Арабы, в VII веке вытеснившие из низовий Амударьи иранских шахов династии Сасанидов, столкнулись здесь с чрезвычайно мощным культурным наследием минувших эпох. В окрестностях Термеза рядом с храмами огнепоклонников действовали десятки буддийских святилищ, населенных тысячами монахов и послушников. Для успешного распространения ислама это наследие приходилось преодолевать, и такое преодоление давалось очень нелегко.
Ислам здесь нельзя было насаждать силой. Языческое поклонение культовым местам было очень сильно. Простой народ, особенно кочевой, реагировал на ислам крайне туго. Не понимал, зачем менять тысячелетние уклады язычества. Для того чтобы избавиться от языческих храмов в Центральной Азии, арабы часто взимали специальные налоги с немусульманских объектов поклонения. Буддисты,зороастрийцы и другие уходили с нажитых мест, оставляя поселения,монастыри,храмы. И,как вариант,появлялась возможность преобразовать заброшенные места в соответствии с именами или деяниями уже мусульманских подвижников. "Свято место" же пусто не бывает.
Исламский святой — это, как правило, праведный мусульманин, который в силу своего истового почитания Аллаха смог приблизиться к нему и стать примером для остальных. Посещение могил праведников, называемое в исламе «зиярат»,в полуязыческой Средней Азии нашло благодатную почву.
Но...Монотеистический религиозный канон ислама разрешает поклоняться только Аллаху и запрещает совершать паломничества к любым местам, кроме священной Каабы в Мекке. Местные культовые практики противоречили этому канону.
Это противоречие было впервые разрешено на уровне официального богословия,пришедшего в виде суфизма. Большая заслуга в этом принадлежала Хакиму ат-Термизи. Он был великим теоретиком исламского суфизма, выдающимся ученым и основателем ордена дервишей.
Суфизм опирался на сложнейшую систему почитания святых. Их могилы становились центрами притяжения паломников. Суфии утверждали, что паломничество в Мекку и посещение храма — Каабы — пустая трата времени и средств. Излюбленным девизом персидских мистиков и почти всех суфиев были слова: «Истинная Кааба — это сердце, а не каменный дом» и вместо паломничества они предлагали помогать сиротам и нуждающимся.
На берегу Амударьи, что на юго-западе городища Старый Термез можно увидеть купола музея и восстановленной сейчас усыпальницы «мудреца из Термеза» — Хакима ат-Термези, полное имя которого Абу Абдуллох ибн Хасан ибн Башир.
Родился ат-Термези в 824 году в кишлаке (деревне) Бус, недалеко от Термеза и рос самым обычным мальчиком. Как рассказывает легенда, когда мальчик достиг десяти лет, ему повстречался удивительный монах, который дал свое благословение ему на познание Корана, а также на изучение и толкование жизненного пути и целей Мухаммеда. Юнец все внимательно слушал и с каждым откровением он все больше становился уверенным в своем дальнейшем жизненном пути. Прямо дежавю какое-то...Где-то я уже это слышала...
В 28 лет Мухаммаду ибн Али удалось совершить хадж в Мекку. На пути своего паломничества, проходившего через иранский Хорасан и Багдад, он встречался с виднейшими наставниками суфизма. Имея неординарное мышление, он по-новому взглянул на трактовку Корана и все учения пророка. По возвращении в Термез, Мухаммад ибн Али удалился от любопытных глаз в окрестные пустынные холмы, чтобы предаваться аскезе и мистическим практикам. Благочестие и непрестанные духовные искания Мухаммада вызвали у его набожных сверстников глубокое уважение и желание ему подражать, в результате чего он оказался окружен группой преданных учеников. Ортодоксы ислама были в гневе: суфии кощунственно приближали Веру к кочевым обычаям и традициям недопустимыми методами. Под угрозой суда добровольному отшельнику пришлось уехать из Термеза. Только в конце жизни, уже широко прославившись богословскими сочинениями и личной праведностью, Хаким ат-Термизи смог вернуться на родину.
Он поселился на окраине города, рядом с остатками древнего буддийского храма. Место это издавна считалось освященным молитвами. Было возведено здание ханаки – суфийской обители. До наших дней сохранилась часть полуподвальная худжра – келья суфия. По преданию, она служила шейху ат-Термези и жильем, и молельней, здесь же он общался с учениками-мюридами.
Рядом с мавзолеем Хакима ат-Термизи сохранился вход в подземелье. В его недрах, по преданию, уединялись для аскетических практик последователи святого, объединившиеся в мистический орден под названием «Друзья Истины».
В почтенном возрасте 112 лет, прожив долгую, интересную, полезную жизнь, мудрец Ат-Термези покинул этот мир. Прямо над могилой Термези был воздвигнут мавзолей, а рядом соорудили место для раздумий и молитв. Правда, в самом начале его усыпальница ничего особенного собой не представляла. После, во времена тимуридов, была построена новая усыпальница с шедевром камнерезного искусства – монументальным надгробием из белого мрамора.
Аль-Хакими Термези написал множество сочинений мистико-философского характера. В том числе фундаментальный труд о суфизме и суфиях. Он автор около 80 трудов, рассматривающих значение мистических практик и различных состояний души и духа, достигаемых на пути суфизма. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али оказал столь значимое влияние на интеллектуальную и духовную жизнь своих современников-мусульман, что в конце своего многотрудного земного пути получил от восторженных учеников титул аль-Хаким ат-Термизи — «Мудрец из Термеза».
