Сессия — такое страшное слово для многих студентов, вгоняющее в страх даже тех, кто не пропускал ни одной лекции или практики. Большинство учащихся впадают в апатию во время или после подготовки к экзаменам. Но зная полезные советы от эксперта можно избежать эмоционального выгорания. Ответ на волнующий вопрос я узнала от практикующего психолога и магистра кафедры клинической психологии КФУ Дины Валеевой.
Чем лучше занять себя в свободное от подготовки время, чтобы отдохнуть полноценно? Ведь мысли об экзаменах могут постоянно давить на студента.
Свободное от подготовки время лучше уделить прогулкам на свежем воздухе, комфортному времяпровождению с близкими. Было бы здорово окружить себя поддерживающим и понимающими людьми, что может повлиять, в том числе, и на снижение тревоги перед экзаменом. Также полезны занятия спортом и легкая физическая активность.
Есть ли какие-нибудь практики для снижения тревожности во время подготовки или непосредственно перед экзаменом?
Существует несколько практик по снижению тревожности, к использованию которых можно прибегнуть во время сессии и не только. Очень важно отметить, что тревога не является страхом чего-то, что угрожает вам в режиме реального времени (моменте испытания самой тревоги), соответственно я рекомендовала бы начать с осознания того, что ваш страх находится не здесь и сейчас, а в будущем, которое еще не наступило, или в прошлом, которое уже прошло .
Одна из таких практик — «Дыхание по квадрату».
Для начала нужно найти глазами прямоугольный предмет (картину, окно, дверь...), затем следовать по шагам:
• Посмотреть в верхний левый угол и медленно вдыхать, считая при этом до четырех.
• Перевести взгляд на верхний правый угол и задержать дыхание на 4 секунды.
• Перевести взгляд в нижний правый угол и выдохнуть, считая до четырех.
• Перевести взгляд в нижний левый угол и сделать задержку.
Влияют ли соцсети на ментальное здоровье во время сессии? Что вообще можно сделать с этим?
Говоря о социальных сетях, хочется отметить что в любой период жизни, даже вне сессии они оказывают сильное отрицательное воздействие на внимание и способность к обучению, а также способствуют сенсорной перегрузке и зависимости. Нередко студенты не могут приступить даже к подготовке к экзамену, так как их внимание сосредоточено на ленте той или иной сети/просмотре забавных роликов. Наши зрительные нервы утомляются, как и головной мозг, при этом не извлекая «пользы», в данном случае энергия ушла на бесполезное занятие вместо подготовки и сил на саму учебу уже не осталось, хотя в контексте сессии желательно было направить силы на экзамен. Было бы здорово, если студенты рассмотрели возможность отказаться, или частично отказаться от проведения большей части своего времени в социальных сетях, хотя бы на время экзаменов.
Анна Баранова, студентка 1 курса КФУ