Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Планета обезьян 4: Новое царство» или Подвиги макака суматранского

Новую часть известной франшизы я как-то не торопился посмотреть. Откладывал на потом и вообще думал, что это эдакая хорошая крепенькая фантастика, но вот заинтересовал меня один ироничный отзыв, где автор проехался по фильму и изругал его нещадно. На самом деле фильм оказался не то чтобы плох, он был бы крепким середнячком, будь в нем побольше логики и имей он героев, которым можно сопереживать.

Итак, великий и ужасный Цезарь помер. Когда? Много поколений назад, насколько я понимаю нигде в фильме не фигурирует «300 лет спустя» - это в описании картины сказано, странно как-то. Люди деградировали, развитые при Цезаре обезьяны тоже совершили мощный отскок назад на уровень современных нам неконтактных племен Амазонии. Об этих племенах режиссер Уэс Болл и его сценаристы кое-что слышали, но я подозреваю, они надеются, что зрители о них не знают, вот и пытаются выдать за оригинальность.

На опушке леса, на двух древних вышках электролинии стоит (или висит) деревня мирных разумных обезьян-шимпанзе. Они разводят орлов. Зачем им орлы? А они ходят с ними на рыбалку, орлы ловят им рыбу, деревня с того и живет, ну еще грядки у них есть какие-то. Эти деграданты забыли не только заветы великого обезьяна Цезаря (и кто такой Цезарь), но и то, что рыбу удобнее ловить с помощью сетей, вентерей и удочек (я уже молчу о том, что, если речь идет о неких разумных особях, можно было создать искусственные пруды и разводить карпов каких-нибудь). С тем же успехом племя могло приручить леопардов и те бы охотились на кроликов. Или медведей – мишки собирали бы обезьянам малину, хотя и рыбу ловить они тоже любят.

Трое молодых обезьян, среди них и главный горой этой новой саги, по имени Ной, должны пройти обряд инициации. Для этого они в древнем городе, где небоскребы поросли кустарником и деревьями ищут гнезда диких орлов. Яйца они должны скрасть, а потом из них орлов выращивать. Тут я насторожился. Дело в том, что по детству и юности, я кое-что разумею и в птицеловстве, и в птицеводстве. (Вспомнил, что в однажды в детстве я серьезно размышлял над одним «обратным» экспериментом). Хочется спросить режиссера: мил человек, а как твои обезьяны яйца эти краденные будут высиживать? Сценаристы, подобно их обезьянам тоже напрочь утратили знания предков – ведь исстари, если людям нужны были дикие птицы не для еды, а для иных нужд – дальнейшего разведения, охоты и церемониалы, не добывали их на стадии яйца. Брали, как минимум птенцов.

К сожалению, режиссер не раскрыл дальнейшей темы выращивания орлят разумными (якобы) обезьянами, видимо разумея, что они под своих орлов подкладывают похищенные яйца. Умно, умно. Из одного гнезда в другое переложить.

-2

Добыл Ной с товарищами каждый по яйцу орлиному, но на обратном пути они встретились с бродячим человеком, но пока его не видели – тот убежал и тряпку потерял (по нюху определили, что это гладкокожий, так они человеков называют), тряпку половую домой в племя взяли. Готовятся потихоньку к инициации, а тут бродячий человече (выяснилось, что это женская особь) к ним ночью прилезла рыбу воровать. Обезьяны утратили и нюх, и слух, спохватился только Ной, но ловкость тоже отчасти утрачена и девушку он не поймал. И так как наш макак суматранский не блистал интеллектом, драгоценное орлиное яйцо он носил в котомке на пузе и, конечно, его разбил. Пришлось садиться на коня (да, забыл у них есть лошади; непонятно чем обезьяны их кормят, рыбой, наверное) и ехать обратно в лес за другим яйцом.

Ной, кстати, сын вождя, последний посылает одного из членов племени изгнать человека из леса. Но всё пошло наперекосяк. В ночном лесу Ной обнаруживает, что охотник племени пал в схватке с чужаками. Тут на конях налетает уже основной отряд этих чужаков – злых обезьян с электрическим палками. По следу коня Ноя (сам он спрятался, а потом бежит пешком за врагами), чужаки находят деревню, захватывают в плен всех ее жителей, а главарь злодеев (толстая агрессивная горилла) убивает папашку Ноя. Герой же сверзился с вышки и его так и бросили. Наутро он похоронил отца, насколько я понял, всех его соплеменников забрали в плен, больше никого, кроме вождя и того охотника, чужаки не убили, так как тушек обезьяньих вокруг развалин не валялось. Хотя вроде бы, некий старейшина тоже погиб, но Ной его не хоронил.

