Найти тему
А. Ш.

Трехколесны минный трал

Во время Второй мировой войны, на вооружении США стояли причудливые танковые тралы представляющие из себя металлические катки очень большого диаметра.

Больше интересных постов - в моем Телеграм-канале

Танк Шерман с катковым минным тралом T1E3
Танк Шерман с катковым минным тралом T1E3

В 1943 году американские конструкторы начали прорабатывать идею самоходного средства разминирования. Была создана концепция, состоящая из трех колес. Два передних имели диаметр 2,5 метра и имели собственные двигатели.

Сзади находилось третье колесо, соединенное с передним через большую раму. Устройство было известно просто как «Трехколесный велосипед».

Такая причудливая конструкция была размещенная на танке Шерман и получила обозначение Т10.

Выбранным типом танка был M4A2 который представлял собой вариант Шермана с дизельным двигателем General Motors 6046. Эта силовая установка на самом деле представляла собой два отдельных двухтактных дизеля 6-71, которые имели общую мощность с коробкой передач в передней части танка и могли развивать мощность около 400 л.с.

Т10 прибыл на Абердинский полигон для испытаний.  В транспортном варианте у него стандартная подвеска VVSS. Обращает на себя внимание отсутствие частей брони над гусеницами, чтобы освободить место для катков. Катки как раз и видны на заднем плане за танком.
Т10 прибыл на Абердинский полигон для испытаний. В транспортном варианте у него стандартная подвеска VVSS. Обращает на себя внимание отсутствие частей брони над гусеницами, чтобы освободить место для катков. Катки как раз и видны на заднем плане за танком.

M4A2 использовался в небольших количествах Корпусом морской пехоты, но в основном его отправляли за границу для использования другими странами, поскольку США использовали на театре военных действий только бензиновые Шерманы.

Между передними колесами был зазор шириной 1,6 метра (ширина днища танка), поэтому для обеспечения полного охвата к задней части был прикреплен третий шарнирно-сочлененный каток. При таком расположении катки покрывали дорожку шириной 3,9 метра, что значительно шире самого «Шермана».

Само чудищи в собранном виде во время испытаний на Абердинском полигоне
Само чудищи в собранном виде во время испытаний на Абердинском полигоне

Размер катков не только делал их устойчивыми к взрывам мин, но и поднимал корпус «Шермана» далеко от земли, что уменьшало последствия взрывов под ним. Клиренс Т10 составлял 1,5 метра.

Зазор между передними катками перекрывается задним концевым катком.
Зазор между передними катками перекрывается задним концевым катком.

Т10 был еще более усилен: броня задней части днища увеличилась до 25 мм по сравнению с 12,5 мм у стандартного Шермана.

Несмотря на дикий внешний вид Т10, это была самоходная машина с полноценной башней и основным вооружением.

Все это весило ошеломляющие 59 тонн – более чем на 20 тонн больше, чем стандартный M4A2, или примерно столько же, сколько Tiger I.

Вес T10 и склонность роликов забиваться грязью означали, что его возможности на пересеченной местности были ограничены.
Вес T10 и склонность роликов забиваться грязью означали, что его возможности на пересеченной местности были ограничены.

Минный трал Т10 прошел испытания на Абердинском полигоне в середине 1944 года и не произвел впечатления. Максимальная скорость машины составляла 11 км/ч по дороге и 3 км/ч во время разминирования.

Вскоре было обнаружено, что ролики накапливают столько грязи между дисками, что по сути превращаются в сплошные цилиндры и теряют способность взрывать мины.

На этом изображении хорошо видны скребки для грязи за катками. Это объекты звездообразной формы. Вертикальная пластина в самой задней части Т10 представляла собой «толкающую пластину», позволяющую другим машинам подталкивать Т10, если он застрял.
На этом изображении хорошо видны скребки для грязи за катками. Это объекты звездообразной формы. Вертикальная пластина в самой задней части Т10 представляла собой «толкающую пластину», позволяющую другим машинам подталкивать Т10, если он застрял.

Поэтому за каждым катком были добавлены звездообразные металлические скребки для грязи, которые счищали скопившуюся грязь при вращении.

Однако огромный размер и вес T10 нельзя было игнорировать, и в конечном итоге это привело к его гибели. Он был просто слишком медленным, слишком тяжелым и слишком непрактичным, чтобы найти какое-либо применение в эксплуатации. Он был отменен ближе к концу 1944 года.