру и шуточные театральные постановки показываемые во втором Московском Художественном Академическом Театре. Он долго существовал и в русской литературе, и был важным явлением получившим своё выражение в творчестве Достоевского, Лескова, Ремизова, Андреева, Пильняка...

Сергей Есенин - "крестьянский поэт"

Во время Первой Мировой войны, а именно в 1915 году было в моде «славянофильство» и очень усердно в российском обществе разговаривали насчет «Святой Руси», которая должна была легко победить «германского тевтона». Тогда появилась в Санкт-Петербурге группа «крестьянских поэтов" - так они себя называли и ходили они в русских народных костюмах, в кудрях, в сапожках, чуть ли не с гуслями. В великосветских салонах их любили, поскольку это было и патриотично, и экзотично. Они читали стихи, в которых было много совсем непонятных крестьянских слов.

Среди них был и ставший после Великой Октябрьской революции 1917 года уже большим поэтом - Сергей Есенин. Звание «крестьянский поэт» закрепилось за Есениным, потому-ли что он доподлинно крестьянского происхождения и покинул свою деревню, потому-ли что стихи его часто говорят о деревне (в особом смысле).

Многих советских деятелей культуры и искусства, а также простых граждан волновал вопрос: а что такое, "крестьянский поэт"? Поэт, который пишет для крестьянства? Вряд-ли крестьянство, как таковое, читает стихи Васенина - это можно утверждать, не боясь обидеть талантливого поэта. Поэт, который пишет о крестьянстве, ну, в том смысле, как Некрасов писал? о Так нет же: Есенин - лирический поэт - очень часто писал о себе, иногда о других вещах, но никогда о крестьянстве; стихи, в которых фигурирует деревенская обстановка - скирды, овины, коровы, урожай, - в качестве фона картины - это не стихи о крестьянстве.

Признаки «для» и «о» также отпадали; и определяющим оставался признак «из»; неужели Есенин потому крестьянский поэт, что он вышел «из» крестьянства? Это, конечно, несерьезно - такие критерии не годились, об этом говорить не стоит.

Никак не понять, почему Есенин - крестьянский поэт. А может быть не так может быть, этот самый термин - крестьянский поэт - является термином фиктивным, внутреннего содержания не имеющим, а рожденным для каких то особенных целей?

С. Есенин, 1915 год. фото из rg.ru
С. Есенин, 1915 год. фото из rg.ru

Советская литература

Вот тут и появляется на сцену «Русский стиль". Коротко говоря, стиль этот сводится к таким приемам литературного письма (это одинаково относится и к форме, и к содержанию), в которых " творчество оказывается трудным автора". И у литературных работников этого стиля, не способных из-за недостатка таланта, или писательской культуры, или просто умения справиться с материалом, очень часто появляется тенденция «отыграться» на материале: на его специфичности, особенности, экзотичности.

Вот с этим последним случаем частного применения "русского стиля" - случаем "экзотичности", советские люди и столкнулись когда читали термин "крестьянский поэт". Поскольку, по большей части это был автор, который именно "экзотичностью" своего материала привлекал внимание читателей.

И поэтому в 1920 - е годы среди представителей советской культуры и искусства существовал такой диалог: " Такой-то поэт беспомощен, он не владеет стихом, ему чужды элементарные приемы работы... Да, но, ведь, в его стихах много непонятных крестьянских слов, он крестьянский поэт!".

А многие заинтересованные лица из Народного Комиссариата Просвещения Советского Союза, неоднократно заявляли что вот эту философию "Русского стиля" в советской литературе надо забыть, и "крестьянскую экзотику" прекратить. В первую очередь, во имя интересов самой советской литературы. Существование специальной группы литературных работников- "крестьянских поэтов", стало ненужным явлением.

Из этого не следовало, конечно, что нельзя печатать начинающих поэтов и писателей, работающих над крестьянскими темами. Из этого следовало только, что "внимание на экзотичности" за счет умения и таланта нельзя делать базисом литературной школы или группы.