Тут еще и конь Ноя тоже нашелся, да и орел отца по имени Солнце за Ноем полетел. Да, забыл – злые гориллы искали ту девчонку. И отправился Ной по следам врагов…

-3

Что тут сказать? Сцена с нападением на деревню и убиением папашки главного героя, настолько избитый шаблон, что хуже будет только влюбленность героя в девушку, которая вдруг потом будет претендовать на роль его сестры, а в финале выясняется, что всё-таки нет. Подобный метод (я о нападении на селение) использовался в бессчётном количестве книг и фильмов: «Конан-варвар», «Апокалипсис» Мела Гибсона и прочие. Но раньше сценаристы и режиссеры стремились придать злодеям мотивацию, цели и смыслы. Например, нужны пленники, ценный артефакт, и тому подобное.

Здесь же, в истреблении мирных селюков «во имя Цезаря», как вопят злые гориллы, смысла нет. Да и «цель» так себе – девчонка не укрывалась в этой деревне, она мимо пробегала.

Ной встречает Раку – орангутанга, последнего из Ордена Цезаря. По мнению Раки, обезьяны, уничтожившие деревню (и заодно убившие его напарника) извращают учение Цезаря. Хоть в чем оно подробно состоит, кроме «обезьяна не должна убивать другую обезьяну», рака объяснить всё равно не может, он таскает с собой мешок старых книжек (человеческих, естественно), но читать не умеет. И вот они встречают ту девчонку – эта Фрейя Аллан. Рака называет девушку «Нова» и считает ее довольно смышлёной для человека, а еще подчеркивается, что люди теперь не моются. Как же ее в деревне никто кроме Ноя не унюхал?

-4

Они берут Фрейю (уж буду я называть ее так) с собой, а Ной начинает подозревать, что она не тупее обезьяны. Но почему этого сразу не заметил Рака? Хм, с одной стороны, я полностью согласен со старым орангутангом – ношение человеческой особью майки-алкоголички и подобия джинсов, не свидетельствуют априори о наличии у этой особи интеллекта. Но ведь это только в нашем с вами мире, а вот в мире разумных обезьян – мудрецу следовало бы и призадуматься: что-то с этой девахой не так… Откуда деградировавшие люди берут одежду, да и вообще знают, что ее можно носить?

Решили наши герои расстаться, так как встретили они на водопое стадо бродячих людей и подумали обезьяны: Ной едет дальше искать своих, а Нова остается с соплеменниками, Рака же будет за ними присматривать. Но, чу! Трубят рога, рука гориллы рвет поводья сгоряча! Не успел Ной отъехать подальше, как на дикарей нападает отряд того самого злобного гориллы. Они, видать, поумнее Раки и сразу вычислили в толпе дикарей, человечка в штанах и в майке.

Но пока вновь объединившейся троице героев удается ненадолго спастись, заодно выясняется, что Фрейя умеет разговаривать. Она представляется своим новым товарищам – ее зовут Мэй. Итак, она заявляет, что знает куда гонят клан Ноя и вроде как туда же идет, там есть вроде бы поселение людей, здесь я не очень понял. Но совсем скоро, на переправе Ноя и Фрейю всё-таки хватают злые обезьяны, а Рака вроде как гибнет в речной пучине. Но это не точно – так как бездыханной тушки не показали, есть большая вероятность, что в последующих частях мудрый орангутанг вернется.

-5

Пленников же приводят в Город Обезьян на берегу то ли моря. Фрейю куда-то ведут, а Ноя хлопают по плечу и говорят: «всё, птичка, теперь ты дома» и пускают гулять. Вот те раз. А когда Лапу Ягуара в «Апокалипсисе» притащили в город всё было несколько иначе и мягко сказать, тревожнее. Здесь же и Ноевы соплеменники, вместе с матерью его, ходят свободно, остальные обезьяны то просто шатаются туда-сюда, то дамбу строят. Пытаются открыть, видимо, какие-то ворота в скальном ангаре, в нем-то всё и дело как мы скоро узнаем.

Фрейю же вталкивают в … нет, не в темницу, это фильм иной логике. В какое-то подобие хранилища благ погибшей цивилизации людей, которое находится в ржавом остове громадного корабля на берегу этого моря. Отдаленно этот старый корабль напоминает танкер окурков из «Водного мира». Здесь есть и книги, и инструменты, и мебеля Кисы Воробьянинова, и много чего еще. Здесь обитает Треватан – разумный, но неверный человечишка-ренегат, который обучает местного царя злодея Проксимуса.

«Царь» обезьян Проксимус произносит глухую, но вдохновенную речь, его целью является добраться до неких сокровищ, скрытых за могучими железными воротами. Как их открыть, вот в чем вопрос? Тянут лошадьми, цепями, но всё бес толку. Очередная попытка быстро кончается неудачей (минуты две пафосно дрягали цепи), и Проксимус отпускает всех отдыхать.

-6

Фрейя, кстати, знает, что за дверью (как и мерзкий старикашка) – там правительственный бункер с оружием, и это по мнению Фрейи (в чем я ее полностью поддерживаю) не должно попасть в руки обезьян. Треватан думает иначе и пытается убедить Фрейю работать на обезьян.

