А вот и третья статья на данную тему. И она снова будет посвящена «преподавательскому» беспределу (терпеливые мои читатели, не переживайте, расскажу я и о «грехах и пригрешениях» с других баррикад).
Это воспоминание уже из вуза. Далекий 2005й год, сентябрь, точнее 1е сентября. Мы с группой собираемся в аудитории одного из корпусов 5й парой (как сейчас помню, 16:10). Это организационное собрание с заведующим. Нам должны вручить студенческие билеты, дать возможность познакомиться с одногруппниками и получить напутственные слова от «бати». С ребятами мы, конечно, виделись на парах с утра, но они (пары) были поточные, потому «кто свой, кто чужой» сложно было разобрать.
В общем, время близится к началу пары, мы молча собираемся в аудитории. Разговоров почти нет, не успели познакомиться толком еще. Галдеж только от «общажных» идет - их уже успел немного спаять совместный быт. В остальном - из необычного - на типичной «мальчуковой» специальности (буровики) неожиданно 3 девушки. А так, все сидят и кто-то посмелее, кто-то более скованно осматривают друг друга и помещение, в котором мы сидим. Вдоль стен стеллажи с «останками» бурового оборудования - а-ля местная коллекция (кстати, очень пригодившаяся в учебном процессе). В углу сломанный макет буровой установки. В общем, ничего не понятно и все очень интересно.
16:10. В аудиторию легкой, но размеренной походкой входит заведующий. Невысокий, достаточно подтянутый мужчина в костюме. Глаза немного на выкате, большая изрядно полысевшая седая голова и руки с короткими пальцами, покрытыми черными волосами и крепко сжимающими наши «студни». Глаза ясные, но серьезные, холодные. На лице не тени улыбки, не смотря на торжественность момента (видимо таким он только нам казался). Он проходит не преподавательское место, медленно обводит нас все там же холодным и безэмоциональным взглядом. Если в аудитории до этого и были смешки и улыбки, то они стихают и гаснут в тон настроению «дирижера». Тишина. И тут мы слышим:
- Здравствуйте, уважаемые первокурсники! Знаете что я сейчас делал? Я только что отчислил 4 студента 5го курса. Они должны были в следующем году выпускаться, но я их отчислил и очень этому рад. Я им помог. И глядя на Ваш список из 24 человек, я знаю, что я Вас с радостью буду отчислять, потому что Вы не знаете зачем сюда пришли, вы просто недоросли.
И так было минут 5. О том, что сейчас не пойми чему учат, что ему стыдно за современное поколение. В общем, все в лучших традициях героя Д. Нагиева из к/ф «Самый лучший фильм» - «Вы все г*вно!».
Потом было вручение студенческих и мы разбрелись из аудитории. Праздничное настроение - «как корова языком слизала», но мы, дети не сильно-то изнеженные, отнеслись к этой «радужной встрече» спокойно. Может день у человека выдался тяжелый или просто он таким образом нас решил «объединить». Ведь это один частых методов командообразования - объединение перед общим «врагом» (конечно, условным). В общем, в тот момент мы были не способны трезво дать оценку этому событию. Просто из-за неимения достаточного количества «входных».
Но потом, с определенностью регулярностью, подобные «контакты» с заведующим у нас стали проходить не сильно меняя эмоционального формата. До 4го курса - это было в среднем 2-3 раза в семестр, когда нас собирали и проводили «разъяснительную» работу о нормах успеваемости и значимости ответственности для студентов. Обычно это занимало от 20 до 40 минут рассказов о том, какие мы «недоросли», «вот в наше время были студенты», «вы просто бестолочи и вам мама недодала». Со стороны аудитории это встречалось стеной мужского безмолвия. Во-первых, потому что девчата очень быстро перевелись на другие специальности (бурение часто являлось перевалочным пунктом для тех, кто не прошел по конкурсу на более «жирные» специальности). Во-вторых, потому что в нас еще было заложено родителями уважение и покорность по отношению к «старшим» и «преподавателям», а к «старшим преподавателям» и подавно. Хотя после фраз про «мама недодала» у многих уже глаза кровью наливались и свистел пар из ушей. Но что поделать - пока гром не грянет…
Это становилось регулярным. Но и тогда с огромной натяжкой можно было оправдать такое поведение заведующего. Он радел за успеваемость, у многих ребят были долги. А он не особо выделяя - поливал нас всех грязью, так сказать, для профилактики.
Потом наступил 4й курс, в течение которого мы слышали 2 специальные дисциплины от заведующего. И тут я понял, что человек просто кайфует от своего поведения, желчности и токсичности. Каждая пара у нас начиналась 15-минутной обработкой о том «какие мы» и заканчивалась такой же 15-минуткой, иногда захватывая часть перерыва. К чести, заведующего надо сказать, что он старался пополнять свой «запас оскорблений», но тут же отмечу, что со временем они становились все агрессивнее- он словно чувствовал свою безнаказанность. Недоросли, недоумки, идиоты, дебилы. Все это мы слышали от доктора наук, который слыл весьма интеллигентным и воспитанным среди профессуры человеком… Уже сейчас, спустя много лет, ловлю себя на мысли - как мы это все умудрились стерпеть, без рукоприкладства. Но, быть может, это и хорошо, что именно так все закончилось. Факт в том, что человека этого, его мотивы и философию - мне сложно было понять, а, главное, оправдать в своих глазах и тогда, и сейчас.
Потом мы с ним еще интересно «повстречались» при моем обучении в аспирантуре, но это уже совсем другая история.
Сразу оговорюсь - для меня вообще агрессивно-токсичное поведение со стороны преподавателей и учителей в отношении учащихся - это сразу знак антикомпетентности. Это попытка агрессивной и нетактичной надстройки сверху. Просто «фу». Попытка надавить через рычаги власти, а не реального авторитета. Грустно и плохо такое видеть, особенно, в исполнении состоявшихся людей… а может формально «состоявшихся»? Но судить Вам.
С уважением,
Тот самый Епихин