Найти в Дзене
Никита Непряхин

Вы уверены, что правильно проводите мозговой штурм? Проверьте себя

Оглавление

Думаю, все знают, что такое брейнсторминг. Этот метод генерации идей был придуман на рубеже 1930-х и 1940-х гг Алексом Осборном, сотрудником рекламного агентства BBD&O. Многие из вас «штурмили» миллион раз, но все ли делают это правильно?

Мозговой штурм состоит из 3 этапов ➡️

Этап 1️⃣ — четкая формулировка проблемы и распределение ролей

Здорово, если проблема известна заранее, чтобы все участники смогли подумать над ней и прийти с готовыми идеями и рассуждениями.

Этап 2️⃣ — генерация идей

Начинаем обсуждение, соблюдая два правила.

Первое: принимаются любые идеи, даже глупые, абсурдные, неактуальные, повторяющиеся.

Второе: ничего не критикуйте и не отбрасывайте. Так вы накопите максимальное число идей.

Этап 3️⃣ — оценка и отбор идей

Начинаем обсуждать, анализировать, оценивать, улучшать и комбинировать идеи. И в конце концов выделяем лучшие.

Конечно, гениальные идеи мгновенно не рождаются. Тут значим психологический фактор, ведь людям надо привыкнуть к обстановке, друг к другу, войти в творческий поток. Самые креативные и необычные решения обычно приходят ближе к концу штурма, поэтому весь процесс рассчитан явно не на 5 минут. Здорово, если процесс приобретает форму игры, а не очередного формального совещания. Ведь самое главное условие — позитивная, свободная и дружелюбная атмосфера. Только так брейнсторминг может дать плоды, раскрыв потенциал каждого участника.

Во многих компаниях есть свод правил брейнсторминга. Я поделюсь своим.

  1. Все участники четко представляют проблему и разделяют правила штурма.
  2. Все понимают свою задачу и роль.
  3. Все равны в мозговом штурме. Забудьте про должности и субординации. Все работают на общий результат.
  4. Назначьте модератора, если в штурме участвует больше 5 человек.
  5. Назначьте того, кто будет фиксировать все идеи, промежуточные результаты и итоги штурма. Используйте флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры для брейнсторма.
  6. Никакой критики и похвалы! Любая оценка — после мозгового штурма.
  7. Не перебивайте никого, дайте высказаться до конца.
  8. Чем больше идей — тем лучше. Главное — не отходить от основной темы и задачи.
  9. Соблюдайте тайминг встречи.
  10. Создайте 2 группы: первая предлагает идеи, вторая затем их оценивает и обрабатывает.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе материалов его книги «Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению», издательство «Альпина Паблишер».

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.