Покупка первого автомобиля требует трезвого подхода, а также, разумеется, готовности к нюансам и «сюрпризам», которые в будущем машина преподнесёт. Тем не менее каждый желает подобрать вариант состоянием получше. Сегодня героем рубрики «Честный подбор» стал автор данного текста, а вот получилось ли совершить, считай, невозможное — найти экземпляр на «автомате» до $3 000, — читайте в нашем материале. Спойлер: оказывается, чудеса случаются.
По прозвищу Фантазёр: почему не «механика» в таком бюджете?
Надо сказать, что водительский стаж автора на момент публикации превысил десять лет (B и C). Личного автомобиля не было, ведь отсутствовала острая необходимость. Машина нужна, когда она нужна, — такого принципа придерживался не один год, сменяя каршеринг на авто родственников, друзей и, конечно, попадающие на тест-драйв экземпляры. Волшебным пинком под одно место стал ремонт родительского дома — регулярно по 150 км на общественном транспорте не осилишь.
Ещё со времен УПК (учебно-производственный комбинат) и вождения ГАЗ-52 сформировалась устойчивая неприязнь к МКПП. Как говорится, только по праздникам или большой любви. Вдобавок работа журналиста вынуждает быть постоянно «на телефоне», а связка гарнитуры, «палки» и контроля за дорогой не сильно укладывалась в голове. Потому «механику» из критериев исключили, заменив её альтернативными коробками.
Хотя нашли подходящий экземпляр мы с первого выезда, на поиск и изучение каталога ушло около двух месяцев. Изначально искали предложения около $5 000, затем — шести, семи, восьми… пока на отметке $11 500 не произошёл кардинальный разворот. Решил: раз вкладывать после покупки всё равно придётся, почему бы не взглянуть на со старта более доступные варианты — до 3 000 долларов? Чистой воды авантюра!
Так мало-помалу список сохранённых объявлений сократился, а остались в нём преимущественно неликвидные модели. Исходил из логики, что данные варианты реже меняли владельцев, из-за чего (в теории) могут быть в более адекватном виде. К машинам с проведённым кузовным ремонтом тоже был готов, если работы совершались не для маскировки прочих проблем.
Перед выездом на осмотры вместе со специалистом «Большой автоподбор» сформировался следующий перечень кандидатов: Chrysler Neon, Fiat Punto первого и второго поколений, Citroen Saxo, а также Mitsubishi Carisma.
По пути на первую точку нашего маршрута по радио играла песня «Плачь и смотри». «Символично», — переглянулись мы с подборщиком, не сдерживая хохот.
Mitsubishi Carisma за $2 650: «Если заинтересует после осмотра — приеду показать салон и „подкапотку“»
Первой мы отправились изучать японскую «Харизму» — седан 1998 года выпуска. Машина оборудована 1,6-литровым бензиновым двигателем и АКПП. Заявленный пробег — 312 тыс. км, однако в данном ценовом сегменте на одометр ориентироваться, считай, бессмысленно. Нужно смотреть вживую!
Накануне по телефону продавец охотно согласился на встречу, но в день выезда по телефону уточнил: «Вы посмотрите автомобиль, а если он вас заинтересует, я подъеду и открою — покажу салон и „подкапотку“». Подобное мы нередко слышим от перекупщиков, потому словам мужчины не удивились.
— Mitsubishi Carisma — первый осмотренный нами автомобиль. Как и в любом «японце», снизу нас ждало полное разочарование. Гнилые силовые элементы кузова: лонжероны и пороги. Машина продавалась, судя по всему, перекупом, потому что она внешне была очень хорошо «зафуфлена» и местами свежеокрашена, подмазана. Однако, как только заглянули «под юбку», сразу увидели плачевную картину.
— Осмотр завершился сразу же после изучения, поскольку даже на этом этапе автомобиль не стоит рассматривать к покупке. Спущено переднее правое колесо. Из наблюдений: вечером того же дня машина была продана и замечена на заправке рядом с местом, где находилась на стоянке, — отмечает специалист.
Fiat Punto II за $2 990 и несговорчивый продавец: «Скину не больше 90 долларов»
Далее журналист, подборщик и фотограф отправились изучать «Пунто» второго поколения. Трёхдверный хетчбэк с ценником без малого три тысячи долларов. Под капотом итальянского малыша — 1,2-литровый бензиновый двигатель, работающий в паре с вариатором.