Проксимус довольно тепло принимает главного героя, неведомо почему он говорит, что слышал – Ной умнее многих обезьян. С чего он это взял? Совсем скоро выяснится, что предводитель обезьян крупно заблуждается насчет нашего макака суматранского. Проксимус пытается провести с ним разъяснительную беседу: мол, что ты видишь – показывая лапой на большое селение обезьян. «Угнанных в рабство» - отвечает Ной.

Образ злодея серьезно недоработан. Я опять вспомню «Апокалипсис» Мела Гибсона – надо уметь подать главного героя так, чтобы сопереживать ему, и испытывать чувство удовлетворения, видя, как герой избавляется от врагов. Ною же хочется дать по шее, вот и всё. С одной стороны, Проксимус разрушил одну деревню и убил пару обезьян, с другой же – неясно, как к нему попали остальные. И в чем рабство? ведь это временные работы, хотя, надо заметить, что несколько обезьян погибли при последней попытке взломать ворота. Но в Городе, их, как будто никто не держит, да и еда откуда-то берется. А почему Проксимус просто не может рассылать гонцов по лесам и мирно вербовать обезьян в свою армию, что ему мешает, кроме воли сценаристов?

-7

Поговорив с Мэй-Фрейей, узнав кое-что о прошлом этого мира, Ной уже делает вывод – надо бы затопить хранилище к ядреной фене. И вернуться в леса, со своим кланом опять разводить орлов. Так как Проксимус очень и очень странный «диктатор», за бывшими пленниками никто не следит, даже за Фрейей. Пусть шляются, где хотят вот и решает Ной со своей подругой Суной и Фрейей забраться в хранилище, Фрейя знает, как туда попасть.

Фрейя мастерит взрывчатку и вместе с обезьянами клана Орла закладывает мину под дамбу. Тут вот в чем дело, план Ноя затопить хранилище ей пришелся по душе, что вполне логично. Ведь она одна, и всё ей на горбу и в карманах своих драных джинсов не утащить, но во имя человечества артефакты цивилизации не должны попасть в лапы к обезьянам. Ной, что странно, тоже так считает. Почему – он не удосужится объяснить. А ведь там, может, книжки есть про ловчих птиц, и вдруг он узнает, что яйца тырить не надо? Самой же Фрейе в первую очередь нужна только некая вещица, по ее словам, это поможет людям вернуть речь.

И вот на минировании дамбы всю компашку спалил Треватан. Фрейя пыталась по-честному перевербовать ренегата, но тот отказался, пришлось его уконтропупить. Бедняга простак Проксимус, всё допытывался у Фрейи, как залезть в хранилище. Я было, полагал, что тут будет, что-то вроде тайной секретной дверцы, вроде как в «Хоббите», сложно ведь найти, если не знать хотя бы приблизительно место. Но внезапно, в бункер можно попасть со стороны моря сбоку от «города». Залезли трое обезьян и Фрейя на скалу, а там вверху такая удобная площадка с остатками вентиляционной системы, дыра в полный человеческий рост. Но Проксимус почему не допер обыскать окрестности, наверное, на эту площадку и сверху можно попасть, тем более обезьянам.

-8

Фрейя нашла свою «вещицу», это что-то вроде жесткого диска, и еще тайно прибарахлилась оружием. Ной же не догадался взять хотя бы пару книжек (азбуку, например), нет, чтобы в котомку свою положить. Дверь «друзья» открыли изнутри, снаружи уже во всю светит солнце. Снаружи, как и следовало предполагать, их уже ждал Проксимус. Ну, после драматической сцены, Фрейя взорвала дамбу. В принципе, почти в каждом отзыве отписались, что сцена затопления бункера никуда не годится. Вода стоит очень низко и никак не может затопить всё хранилище, уходящее на несколько этажей вверх. Максимум, пара метров в низу, танкам, конечно, хана, но вот с арсеналами и книгами уже на втором этаже, случиться ничего не должно.

Совершенно непонятно, как вода неудержимо шла снизу-вверх (точно, кто-то утратил знания и физики тоже), пока Ной и чуть ли не все обезьяны поселения, застрявшие в этом бункере, карабкались наверх. Хотя нет, в бункере оказались только соплеменники Ноя, и почти все спаслись наверху, вот куда делись все остальные подданные Проксимуса, черт его знает. Разбежались, что ли… Спасаясь из хранилища Ной победил злую гориллу, убившею его отца, а одолеть Проксимуса (который, не факт, что в итоге погиб) ему помогли вернувшиеся к племени орлы.

Племя Ноя возвращается домой. Последний разговор Фрейи с новым предводителем лесных обезьян оставляет задел на будущие фильмы. Ведь Мэй-Фрейя вернула диким людям возможность обрести речь и заодно наладила связь между разрозненными и затерянными колониями разумных людей. А Ной вернул своим обезьянам две ржавых вышки. Хороший размен, ты молодец, Ной. Макак ты, суматранский, погубил недоделанное «новое царство». И что это Ной на Фрейю грешит? Ведь первым идею затопить бункер высказал именно он.