А мы едем дальше. Еще один историко-архитектурный памятник- крепость Кырк Кыз. В разное время Кирк Киз считали дворцом, монастырем, караван-сараем, ханакой или даже закрытым учебным заведением.
Название «Кирк Киз» переводится как «Сорок дев» и легенды связывают его с народным сказанием о храброй принцессе Гулаим и ее войске, состоявшем из сорока девушек, которые защищали крепость от нападавших кочевников. В давние времена, когда степные просторы бороздили кочевые племена, наравне с мужчинами с оружием в руках воевали и женщины. Девушки лихо скакали на лошадях, метко стреляли из лука, умеючи бросали топорики, отважно бились на саблях, смело вступали в единоборство с противником.
Так же распространена и другая версия о том, что крепость являлась загородной резиденцией правителя. Большой дворец с широкими коридорами, которые ведут в зал для приема гостей, несколько десятков комнат, замысловатая архитектура стен, сводов и куполов. Здесь они отдыхали от шума города и государственных дел. Может быть и так.
Интересная версия о том, что это это женское медресе или даже женская суфийская ханака — редчайшее, но всё же иногда встречающееся заведение в Средней Азии. И здесь некоторые археологи даже говорят об архитектурных особенностях здания, рассчитанного на проживание женщин. По периметру двора, в четырех секторах здания, в два этажа располагались комнаты, их общее число, вместе с коридорами, достигало 52. Наличие большого количества одинаковых небольших комнат, может говорить о том, что здесь одновременно и обучались, и проживали. Высота потолков доходила до семи метров. В комплексе помещений уверенно определяется и чилляхона – особая келья для уединения и сорокадневного поста. Одно из помещений первого этажа было трапезной, о чем свидетельствуют находки обломков тандыров и посуды. Внутренний двор, вероятно, был накрыт куполом и здесь возможно проходили дервишские мистические радения. Почему мистические? Яркий признак всех многочисленных течений суфизма — демонстративная, яростная, безграничная, самоотверженная любовь к богу. Соединение человека с Аллахом происходит через «озарение». Суфию необходимо было впадать в состояние «божественного просветления».Чтобы добиться такого состояния, суфии использовали музыку, пение и различные телодвижения. Примером может служить танец кружащихся дервишей.
В настоящее время крепость практически разрушена, но даже руины, , позволяют составить картину былого величия сооружения и поразиться искусности древних зодчих. Уникальность крепости Кирк Киз в ее абсолютной симметричности. Каждый арочный проем и коридор имеет своего двойника в противоположной стороне. Здание пересечено крест накрест двумя проходами и делит его на четыре одинаковые части.
То, что отличает Кырк-Кыз от остальных памятников – это виртуозная кладка кирпича, а также изумительное разнообразие сводчатых систем – арок и куполов, до сих пор сохраняющих изящество своих форм и линий. Использованы самые разнообразные сводчатые системы, арки треугольные, овальные, стрельчатые, а также купола.
А мы едем смотреть минарет Джаркурган.
Это памятник исламской архитектуры был построен в 1108-1109 гг. н.э. по приказу сельджукского правителя Султана Санджара. Это исторический памятник, на котором есть имя мастера, его сделавшего, – Али ибн Мухаммад из Серахса. На момент окончания строительства, он имел высоту 40 метров. Но судя по отклонению минарета по вертикальной оси, ученые предполагают, что, скорее всего он либо не был достроен, либо был разрушен. Особенность Джаркурганского минарета состоит в том, что его внешняя часть гофрирована, как минареты в Индии и Хорасане. От прежнего двухъярусного минарета хорошо сохранился только нижний.Сейчас высота минарета составляет 21,6 метр.
Основная функция минаретов, это прочитать азан и призывать людей в мечеть для молитвы. Минарет состоял в архитектурном ансамбле с мечетью, руины которой были найдены неподалеку. Остатки мечети, а также верхняя часть минарета позднее были разобраны местными жителями на кирпичи.
Ну, и еще один комплекс,который мы посетили,это усыпальница Султан Саодат.
С арабского языка «Султан Саодат» дословно переводится как «владычество сейидов». Термезские сейиды — это древний род потомков Мухаммеда, поэтому многие века их род глубоко почитался в мусульманском мире. Основал этот род внук известного пророка Хасан-ал-Эмир. Данный ансамбль является фамильной усыпальницей сейидов. В каждом из зданий - несколько десятков могильных плит.
Несмотря на то, что ансамбль по своему размеру не маленький, но при этом ученые считают, что когда то он был намного больше. Ансамбль Султан Саодат тянется с запада на восток и имеет длину 70 м. Большой комплекс различных строений, которые, согласно археологическим изысканиям, продолжали возводиться, достраиваться и украшаться почти девять столетий подряд — с начала X до конца XVIII века. Большая часть мавзолеев сейчас полностью восстановлена реставраторами, но есть и совсем разрушенные строения.
Традиция вновь и вновь обновлять мемориальный ансамбль продолжается и буквально в этом году здесь открылась новая современная мечеть.
На этом мы прощаемся с многоликим Термезом - с его живописными руинами древних городов, с архитектурными памятниками буддизма и суфиев, с доброжелательными людьми города и верим,что еще сюда вернемся...