Найти тему
Святые места

«Всё время откладываю принятие решений». Православный взгляд на борьбу с прокрастинацией

Вопрос к батюшке:

«Чувствую, что ничего не хочу делать. Оттягиваю решение любой задачи, делаю только то, что нельзя не сделать, и то в последний момент. Как выбраться из состояния полного бессилия и апатии?»

Отвечает иеромонах Прокопий (Пащенко):

На этот вопрос можно по-разному посмотреть. Например, Нассим Талеб, известный экономист, философ, автор бестселлера «Антихрупкость», кстати, он православный христианин, в своей книге «Рискуя собственной шкурой» упоминал, что он выдерживает изнурительный 40-дневный пост.

Он считает, что прокрастинация – это не всегда плохо, что это в том числе инстинкт самосохранения.

Потому что в глубине своей личности человек знает, что данных не хватает для принятия окончательного решения, но его подвигают обстоятельства, внешняя среда подталкивает его к принятию решения, но что-то внутри сигнализирует, что все равно ситуация не до конца того проанализирована, то естественно возникает внутренний какой-то ступор. И к нему нельзя не прислушаться, потому что иногда это внутреннее предупреждение отбрасывается.

Я слышал разговор одной мамы, чья дочка в чем-то сомневалась. Она говорит ей: «Почему у тебя такая низкая самооценка? Ты не должна сомневаться». Но здоровое сомнение необходимо, потому что иногда одно неверно принятое решение может привести к потерям.

Нассим Талеб – трейдер, участник биржевых операций, он как раз объяснял в своей книге «Черный лебедь», когда люди не обращают внимания на этот внутренний тормоз, игнорируя его, то потом они сталкиваются с катастрофическими последствиями, которые полностью деформируют всю их жизнь. Он назвал это явление «черным лебедем». То есть какие-то предупреждающие признаки есть.

-2

Так же, например, болезнь действует, вначале возникают какие-то сигналы, которые тебя тормозят. Понятно, что мы все сильные, но если человек гиперфиксируется на том, что он сильный, эти сигналы игнорирует, то это приводит к тяжелым последствиям.

Как решают другие люди этот вопрос? У меня есть две мысли по этому вопросу. Первая мысль – это просто пожить хотя бы годик в среде, где люди для себя этот вопрос решили. Потому что ты начинаешь учиться у людей, которые эту хватку имеют.

Мне, честно говоря, очень помогли Соловки. Когда я на Соловки приехал изнеженным мальчиком из Петербурга, первое послушание было бы мыть посуду, там была такая гора посуды, и казалось, что её за год не перемоешь. Но у тебя два выбора: ты можешь всю ночь плакать сидеть, что ее слишком много и что не справишься, но если ты хочешь в какое-то приемлемое время уйти к себе, то тебе надо приступать.

Глаза боятся, а руки делают – это золотые слова, и действительно это так. И потихоньку этот навык, когда ты более-менее справляешься с этой горой работы, потом распространяется и на всю остальную жизнь. Ты понимаешь, что перед тобой какой-то невообразимый объем задач, но то, что у тебя был навык на уровне вот этой работы с посудой, ты понимаешь, раз тогда получилось, значит и сейчас с Божьей помощью получится.

И что-то подобное писал Исаак Сирин. В книге «Слова подвижнические» он упоминал три типа ведения. Ведение — это масштабное восприятие действительности, как бы парадигма мышления. Первые люди считают, что промысла Божия нет, что миром движут только рационалистические выкладки. И с одной стороны, эти люди испытывают некий ажиотаж, потому что, если Бога нет, то всё позволено.

-3

Но эти люди, несмотря на то что они могут говорить о свободе, не могут освободиться от страха. Когда такому человеку нужно принять решение, а он убежден, что можно принять решение только на основе рациональных суждений, и его рациональному мышлению просто не хватает мощностей, чтобы оценить движение глобальных рынков, начало или конец боевых действий.

Исаак Сирин как раз говорил, что люди, которые имеют этот избыток мудрости, который становится уже недостатком, когда нужно совершить какое-то дело, они слишком много взвешивают за и против, и в итоге не могут пуститься в плавание, оказываются сидящими у порогов своих домов, не имеют возможности начать ничего, потому что они поражены страхом.

Но тот, у кого есть начальная вера, тот пускается в плавание, даже если нет окончательной гарантии успеха. Он с верой пускается и переплывает.

Современный человек не может принять решение о движении вперед, если у него недостаточно гарантий. Но вера преодолевает это сомнение. Как Владимир Воробьев говорит, что подвиг – это когда ситуация трудна, но с верой, что Господь тебе поможет, ты начинаешь действовать. И твой жизненный опыт, если ты несколько лет жил вот так в вере, тебе подсказывает, что вера не только ощущение невидимого, но что Господь реально входит в твою жизнь, и это было тогда, и вот тогда, и вот тогда, и значит и в будущем ты можешь на это надеяться.

Третий момент – это всё-таки какая-то разумная технология. Мне лично очень помогла система Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок». Это система GTD, она достаточно хитроумная, чтобы переформатировать свой рабочий цикл, то как мы ведем документооборот, то как мы передаем вещи и принимаем вещи, уходит года два.

-4

Идея состоит в том, что сложные решения не могут быть приняты в голове, потому что голова не может охватить такое количество вводных данных. И поэтому он предлагает некую систематизацию сигналов, которые надо осмыслить, чтобы человек мог принять решение.

Иногда система, если ее воспринимать как жизненную философию, приводит к катастрофе, потому что она начнет диктовать. Но бывает так, что эта система показывает наиболее рациональное решение, например, что купить гвозди можно по дороге к бабушке.

Когда ты уже живешь не в хаосе, а твои рабочие циклы как-то все-таки структурированы, ты уже видишь, что вот это дело максимально удобно делать здесь. И ты не переносишь его бесконечно. Ты понимаешь, что единственный возможный вариант – это, допустим, 16 число. И ты это делаешь. Но если ты хочешь здесь себе соврать и не сделать это 16-го, тебе придется тогда отказаться от всего.

В рамках какой-то структуры находится место для каждого действия. Проблема в том, что если у человека нет своего мировоззрения, своей жизненной философии, то система начинает им управлять и из инструкции какой-то частной она становится чем-то всеобъемлющим, и человек терпит катастрофу, потому что жизненно важное решение он должен принимать не на основе структуры, а чутьем, интуицией. Даже если система говорит, что сделать надо 16-го, но у тебя, например, в этот день годовщина родителей, ты понимаешь, что не можешь пропустить годовщину.

Вот эти три позиции можно человеку подсказать.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст составлен на основе видео с канала «Экзегет»

Читайте ещё: