Каждый раз наступая на очередные грабли, жалея детей, я взваливаю на себя обязанности, которых в принципе можно было бы избежать. Не хочется думать, что во мне живёт мазохист, но это выглядит именно так, когда я берусь учить математике безнадёжного ребёнка.
И такая короткая фраза "Спасибо большое, что не отказали", высветившаяся на экране телефона, до боли заставляет мобилизовать все силы, чтобы в короткие сроки влить капли знаний в почти пустые сосуды.
Позвонила женщина с просьбой позаниматься с её дочерью. Результатов ОГЭ по математике ещё нет, но ждут двойку. Хотели подготовиться к пересдаче 27.06.
- Как ты написала экзаменационную работу? - спросила я у девочки, впервые встретившись с ней вчера.
- Очень плохо, думаю, будет 2.
- Но что-то же ты решила?
- Не знаю, может, 1 балл будет.
- Как так? Давай начнём с того, что ты понимаешь и умеешь решать. Какие задания ты делаешь?
- Никакие. Я ничего не могу решать. Я не понимаю математику. Учительница нас ничему не учила. Рассказывала материал и сразу давала проверочную работу.
Эта история уже как оскомина. Виноват учитель, который ничего не рассказывает, не проверяет, не учит. А что же сам ученик? Кажется, что дети вместе с родителями как мантру нараспев повторяют: нас не учат, нас не учат, виноват учитель.
НАДОЕЛО
Смотрите
Вы видите?
Я такого никогда раньше не видела. О чём это я?
О палочках
Девочке нужно было "сократить" дробь 15/25. Таблицы умножения она не знает. Кое-как поделила на 5 число 15.
Она рисует 25 палочек, потом делит их на группы по 5, затем считает, сколько всего таких групп.
- Я не понимаю, как пользоваться таблицей умножения.
Мои надежды порешать на первом занятии как можно больше заданий из ОГЭ рухнули, просто развалились как карточный неустойчивый домик. Куда-то к мозжечку взлетела волна протеста, гнева, разочарования. Буря эмоций. Она этого не почувствовала: моё лицо, интонации голоса остались совершенно спокойными. Правда, гадкая мыслишка "а не отказаться ли мне от неё, зачем мне эти проблемы во время отпуска" проползла в подсознании.
Понимаете теперь, что может испытывать человек, обучающий детей столь сложному предмету школьной программы?
- Но, скажи, как же ты на экзамене делила трёхзначные числа?
- Так же рисовала палочки, - последовал ответ.
Я не представляю, как она смогла совершить путешествие длиною в 9 лет, совершенно не владея первичными навыками - умениями делить и умножать.
Но было в её решениях нечто, что заставило меня задуматься и не закричать истерично в телефон маме: "Я не буду с ней заниматься".
Она умело складывала числа с разными знаками. Вот он, этот камушек, малюсенький такой, шатающийся, но достойный того, чтобы на него опереться.
На каждом занятии мы ищем, вытаскивая на свет то, что станет потом нашим стимулом к познанию. Она всё же что-то умеет.
И я её научу ещё больше. Эта пара недель даст ей столько знаний, сколько не дала школа за 9 лет.
Я выдохнула и перешла к таблице умножения. И мы с ней прописали первый стратегический пункт плана сдачи экзамена -
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ НЕЁ НАЧНЁТСЯ С ВЫПИСЫВАНИЯ НА ЧЕРНОВИКЕ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ ОТ ДВУХ ДО ДЕСЯТИ
Обычно таблицу умножения на 10 не пишут, как-то дети усваивают, что надо делать с нулями и с десятичной запятой при умножении и делении чисел на 10, 100 и т.д.
Но не в нашем случае. Она этого не знала.
Марсианская равнина из знаний с крошечным камушком - умением складывать отрицательные числа.
Я всё же её спросила, чтобы уже прекратить свои мучения и шатания из стороны "не учить" в сторону "учить": "На что ты надеялась, когда шла сдавать ОГЭ?"
- На ответы с сайта. Но там не было ответов на задания только нашего региона, там были ответы по всем регионам. Я же не могла их все распечатать. Там их было штук 100.
- Но у Вас же забирают телефоны на входе.
- Но ответы-то нет.
- А маме почему не сказала, что совсем ничего не умеешь решать, - продолжила я допрос, мне было не понятно, зачем скрывать это. Ведь мама - не враг, а союзник.
- Не знаю.
"Скорее всего, постеснялась," - подумала я. Но довольно, пора начинать трудиться. Мы перешли к примерам. Она попыталась снова нарисовать.
Я просто сломала её систему "делить с помощью палочек", вырвав обложку от тетради с таблицей умножения и положив её перед ней. Но это случилось после того, как мы прописали 2 столбика на 2 и на 3 и пришли к пониманию, как они образуется.
И процесс запустился. Кажется, ей понравилось считать с помощью таблицы умножения.
Девочка получила домашнее задание.
Маме я объяснила всё, как есть. Сказала, что заниматься нужно каждый день. Добавила, что даже в этом случае результаты переэкзаменовки могут быть не утешительными. Мама всё поняла.
Но посмотрим. Самое главное,
У НЕЁ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
Как думаете, получится?
О том, что происходило дальше я написала в статьях: