Думаю, все знают, что такое брейнсторминг. Этот метод генерации идей был придуман на рубеже 1930-х и 1940-х гг Алексом Осборном, сотрудником рекламного агентства BBD&O. Многие из вас «штурмили» миллион раз, но все ли делают это правильно?
Мозговой штурм состоит из 3 этапов ➡️
Этап 1️⃣ — четкая формулировка проблемы и распределение ролей
Здорово, если проблема известна заранее, чтобы все участники смогли подумать над ней и прийти с готовыми идеями и рассуждениями.
Этап 2️⃣ — генерация идей
Начинаем обсуждение, соблюдая два правила.
Первое: принимаются любые идеи, даже глупые, абсурдные, неактуальные, повторяющиеся.
Второе: ничего не критикуйте и не отбрасывайте. Так вы накопите максимальное число идей.
Этап 3️⃣ — оценка и отбор идей
Начинаем обсуждать, анализировать, оценивать, улучшать и комбинировать идеи. И в конце концов выделяем лучшие.
Конечно, гениальные идеи мгновенно не рождаются. Тут значим психологический фактор, ведь людям надо привыкнуть к обстановке, друг к другу, войти в творческий поток. Самые креативные и необычные решения обычно приходят ближе к концу штурма, поэтому весь процесс рассчитан явно не на 5 минут. Здорово, если процесс приобретает форму игры, а не очередного формального совещания. Ведь самое главное условие — позитивная, свободная и дружелюбная атмосфера. Только так брейнсторминг может дать плоды, раскрыв потенциал каждого участника.
Во многих компаниях есть свод правил брейнсторминга. Я поделюсь своим.
- Все участники четко представляют проблему и разделяют правила штурма.
- Все понимают свою задачу и роль.
- Все равны в мозговом штурме. Забудьте про должности и субординации. Все работают на общий результат.
- Назначьте модератора, если в штурме участвует больше 5 человек.
- Назначьте того, кто будет фиксировать все идеи, промежуточные результаты и итоги штурма. Используйте флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры для брейнсторма.
- Никакой критики и похвалы! Любая оценка — после мозгового штурма.
- Не перебивайте никого, дайте высказаться до конца.
- Чем больше идей — тем лучше. Главное — не отходить от основной темы и задачи.
- Соблюдайте тайминг встречи.
- Создайте 2 группы: первая предлагает идеи, вторая затем их оценивает и обрабатывает.
Статья написана Никитой Непряхиным на основе материалов его книги «Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению», издательство «Альпина Паблишер».