— На машине пока можно смело ездить: пороги свежеподваренные и окрашенные. Технически всё обслужено и заменено, — говорит продавец перед осмотром. — Но сразу предупреждаю, что большого торга не будет. Моя крайняя цена — $2 900!
— Вторым мы осматривали Fiat Punto с 1,2-литровым бензиновым двигателем на вариаторе. Машина, к слову, уже тоже продана, — делится заключением подборщик. — Днище перемазано чёрной мастикой и битумом, то есть все кузовные дефекты попросту были скрыты, а местами использовалось стекловолокно. В то же время коррозия элементов кузова всё-таки просматривалась: например, отгнило крепление бампера. Из положительного — комплект резины 2023 года выпуска.
Автомобиль максимально подготовлен к продаже: чистенький и с виду аккуратненький. При тест-драйве ехали вчетвером — тянуло, откровенно говоря, слабенько. Возможно, для одного водителя и нормально, но при полной загрузке машина едва выдерживала. Касательно технической части: двигатель визуально был в порядке, работал ровно, стабильно.
— Салон в авто довольно аккуратный, но, скажем так, цена высоковата. С учётом торга за «Пунто» хотели $2 900, и ни центом ниже. Правда, при обилии нюансов по кузову стоимость неоправданна. От этого подготовленного варианта отказались.
Честная Citroen Saxo за $1 850: «Наверное, людей отпугивает маленькая цена»
Хотя стоимость французского Citroen Saxo была заметно ниже планки бюджета, его решили тоже осмотреть. Уж больно «живым» выглядел 1,6-литровый хетчбэк на «автомате»! Заявленный пробег экземпляра 1996 года — 250 тысяч километров.
— Ничего не скрываю: смотрите, изучайте, спрашивайте! Машина никак не готовилась к продаже, но перетрясалась с умом по технической части, — отмечает продавец. — Эти 1 850 долларов она точно стоит. Может быть, и меньше, потому предлагайте свои варианты. Звонят, если честно, очень слабо. Предполагаю, многих отпугивает слишком низкая цена. Думают, мол, здесь и смотреть-то нечего...
— Вы чего ожидаете-то от автомобиля? — неожиданно спрашивает мужчина.
— Если и брать с нюансами, то видимыми, а не скрытыми, — честно отвечаем собеседнику. — Хочется, чтобы на годик машины хватило, а не на пару дней.
— От «Саксы» вы это и получите, — уверенно отвечает белорус.
— Третий осмотренный автомобиль — Citroen Saxo с двигателем 1.6 (бензин) в паре с классическим гидротрансформаторным «автоматом». Машина продавалась за $1 850, сейчас тоже нашла нового владельца. На наш взгляд, это был один из самых обычных и притом «честных» вариантов.
Понятно, что пробега в ней уже немало, но в то же время она ещё способна передвигаться, на годик-другой её точно хватит. Да, снизу абсолютно вся ржавая, но каких-то больших дыр мы, лёжа на земле, не заметили. В принципе, потенциал у неё есть. Технически серьёзных моментов не обнаружили — разве что там-сям подтекания масла. АКПП также работала плавно, без пинков. В салоне каждая кнопка и функция исправна, что встречается редко. Достаточно неплохая резина по состоянию и остатку.
Будем честны: абсолютно реальная цена от продавца. Машина однозначно на свою стоимость.
Chrysler Neon, к которому не успели, и сильно «захворавший» Peugeot 306
Надо сказать, что к Neon производства сразу трёх американских брендов — Chrysler, Dodge и Plymouth — присматривался давно. В США «автоматы» делают долгое время, а архаичные гидротрансформаторы концерна достаточно хороши. Правда, разбирают эти машины тоже активно. Неплохой на вид 24-летний седанчик провисел в продаже меньше суток, так что мы до него доехать даже не успели — «се ля ви»…
В нашей выборке его заменили седаном Peugeot 306, выпущенным незадолго до миллениума и появившимся в продаже несколько часов назад. Мотор — 1,8-литровый бензиновый, коробка — «автомат». На машину был выставлен ценник 2 500 долларов. К сожалению, оправдать ему наших ожиданий не удалось.
— Покупал дочке авто, планируя отремонтировать его и восстановить после ДТП. Дочь отказалась на нём ездить, а я уже устал чинить… Надоело! Отдаю тому, у кого будут на это силы. К торгу готов, ведь нюансов немало.
— Четвёртая осмотренная машина — Peugeot 306, — берёт слово подборщик. — Пожалуй, худший вариант из всех изученных. Как и в Saxo, у него торсионная подвеска сзади. Владелец честно нам признался, что покупал в состоянии битой в Борисове, привозил её на лафете, ремонтировал «мордашку» и вкладывал в неё без конца. Лучше машина не становилась, поэтому опустились руки, и он решил её продать.
Был минимальный тест-драйв — сугубо до эстакады, то есть мы особо не почувствовали, как работает коробка. Но в то же время знаем: к чему ни коснись, всё нужно делать, варить, подваривать и далее по списку. Даже из-под лобового стекла вода проникает к ногам переднего пассажира.
— Снизу автомобиль покрыт чёрной мастикой, которая скрывает большинство дефектов. Многие предложения в данном бюджете уже гнилые, но это всё старательно скрывается под раствором мастики и даже битума. В ход идут любые приспособления и составы поверх ржавчины.
Fiat Punto 1994 года, шесть лет стоявший в гараже: «Приобретали для супруги, но она толком не поездила»
Последним осмотренным вариантом стал тоже «Пунто» за $2 500, однако первого поколения и выпуска 1994-го. Мотор — бензиновый на 1,2 л, коробка — бесступенчатый вариатор. Пробег, согласно приборной панели, 146 тыс. км. По телефону казалось, будто автомобиль продаёт пенсионер, потому мы втроём окрестили его «дедушкой». На деле покупателя иномарке искал интеллигентный мужчина среднего возраста, педантичный и скромный.
— Вообще, эту машинку мы приобретали шесть лет назад для супруги, но она толком на ней не поездила, — рассказывает предысторию белорус. — Я за «Фунтиком» следил своими силами, сохранял его по возможности, обслуживал. Подмазывал по необходимости пушечным салом с отработкой… При этом шесть лет автомобиль простоял в гараже, выезжая раз в год на техосмотр. Сейчас решили продать — чего ему пылиться? Жалко.
— Пятый изученный нами вариант на момент осмотра был полностью на ходу, — делится вердиктом подборщик. — Машина в одних руках с 2018 года, ездила супруга владельца. Кузов вторично окрашен, а по аркам присутствует шпатлёвка, но в целом неплохо, даже несмотря на незначительные подтёки лака — это полируется. Дверные проёмы автомобиля в заводском окрасе. Днище точно так же полностью покрыто мастикой: от начала и до конца, включая элементы подвески и глушитель.
— Относительно тест-драйва. На момент осмотра вчетвером прокатились в автомобиле со скоростью 100 км/ч, и на трассе он ехал стабильно. Притом было очень жарко, но машина выдержала испытания — даже долгую работу вхолостую с заведённым двигателем, — отмечает специалист.
Говоря про историю обслуживания, хочется указать, что заменён ГРМ. Из-под приоткрытой крышки был виден довольно свежий ремешок. Двигатель работает ровно и адекватно.
— Все функции и опции, которые предусмотрены в машине (к примеру, передние электростеклоподъёмники, обогрев заднего стекла, световое оборудование), действуют. Относительно недавно менялось лобовое стекло, а также пройден техосмотр до конца августа. Стояночный тормоз держит хорошо.
Первое, что потребуется поменять, — это резина. Сейчас там стоит зимний комплект 2007 года выпуска — весь в трещинах, но с очень жирным остатком. Масло как в двигателе, так и в вариаторе свеженькое, без примесей, следов эмульсии и грязи. В целом автомобиль показался хорошим и ухоженным. Вдобавок от изначальных 2 500 долларов владелец уступил три сотни.
**
Говорят, чудеса случаются, однако на себе проверить это утверждение особо не получалось. 30-летний Fiat Punto был куплен по ДКП, поставлен на учёт и неоднократно исследован на различных СТО. К моменту публикации материала проведён масляный сервис, заменена техжидкость в вариаторе и установлен исправный вентилятор охлаждения. Разумеется, «обут» новый комплект летних покрышек. В ближайшее время предстоит замена задней балки. Тем не менее данные нюансы исключительно прогнозируемые и ожидаемые, а за две недели значения на одометре подросли на 1 200 км.
Тем временем все прочие осмотренные экземпляры к моменту публикации материала также были проданы.
Материал не является рекламой, офертой. Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указывается как эквивалент для определения стоимости (цены) в белорусских рублях по курсу, определённому продавцом.
av.by выражает благодарность компании «Большой автоподбор» (подбор автомобилей в Беларуси и Европе) за помощь в подготовке материала.