Фильм «Война и мир», состоящий из четырёх частей, снимали почти 7 лет. Он стал самой большой работой Сергея Бондарчука за режиссёрскую карьеру. В ленте отчетливо просматривается новаторство, в ней впервые применили масштабные панорамные съёмки, а показ батальных сцен – это без преувеличения кинематографическая находка. И это один из первых советских фильмов, завоевавший «Оскар».
Музыка к ленте была написана малоизвестным в то время композитором Вячеславом Овчинниковым. Изначально музыкальный фон фильма Бондарчук планировал наполнить произведениями более именитых композиторов. Среди претендентов были Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Режиссёр сделал ставку на более молодого и ещё неизвестного Овчинникова.
Юность – не помеха для великих свершений
Чтобы осознать уникальность Вячеслава Овчинникова, необходимо вернуться в 1960 год, когда на сцене Московского Дома звукозаписи 24-летний композитор представил публике Первую симфонию, написанную им в 19 лет. Зал был забит под завязку, зрители сидели даже на ступеньках. На представление собралась вся элита советской культуры, был среди неё и Бондарчук.
Именитый режиссёр был впечатлён выступлением юного композитора и предложил ему написать музыку для экранизации повести «Война и мир». Овчинников дал своё согласие, но с одним условием: «Я буду творить лишь то, что творю всегда». Между маститым художником и художником молодым сразу образовалось взаимопонимание.
На прослушивании Овчинников представил членам худсовета 4 композиции, среди которых был и «Вальс Наташи». Все темы были единогласно приняты консультантами и министрами. Возражения были лишь у Фурцевой (Министр культуры СССР): «Слишком юн, даже в консерватории не учился…»
«Пушкин, Лермонтов, Веневитинов – все они добились признания в юном возрасте. Получается, раньше молодые могли добиваться успеха, а сегодня нет? Посмотрите, как молод министр обороны Кубы! А командование армией гораздо сложнее сочинения музыки!», – высказал возмущение по поводу своей молодости Вячеслав Овчинников.
«Вальс Наташи»
«Война и мир» – легендарная картина, а сцена бала входит в число её лучших эпизодов. 31 декабря 1809 года, до Нового года остаются считанные часы. Юная Наташа Ростова (Людмила Савельева) готовится к своему первому балу. На Английской набережной в доме, который принадлежит «екатерининскому вельможе» собрался весь высший свет. Среди всех присутствующих мужчин особенно выделяется князь Андрей Болконский в белоснежном костюме.
По просьбе Пьера Безухова статный Болконский приглашает Наташу Ростову на танец. Молодые люди кружатся под композицию Вячеслава Овчинникова «Вальс Наташи». Остальные пары меркнут на фоне князя и его юной напарницы, их как будто в танцевальном зале не существует. Музыка в данной сцене передаёт не только атмосферу мероприятия, но и дух того времени в целом.
Песня бурлаков на поле боя
В одной из сцен картины слышна композиция «Эх, ухнем», относящаяся к русским народным песням, песням бурлаков. Её автором и исполнителем является Фёдор Шаляпин. Молодёжи это имя вряд ли о чём-то говорит, но представители старшего поколения знают не понаслышке о таланте и личности Фёдора. Он по праву занимает почётное место среди выдающихся людей нашей страны.
Фёдор Иванович позиционируется не только как оперный певец. Он обладал голосом и манерой, которые и в наши дни считаются как образец для исполнения классических произведений. Песня «Эх, ухнем», написанная в 1902 году быстро приобрела статус народной и сделала своего автора и исполнителя известным на всю страну. Она была неизменной частью репертуара Шаляпина, её неоднократно выпускали на пластинках.
В ленте Сергея Бондарчука композиция «Эх, ухнем» используется в сцене Бородинского сражения. Она выступает в роли своеобразного мотива, поднимающего боевой дух солдатам, которые идут организованным строем навстречу победе. И не важно, что за эту победу, возможно, придётся отдать жизнь, страха в их глазах нет.
Французские военные марши
В картине кроме замечательных композиций Вячеслава Овчинникова и легендарной песни Фёдора Шаляпина можно услышать историческую музыку. Например, в сцене, где армия Наполеона неумолимо приближается к Москве, а сам император прогуливается по городским улицам, слышны мелодии французских военных маршей: «Marche de La Garde Cohsulaire a Marengo» и «Марш Гвардии Наполеона Бонапарта».
Эпизод, в котором Александр I появляется на балу, сопровождается хорошо узнаваемой исторической полонез-фантазией Осипа Козловского, которую мастерски обработал Овчинников. Музыка записывалась Симфоническим оркестром Московской филармонии совместно с хором Всесоюзного радио и телевидения под дирижёрством всё того же Вячеслава Овчинникова.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще