Найти в Дзене

ЕГЭ по русскому 2024. Итоги, выводы, апелляция

Каждый очередной экзамен готовит здоровенный тазик пищи для размышлений, и экзамен этого года, разумеется, не исключение. Это песня о главном у выпускников уже много лет. Каждый год выбирается «жертва» – самый ненавистный текст, от которого все бьются в падучей, – и в этом году таким стал текст В.Распутина. Ученики (моим не попался) забросали меня скринами из диалогов в группах о том, какой это кошмарный (нет), непроходимый (нет), труднейший за всю историю ЕГЭ по русскому (нет) текст, как жалуются эксперты на бред в сочинениях (возможно, но при чём здесь текст?), и так далее. Тексты на ЕГЭ в этом году и правда были не простые. Но, в общем, ничего выдающегося и в логике последних лет: даётся не очень сложный, а местами иногда даже простой тест и довольно сложный текст (при этом в комплекте, имхо, были тексты и посложнее текста Распутина). Но это вовсе не значит, что хорошо подготовленный сферический выпускник в вакууме не может написать по данному на экзамене тексту сочинение. И может,
Оглавление

Каждый очередной экзамен готовит здоровенный тазик пищи для размышлений, и экзамен этого года, разумеется, не исключение.

Мне попался бредовый текст

Это песня о главном у выпускников уже много лет. Каждый год выбирается «жертва» – самый ненавистный текст, от которого все бьются в падучей, – и в этом году таким стал текст В.Распутина. Ученики (моим не попался) забросали меня скринами из диалогов в группах о том, какой это кошмарный (нет), непроходимый (нет), труднейший за всю историю ЕГЭ по русскому (нет) текст, как жалуются эксперты на бред в сочинениях (возможно, но при чём здесь текст?), и так далее.

Тексты на ЕГЭ в этом году и правда были не простые. Но, в общем, ничего выдающегося и в логике последних лет: даётся не очень сложный, а местами иногда даже простой тест и довольно сложный текст (при этом в комплекте, имхо, были тексты и посложнее текста Распутина). Но это вовсе не значит, что хорошо подготовленный сферический выпускник в вакууме не может написать по данному на экзамене тексту сочинение. И может, и, главное, должен. Другое дело, что во время ЕГЭ выпускников грызут такие психи, даже сильные дети теряются до обморока, и уровень сложности текста тут вторичен. Сын моей подруги (о ужас)) протащил на экзамен телефон и позвонил мне в такой истерике, что я не знала, как его успокоить. А он всего лишь словил клин на подборе аргумента: ему попался текст Л.Толстого, они в классе по проблеме взаимодействия человека и природы сочинения не писали, и он распаниковался до слёз. Психологическая подготовка или, лучше сказать, её отсутствие – это главная проблема современных выпускников (дальше будет хуже), и пока никто толком даже не заикается о путях её решения.

Мы все знаем, что уровень работы с информацией и её обработки у школьников вообще и выпускников в частности падает от года к году, поэтому задание 27 становится всё более серьезной засадой на ЕГЭ по русскому. Кроме того, массовый психоз с онлайн-школами и удаленной подготовкой в группах даёт о себе знать: полгода выпускник толчет воду в ступе, готовясь с заводным преподом "в трубе" к итоговому сочинению, потом Новый год, потом за несколько месяцев несколько написанных работ по заданию 27, хорошо если проверенных, плюс в зачаточном состоянии начитанность текстов и убежденность, что, раз есть план-схема, сочинение само сложится, как конструктор. А потом на экзамене хлоп, и текст В.Распутина. При этом составители КИМов съели уже несколько упитанных собак и дают такие тексты, в которых относительно просто поставить и проблему, и авторскую позицию, а вот написать сочинение тяжело: требуется реальная, не формальная подготовка с написанием от 30 как минимум работ. Тенденция к медленному усложнению экзаменационных текстов прослеживается уже несколько лет подряд и скорее всего сохранится: да, экзамен базовый, но от его результата без преувеличения зависит поступление в вуз. И в хорошие вузы будут поступать дети, умеющие (в отличие от многих) работать с текстами в том числе и высокой сложности. Все остальные, имеющие спасительный (нет) план-шаблон, могут обижаться...

