Исторически жанр школьной повседневности крепко закрепился в аниме. В видеоиграх он тематически перекликается с другой, более фэнтезийной рутиной — данжен-кроулерами. Подобную связь демонстрирует серия Persona: поступки в реальном мире находят отражение в потустороннем, что влияет на геймплей. Предыстория персонажей в начале повествования хорошо работает на дальнейший нарратив: превращение обычных школьников в матерых героев можно качественно обставить, плавно подводя к этому.
В 2022 году в свет вышел спин-офф Class of Heroes. Связать Adventure Academia: The Fractured Continent с упомянутой серией поначалу сложно. Ведь, кроме названия, новая студия-разработчик Acquire поменяла и геймплей: перед нами тактическая стратегия с ролевыми элементами. На месте остались аниме-стиль и диалоги, выполненные в духе графических новелл.
Нельзя сказать, что Class of Heroes имела большую популярность. Тем более что охватывала она в основном рынок портативных консолей. Ругали игры за гринд и отсутствие интересного сюжета. Итог довольно печальный: продажа прав на франшизу и закрытие студии Zero Div, авторов оригинальной серии.
Новая команда разработчиков решила оставить в Adventure Academia только то, что нравилось фанатам: сеттинг и персонажей. Завязка не претендует на оригинальность. Древнее зло пробудилось, отец главного героя — магистр школы — пропал, и теперь в руках юного Алекса судьба всех студентов, да и королевства в целом. Противостоять фэнтезийным злодеям и нечисти ему поможет волшебный скипетр, который способен вести напарников в бою и вдохновлять их на подвиги.
Уже через пару миссий раскрываются основные действующие лица: спутники-преподаватели и подруга протагониста. Диалоги между заданиями носят функциональный характер и не особо пытаются вас как-то развлечь. Чаще всего реплики сводятся к «О нет, это новый монстр! Иди, разберись!». Иногда в повествовании возникает главный босс — злая волшебница Оникс, — но только чтобы подразнить нас и похвастаться своей силой.
Озвучена Adventure Academia на достойном уровне: из языков доступен только японский, но актеры умело задают настроение. Персонажи ярко проявляют эмоции: то и дело вскрикивают, восхищаются и радуются. Все диалоги снабжены субтитрами на английском языке, и с пониманием происходящего проблем не возникает: в тексте нет сложных оборотов и неологизмов.
Иллюстрации проработаны очень детально, но их мало. Каждому действующему лицу выделили только одну позу и пару вариантов мимики. Из-за визуального однообразия долгие сессии в игре даются тяжело.
С геймплеем все тоже неоднозначно. Каждая миссия начинается с того, что вы призываете на поле своих сопартийцев. Затем тактически выбираете направление движения, выставляя метки на карте, а ваши подопечные проводят автоатаки. Позиционирование здесь играет большую роль: главный герой беззащитен, и подставиться под удар очень легко. На помощь приходит активная пауза и возможность хватать союзников и мгновенно переставлять их, совершая шахматные рокировки. Тех, кого ранили, быстрее закидываем поближе к хиллеру, а дальнобойные отряды располагаем по флангам. Пока монстры добегут до протагониста, часть будет расстреляна на месте, а оставшихся встретят резервы.
В первые часы это и впрямь увлекает, но со временем начинаешь замечать проблемы. Скорость некоторых сопартийцев явно выкручена так, что специалисты ближнего боя всегда бегут впереди всех, а хиллеры заметно отстают. Из-за этого активной паузой приходится пользоваться слишком часто, чтобы скорректировать перемещения отряда. Это ломает темп игры. А если команда состоит из лучников и заклинателей, то они начинают мешать друг другу и преграждают дорогу главному герою, который торопится отступить в тыл.
К счастью, игра дает перевести дух: с течением времени накапливается мана. Ее можно тратить на качественное или количественное усиление отряда: улучшить бойцов, которые уже на поле, или призвать еще из резерва. У каждого из союзников есть активные умения, расходующие ману. Выбор, куда потратить ценный ресурс, зависит от ситуации. Одни персонажи хорошо лечат, другие кидают элементальные заклинания по площади, а некоторые просто усиливают себя или окружающих.
Сбор команды в игре — дело ответственное. Уже на старте нам сразу доступны все десять классов “студентов” магической академии. Местные женщины-кошки — первоклассные убийцы, дворфийки, которые здорово машут топором по площади, феи, эльфы, суккубы — в общем, полный набор из ваших межрасовых фантазий. С выбором пола вариативность на старте заканчивается. Но тут в дело вступают RPG-элементы. У каждого сопартийца есть слоты под оружие и два вида побочной экипировки. Ботинки, кольца, перчатки и нагрудники разной редкости можно найти в сундуках на миссиях или купить в магазине академии.
Постепенно союзники растут в уровне и базовых характеристиках, а вы получаете немного “очков прокачки”. За них студенты могут выполнять “домашнюю работу” и улучшать умения. В процессе игры откроется переобучение в другие подклассы, но кардинально меняющих и полезных среди них всего несколько: те, что помогают заработать больше опыта от боев.
После череды несложных заданий наступает традиционный “гриндволл” в виде боссов. Их не так много, но всякий раз, приходя на битву неподготовленным, нельзя не заметить завышенное здоровье и урон главгадов. Победить их с наскока из-за неповоротливого управления почти невозможно. Громадные твари бьют исключительно по площади. Пропустил пару ударов — и отряда уже нет в живых. Большинство атак можно прервать, если задействовать правильный стихийный элемент. И хорошо, если вам повезло и в команде есть нужный заклинатель. Чаще всего придется нанимать нового, в статусе оборванца первого уровня, и прокачивать на более слабых супостатах, переигрывая пройденные миссии.
К бэктрекингу добавляется еще один минус: отсутствие новых механик. После вступительного акта игра будет “ехать” по одним геймплейным рельсам, лишь слегка варьируя ландшафт карт, оставляя цель “убить всех” неизменной.
У Adventure Academia: The Fractured Continent нет интересного сюжета с исследованием человеческих архетипов, как в Persona. Нет развития отношений с сопартийцами. Нет даже локации школьного хаба или атмосферных перебивок между геймплейными секциями. Частично спасает статус игры, ориентированной на мобильные платформы (только если забыть, что Persona отлично чувствовала себя и на больших, и на портативных консолях). Зато у Adventure Academia есть свой фэнтезийный сеттинг, который развивается и поддерживается фанатами более 16 лет. Обидно, что разработчики могли сделать нечто большее, но решили не прыгать выше головы и выдали сдержанно хороший продукт. Сегодня, когда рынок перенасыщен всеми видами медиа, этого преступно мало, чтобы тебя заметили.
Adventure Academia: The Fractured Continent — небольшая игра из пары менюшек с выбором экипировки и заданий, чаще всего линейных. Ей далеко до более комплексных стратегий, но разработчики к этому и не стремились. Если вам по душе хаотично снующие деловые чиби-человечки и жанр школьной повседневности, то в малых дозах она способна принести удовольствие. Жаль, цена у игры кусается: за те же деньги вы точно найдете что-то более стоящее.65
Обзор написан для stratege.ru по цифровой версии игры для PS4.