Каждый очередной экзамен готовит здоровенный тазик пищи для размышлений, и экзамен этого года, разумеется, не исключение.
Мне попался бредовый текст
Это песня о главном у выпускников уже много лет. Каждый год выбирается «жертва» – самый ненавистный текст, от которого все бьются в падучей, – и в этом году таким стал текст В.Распутина. Ученики (моим не попался) забросали меня скринами из диалогов в группах о том, какой это кошмарный (нет), непроходимый (нет), труднейший за всю историю ЕГЭ по русскому (нет) текст, как жалуются эксперты на бред в сочинениях (возможно, но при чём здесь текст?), и так далее.
Тексты на ЕГЭ в этом году и правда были не простые. Но, в общем, ничего выдающегося и в логике последних лет: даётся не очень сложный, а местами иногда даже простой тест и довольно сложный текст (при этом в комплекте, имхо, были тексты и посложнее текста Распутина). Но это вовсе не значит, что хорошо подготовленный сферический выпускник в вакууме не может написать по данному на экзамене тексту сочинение. И может, и, главное, должен. Другое дело, что во время ЕГЭ выпускников грызут такие психи, даже сильные дети теряются до обморока, и уровень сложности текста тут вторичен. Сын моей подруги (о ужас)) протащил на экзамен телефон и позвонил мне в такой истерике, что я не знала, как его успокоить. А он всего лишь словил клин на подборе аргумента: ему попался текст Л.Толстого, они в классе по проблеме взаимодействия человека и природы сочинения не писали, и он распаниковался до слёз. Психологическая подготовка или, лучше сказать, её отсутствие – это главная проблема современных выпускников (дальше будет хуже), и пока никто толком даже не заикается о путях её решения.
Мы все знаем, что уровень работы с информацией и её обработки у школьников вообще и выпускников в частности падает от года к году, поэтому задание 27 становится всё более серьезной засадой на ЕГЭ по русскому. Кроме того, массовый психоз с онлайн-школами и удаленной подготовкой в группах даёт о себе знать: полгода выпускник толчет воду в ступе, готовясь с заводным преподом "в трубе" к итоговому сочинению, потом Новый год, потом за несколько месяцев несколько написанных работ по заданию 27, хорошо если проверенных, плюс в зачаточном состоянии начитанность текстов и убежденность, что, раз есть план-схема, сочинение само сложится, как конструктор. А потом на экзамене хлоп, и текст В.Распутина. При этом составители КИМов съели уже несколько упитанных собак и дают такие тексты, в которых относительно просто поставить и проблему, и авторскую позицию, а вот написать сочинение тяжело: требуется реальная, не формальная подготовка с написанием от 30 как минимум работ. Тенденция к медленному усложнению экзаменационных текстов прослеживается уже несколько лет подряд и скорее всего сохранится: да, экзамен базовый, но от его результата без преувеличения зависит поступление в вуз. И в хорошие вузы будут поступать дети, умеющие (в отличие от многих) работать с текстами в том числе и высокой сложности. Все остальные, имеющие спасительный (нет) план-шаблон, могут обижаться...
Дайте больше
…и пытаться что-то вернуть на апелляции. Апелляция о несогласии с выставленными баллами за ЕГЭ по русскому подается только по части сочинения (задания 27). При этом надо понимать, что апелляционная комиссия – это не компания щедрых людей, которые раздают баллы тем, кому не хватило. Однако, разумеется, никто не застрахован от ошибок, проверяющие, как и все, просто люди, поэтому бывает, что нужно за возможный балл побороться.
При подаче апелляции выбирается критерий, по которому выпускник не согласен с выставленным баллом, и развернуто и аргументированно описывается причина, по которой балл может быть повышен. Если так можно выразиться, легче всего «вернуть» потерянный балл за речь (критерий К10): они снимаются строго в соответствии с перечнем ошибок в «Рекомендациях по квалификации ошибок», все остальные ошибки считаются речевыми недочётами, которые не приводят к потере балла. В дыму проверки не каждый эксперт успевает соотнести сделанную учеником ошибку с указанной в перечне. Поэтому бывает, что речевой недочёт квалифицируют как ошибку. Также случается, что проверяющие «пропускают» сложный случай написания слов или постановки знаков препинания (которые тоже подробно описаны в «Рекомендациях…») и снимают балл – и его тоже можно вернуть. Практически всегда можно получить назад балл за аргумент-обоснование (К4), но проверяющие это знают и, как правило, не подставляются: если есть хотя бы какой-то намёк на возможную апелляцию, эксперт балл поставит. Если надо наказать за бред в обосновании, он просто снимет балл за логику, а это критерий К5, и вернуть балл за него практически нет шансов.
За комментарий (К2) баллы практически никогда не возвращают – если могли бы дать больше, дали бы.
Разумеется, ни сам выпускник, ни родитель не могут составить содержательную апелляцию, это задачка для учителя, ну и или репетитора. Причем, неважно, какого уровня сочинение: бывает, в сильном можно вернуть балл, потому что ученик написал «никому неведомый», и эксперт на лету поставил ошибку, а она не засчитывается. А бывает, что апелляция может вытащить и очень слабую работу. В прошлом году моя тетка, которая работает в Кадетском корпусе, выпускала класс, и один кадр из её подопечных не смог набрать минимальный балл для подачи документов в вуз. А папа у этого достойного выпускника был (может, и до сих пор есть) какой-то генерал, который решил, что сын должен учиться в Академии ФСБ, лол. Как нарочно, учитель русского у них слегла после экзамена, и тётечка взмолилась, чтобы я прочитала опус этого орла без крыльев, потому как иначе от его папы всем кранты. Я с лупой изучала бред, за который поставили 7 баллов, часа два, чуть головой совсем не поехала, но наковыряла всё-таки на апелляцию по пунктуации (деть перед «и» в сложном предложении не поставил запятую, но я написала, что это предложение с однородными придаточными – реально было похоже) и за аргумент. Сама была в шоке, когда апелляцию приняли по обоим пунктам ))
Если апелляция не принимается, остается то количество баллов, какое было.
Апелляцию нужно подать в течение двух рабочих дней после объявления результатов. В Москве вся процедура «от» и «до» дистанционная.
Клуб взаимного восхищения
Но так или иначе, год закончился, слава Богу (ура!). Моим фазаняткам в каком-то смысле повезло: практически всем попался текст, который мы писали (Б.Васильева о труде). Да, знакомый текст мало что гарантирует, можно даже сказать, ничего не гарантирует, но он создает некоторое подобие психологического комфорта, что очень и очень важно. Пока одна работа с одной ошибкой, одна с двумя. Жду сотню от умняшечки из Ханты-Мансийска )) Есть также некоторый "недобор": ожидали с очень сильной выпускницей 90+, но взяла всего 83. Деть немного расстроена, но не критично. Самый низкий и одновременно радостный до слёз результат (пока, но ниже уже не должно быть) – 70. Это самый тяжело выстраданный балл этого года: Иришка после ОГЭ по русскому ходила на пересдачу (готовилась не у меня, естессно), и для неё это просто фантастический прорыв. Она головой прорыла тоннель за этот год, и ребята наверху это оценили: дали текст Васильева, по которому она уже писала сочинение )) Так что давайте хвалиться результатами детей – своих и чужих. Наша служба неопасна, но трудна, поэтому давайте друг другом восхищаться! Как говорится, себя не похвалишь, весь день насмарку ))