Дайте больше

…и пытаться что-то вернуть на апелляции. Апелляция о несогласии с выставленными баллами за ЕГЭ по русскому подается только по части сочинения (задания 27). При этом надо понимать, что апелляционная комиссия – это не компания щедрых людей, которые раздают баллы тем, кому не хватило. Однако, разумеется, никто не застрахован от ошибок, проверяющие, как и все, просто люди, поэтому бывает, что нужно за возможный балл побороться.

При подаче апелляции выбирается критерий, по которому выпускник не согласен с выставленным баллом, и развернуто и аргументированно описывается причина, по которой балл может быть повышен. Если так можно выразиться, легче всего «вернуть» потерянный балл за речь (критерий К10): они снимаются строго в соответствии с перечнем ошибок в «Рекомендациях по квалификации ошибок», все остальные ошибки считаются речевыми недочётами, которые не приводят к потере балла. В дыму проверки не каждый эксперт успевает соотнести сделанную учеником ошибку с указанной в перечне. Поэтому бывает, что речевой недочёт квалифицируют как ошибку. Также случается, что проверяющие «пропускают» сложный случай написания слов или постановки знаков препинания (которые тоже подробно описаны в «Рекомендациях…») и снимают балл – и его тоже можно вернуть. Практически всегда можно получить назад балл за аргумент-обоснование (К4), но проверяющие это знают и, как правило, не подставляются: если есть хотя бы какой-то намёк на возможную апелляцию, эксперт балл поставит. Если надо наказать за бред в обосновании, он просто снимет балл за логику, а это критерий К5, и вернуть балл за него практически нет шансов.

За комментарий (К2) баллы практически никогда не возвращают – если могли бы дать больше, дали бы.

Разумеется, ни сам выпускник, ни родитель не могут составить содержательную апелляцию, это задачка для учителя, ну и или репетитора. Причем, неважно, какого уровня сочинение: бывает, в сильном можно вернуть балл, потому что ученик написал «никому неведомый», и эксперт на лету поставил ошибку, а она не засчитывается. А бывает, что апелляция может вытащить и очень слабую работу. В прошлом году моя тетка, которая работает в Кадетском корпусе, выпускала класс, и один кадр из её подопечных не смог набрать минимальный балл для подачи документов в вуз. А папа у этого достойного выпускника был (может, и до сих пор есть) какой-то генерал, который решил, что сын должен учиться в Академии ФСБ, лол. Как нарочно, учитель русского у них слегла после экзамена, и тётечка взмолилась, чтобы я прочитала опус этого орла без крыльев, потому как иначе от его папы всем кранты. Я с лупой изучала бред, за который поставили 7 баллов, часа два, чуть головой совсем не поехала, но наковыряла всё-таки на апелляцию по пунктуации (деть перед «и» в сложном предложении не поставил запятую, но я написала, что это предложение с однородными придаточными – реально было похоже) и за аргумент. Сама была в шоке, когда апелляцию приняли по обоим пунктам ))

Если апелляция не принимается, остается то количество баллов, какое было.

Апелляцию нужно подать в течение двух рабочих дней после объявления результатов. В Москве вся процедура «от» и «до» дистанционная.

Клуб взаимного восхищения

45 из моих учеников вообще никто не получал, никогда ))
45 из моих учеников вообще никто не получал, никогда ))

Но так или иначе, год закончился, слава Богу (ура!). Моим фазаняткам в каком-то смысле повезло: практически всем попался текст, который мы писали (Б.Васильева о труде). Да, знакомый текст мало что гарантирует, можно даже сказать, ничего не гарантирует, но он создает некоторое подобие психологического комфорта, что очень и очень важно. Пока одна работа с одной ошибкой, одна с двумя. Жду сотню от умняшечки из Ханты-Мансийска )) Есть также некоторый "недобор": ожидали с очень сильной выпускницей 90+, но взяла всего 83. Деть немного расстроена, но не критично. Самый низкий и одновременно радостный до слёз результат (пока, но ниже уже не должно быть) – 70. Это самый тяжело выстраданный балл этого года: Иришка после ОГЭ по русскому ходила на пересдачу (готовилась не у меня, естессно), и для неё это просто фантастический прорыв. Она головой прорыла тоннель за этот год, и ребята наверху это оценили: дали текст Васильева, по которому она уже писала сочинение )) Так что давайте хвалиться результатами детей – своих и чужих. Наша служба неопасна, но трудна, поэтому давайте друг другом восхищаться! Как говорится, себя не похвалишь, весь день насмарку ))