"Игра престолов" - эпохальное телевизионное событие, приравнявшее масштаб сериалов к уровню постановки высокобюджетных фильмов. Развернув на просторах маленьких экранов громадную фэнтези-браваду, состоящую из политических игр, военных баталий и противостояний с антропоморфными мутантами, шоураннеры экранизации вселенной Мартина столкнулись с неприятностями на пути к окончанию своего детища. Фанатская разочарованность столкнулась со сценарной пропастью, по итогу чего многие сюжетные линии оказались здорово подрезаны или и вовсе - сброшены в морской утиль. В преддверие премьеры второго сезона "Дома Дракона", от которого также сформированы колоссальные ожидания, поговорим про самые спорные и неловкие сюжетные решения оригинального сериала, которые привели его к пиковой точке невозврата. Приятного прочтения!
1. Джон Сноу - Таргариен
Обособленная линия бастарда Неда Старка резко свернула с проложенной книжной тропы уже в седьмом сезоне. Бран погрузился в глубокое прошлое и выяснил всю подноготную насчёт рождения Джона: он оказался биологическим сыном сестры Неда, Лианны, и Рейгара Таргариена. Выяснив всю правду насчёт своих истинных родителей, Сноу, тем не менее, до последнего пытался скрыть тайну от Дейенерис, с которой у него развязались тёплые любовные отношения. Столь яркий и приукрашенный поворот седьмого сезона предрекал развитие Джона и его родовой линии в финальном сезоне, но по ходу движения истории шоураннеры "Престолов" будто бы забыли о принадлежности Сноу к династии Таргариенов. В дальнейшем этот твист не обыгрался ни в случае отношений Джона и Дени, ни в случае возможного избрания героя в качестве претендента на Железный трон. Не имевший место быть поворот, развитие которого столкнулось с тупиком, толком не успев начаться
2. Локальность Дорна
В эпических произведениях Джорджа Р. Р. Мартина Дорн представал бескрайним и зелёным регионом континента, сумевшим отбить нападение Эйгона Завоевателя и сохранить суверенитет, до вступления в коалицию Семи королевств через мирный брачный союз. В сериале, впрочем, шоураннеры решили отказать зрителям в изысканном и пафосном представлении земли ройнарских беженцев: Дорн появился лишь в парочке эпизодов и ограничился съёмкой парочки дворцов. Из сюжета была вырезана даже обширная линия династии Мартеллов, а в следующих сезонах про существование региона будто бы и вовсе все забыли
3. В чём состояла сюжетная ценность Безликих?
Многоуровневая линия перерождения характера Арьи Старк, обучающейся мастерству потаённого киллера у таинственных Безликих, заняла собой приличное количество хронометража в двух сезонах "Престолов": шоураннеры раскидывали несчётное количество чеховских ружей по ходу продвижения истории, ссылались на отождествление Арьи и обозлённой на неё Бродяжки, но в конечном итоге эта длинная линия так и не привела к каким-либо масштабным событиям. Арья стала независимой и индивидуальной от чьего-либо вмешательства героиней, но навыками убийцы воспользовалась от силы два раза за весь ход сериала. А философская книжная арка с участием Безликих оказалась преобразована в банальное сюжетное растягивание достаточно скудного на события и масштабы пятого сезона
4. Поиск вихта за Стеной
Кульминация седьмого сезона подводила основных героев "Престолов" к выявлению шокирующей правды, угрожающей их хрупкому сосуществованию: за Стеной набирает обороты гигантская армия антропоморфных Белых Ходоков, под предводительством расчётливого Короля Ночи. А для подтверждения этой гипотезы на край Севера отправляются Дейенерис, Джон Сноу и их новособранный добровольный отряд. Банальный поиск одного из вихтов привёл к гибели Визериона и дальнейшему высвобождению ледяных мертвецов из западней Стены: с помощью воскрешённого дракона Король Ночи смог разрушить вековой морозный оков. Получается, что все дальнейшие военные события, в том числе ночная битва за Винтерфелл, произошли из-за поиска одного конкретного вихта: сценарный абсурд, не иначе
5. Арья убивает Короля Ночи
Проходящая сквозь весь сериал линия с обличением Белых Ходоков привела к военному столкновению между армией ледяных мертвецов и объединившимся силами регионов Вестероса на краю последнего человеческого оплота Севера - Винтерфелла. Долгая Ночь унесла жизни тысячи солдат и мирных людей, в том числе - сюжетно значимых персонажей, однако кульминационная схватка с предводителем восставших мёртвых, Королём Ночи, произошла столь же резко, сколько и нападение самих Ходоков на Винтерфелл: в конечном итоге повторную смерть лидер мертвецов встретил от рук Арьи Старк. Настолько сумбурной, скомканной и ленивой гибели основного антагониста длительной телевизионной фэнтези-бравады и представить было нельзя. А все многочисленные фанатские теории по поводу столкновения Короля и Сноу оказались реализованы лишь в счастливых фантазиях зрителей
6. Резкий вывод Белых Ходоков из истории
Казалось бы, третий эпизод восьмого сезона "Престолов" выступит лишь началом более громоздких и масштабных событий: армия Белых Ходоков только-только покинула пределы Стены и отправилась покорять Север, в то время, как Винтерфелл выступил первым населённым пунктом назначения на их пути колонизации всего Континента. Но Долгая Ночь оказалась не завязкой масштабного противостояния людей и мертвецов, а его растянутой кульминацией: после стольких подводок и многочисленных намёков на события финала, к которым шоураннеры "Престолов" вели фанатов на протяжении продолжительной части сезонов, созерцать столь резкий слив линии Ходоков было попросту раздосадованно. Хоть после битвы за Винтерфелл у многих зрителей и появились новые теории насчёт сценарных уловок шоураннеров: быть может, финал сериала уготовил нам масштабные политические игры?
7. Пророчества Мелисандры не имели никакого смысла
Шоураннеры "Игры престолов" были способны создавать эпические завязки обширных сюжетных линий, спотыкающихся о сценарную пустоту планомерно к финалу истории. Например, долгое время в сериале фигурировала Мелисандра - единственная появившаяся в зрительском поле зрения Красная жрица, манипулировавшая Станнисом Баратеоном и пророчившая основным персонажам шоу их серьёзную роль в грядущей войне между живыми и мёртвыми. Но все предсказания жрицы оказались лишь пшиком и лёгким дуновением воздуха: тема с избранным наследником (Арья Старк под этот пункт подходит не слишком сильно) спешно пролетела мимо главных героев, а Ходоки оказались побеждены самым ленивым и безыдейным способом. Да, смерть Мелисандры после отражения атаки на Винтерфелл имела место быть в контексте философии героини: но следовало ли подводить арку с пророчествами к такой скомканной и спешной кульминации, если все действия персонажей остались лишь на их словах? Хороший вопрос
8. Экранная глупость Вариса
Варис - один из самых искусных и грациозных политиков, представленных в телевизионной вселенной Джорджа Р. Р. Мартина. Манипулятивный евнух вёл тройные игры на протяжении львиной доли повествования "Престолов", пока не присоединился к армии Дейенерис Таргариен и Тириона Ланнистера. Казалось, что Варису окажется по силам пережить события последнего сезона, благодаря его отточенной смекалке и непревзойдённому уму, но шоураннеры будто бы намеренно ослабили персонажа, превратив его в наивного простака. Варис начинает плести козни против Дени настолько очевидно и предсказуемо, что сама наследница Таргариенов моментально догадывается о предательстве правой руки Тириона и свершает над евнухом казнь. А наблюдение за столь резким и глупым выводом профессионального политика из истории шоу вызвало контрастирующий диссонанс с образом Вариса из первых сезонов. Это был уже не тот персонаж
9. Колокольное безумие Дейенерис
Агрессивная метаморфоза характера Дени напрашивалась ещё с самого первого сезона: наследница династии Таргариенов пережила слишком много жизненных потрясений и трагедий, чтобы остаться адекватной и верной принципам и прежним убеждениям королевой. Однако шоураннеры "Престолов" никак не подводили историю к преображению Дейенерис, а попросту изменили героине основополагающую сюжетную линию. Её безумие в пятом эпизоде последнего сезона не обусловилось никакими экранными подводками: Дени сошла с ума будто бы по причине подчинения сценарию, а не важности в контексте сюжета. Линия с колоколами и сожжением Королевской Гавани имеет место быть: но только не в контексте столь слабой и обрезанной реализации
10. Убийство Дейенерис
Несколько странными являлись завышенные ожидания фанатов от последнего эпизода "Игры престолов": после столь резкого и скомканного преобразования характера Дейенерис и превращения героини из верной пацифистским убеждениям королевы в настоящего тирана и деспота, было бы странно ждать другой кульминации сериала. Но финальная серия удивила (в отрицательном ключе) даже самых предвзятых поклонников вселенной Мартина: предательство Джона Сноу и резкое обрывание важных сюжетных линий привело к спешной гибели Дейенерис, пронзённой клинком своего любовника. "Железный Трон" - отдельный пример для авторов драматургических учебников по тому, как сценарная лень может повлиять на окончание истории
11. Джона Сноу отправляют за Стену
Но больший гнев в фанатском стане вызвала даже не гибель Дени, а предательство Сноу: не обыграв линию с принадлежности Джона к Таргариенам (о чём было написано чуть выше), авторы превратили индивидуального и самостоятельного персонажа в послушную сценарную марионетку. Не разобравшись в общей ситуации и последовав нравоучениям Тириона, Сноу предаёт любящего его человека, после чего с позором изгоняется за Стену: никакого противостояния за Железный Трон или раскрытия экранного предназначения героя так и не последовало. Казалось, что закрыть все вопросы с персонажем сможет заготовленный спин-офф "Престолов", но последние слухи всё чаще доносят, что HBO планируют отказаться от столь рискованной затеи. Кто знает, может оно и к лучшему
12. Бран Старк - король Вестероса
Дейенерис мертва, Джон Сноу изгнан из королевства, а Белые Ходоки повержены в самоубийственной северной схватке: противостояние за Железный Трон сузилось до ограниченного числа работоспособных персонажей, по итогу чего авторам не осталось ничего иного, кроме как выбрать на пост нового правителя Вестероса ясновидящего Брана Старка. Этот спешный и контрастирующий с ранним видением персонажа сюжетный ход являлся лишь следствием уже заданной истории: к сожалению, других методов решения данной проблемы у шоураннеров попросту не оставалось. Что не помешало фанатам вновь разочароваться от некогда любимого сериала: семьдесят эпизодов, подводящих к масштабной войне за трон, окончились ленивым и скомканным диалогом, сделавшим королём не склонного к политическим играм человека. Вот такой невразумительный конец для главного телевизионного события десятилетия