Найти тему

Эпоха уходит, другая приходит.

На фотографии выше спуск на воду крейсера "Аврора". Для живших в 1900 году - это просто повод для газетной статьи, но мы, живущие ныне, чувствуем, как за этой тишиной уже надвигается буря!

Так и мы, любители научной фантастики, с высоты 2024 года знаем, что примерно в эти годы ( с 1900 по 1903 г.г.) начинает происходить изменение в подходах к нашему любимому жанру со стороны, в первую очередь, редакторов газет и журналов.
Целлюлозные журналы (часто называемые просто «целлюлозой») - это недорогие журналы художественной литературы, которые издавались с 1896 по конец 1950-х годов. Термин «целлюлоза» происходит от обозначения дешевой бумаги из древесной массы, на которой печатались журналы. В отличие от них, журналы, напечатанные на более качественной бумаге, назывались «глянцевыми» или «сликами».

От целлюлозы произошел термин pulp fiction, обозначающий низкопробную, низкокачественную литературу. Целлюлоза стала преемницей «грошовых» романов, романов за десять центов и журналов с фантастикой XIX века в формате рассказов или новелл.

-2

В 1888 году Манси переименовал свой приключенческий журнал для мальчиков «The Golden Argosy» в «The Argosy» - и в 1896 году, за четыре года до начала этой истории, он стал первым полностью художественным журналом. Отметим, что, возникнув на основе традиций романов и журналов для мальчиков, целлюлозные издания (даже журнал «Munsey's Magazine» 1899 года, хотя и предназначенный для взрослых читателей) с самого начала были запятнаны подростковым имиджем.

-3

Печатный станок с паровым двигателем был широко распространен в течение довольно длительного времени, что способствовало буму романов за десять центов; однако до Манси никто не объединял дешевую печать, дешевую бумагу и дешевых авторов в один пакет, который обеспечивал бы доступные развлечения для молодых людей из рабочего класса. За шесть лет тираж "Аргоси" вырос с нескольких тысяч экземпляров в месяц до более чем полумиллиона.

-4

Интересный факт: Среди популярных вымышленных персонажей, появившихся на страницах массовых изданий, - Бигглс, Бак Роджерс, Конан-варвар, Капитан Континенталь, Док Сэвидж, Хопалонг Кэссиди, Джон Картер с Марса, Ник Картер, Раффлз, Сэкстон Блейк, Шэдоу, Тарзан и Зорро.

Итак, примерно в самом начале 20 века начался переход от "Эпохи Научного романтизма" к новому периоду в развитии научной фантастики, который очень удачно назвали в последние годы "Эпоха Радия"!!!

Чем порадовал нас 1900 год?

-5

В первую очередь надо вспомнить, что в этот год вышел роман Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Надо ли много говорить о нем? Наверняка, этот раман объединяет многие поколения читателей. По сюжету романа бизнесмен Бедфорд и ученый-изобретатель Кейвор обнаруживают, что Луна населена развитой внеземной цивилизацией насекомоподобных существ.

Брайан Стаблфорд утверждает, что это первая инопланетная антиутопия. В течение шести лет, с 1895 по 1901 год, Уэллс создал целый поток романов, которые он называл «научной романтикой»: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров» и - последний в этой серии - «Первые люди на Луне». Это было ослепительное проявление новой мысли, бесконечно копируемое впоследствии. Адаптирован как фильм в 1919, 1964 и 2010 годах. Забавный факт: научно-фантастические книги Клайва Стейплза Льюиса были написаны как антитеза именно этому роману.

-6

Книга Джека Адамса (псевдоним) «Неква, или Проблема веков» считается одной из первых феминистских научно-фантастических книг, опубликованных в Соединенных Штатах. Впервые она была опубликована в газете Equity. Два издания были опубликованы в Канзасе в 1900 году. В основной части произведения выясняется, что Джек Адамс на самом деле женщина (Кэсси), переодетая в мужскую одежду, которая провела несколько лет в поисках своего суженого в различных океанских путешествиях. Плывя к северному полюсу, ее корабль оказывается внутри планеты, где они встречают альтрурийцев - общество, которое развилось в более продвинутое по всем параметрам. Настоящие авторы книги - А. О. Григсби и Мэри П. Лоу, соредактора журнала «Равенство».
Книга очень интересная, но для зрелой аудитории - помимо действительно захватывающих приключений, слишком серьезные вопросы в ней иногда поднимаются о том, как сделать общественную жизнь окончательно справедливой, счастливой и устремленной к лучшему. В книги даются рецепты как достичь этого, причем достаточно научным, академическим языком, но я с ними лично не согласен. Мне не вериться, что правящий класс без борьбы отдаст власть и свои сбережения. Хотя, я ценю устремление людей к тому, что бы все перемены к лучшему происходили мирным, эволюционным путем, причем усилием не единиц, а всего общества.
В романе затронуты все аспекты и нового и старого миров - экономика, политика, религия, социология. Повторюсь - книга достаточно серьезная.
мой перевод книги можно найти здесь -
https://www.litres.ru/70751257/?lfrom=1038921410&ref_offer=1&ref_key=21d9cc994e1f255a1d59b9cffbc361aea31e748bc1ae262f406cda590d6625aa

-7

В декабрьском номере журнала «Черный кот» публикуется рассказ Дона Марка Лемона «Доктор Голдман», в котором при пересадке тканей человеку передаются воспоминания мертвеца, а получивший их американский иллюзионист использует чревовещание, чтобы отомстить преступнику. Заметим, что «Черный кот», бостонское периодическое издание, вышедшее в октябре 1895 года, технически не являлось массовым журналом. Блейлер говорит о Лемоне, что «его работы часто отличаются очень оригинальными идеями».
Если я не ошибаюсь, то это первый научно-фантастический рассказ прекрасного автора. Эго перевод которого вошел в сборник рассказов "Следующие шаги природы" -
https://www.litres.ru/69303595/?lfrom=1038921410&ref_offer=1&ref_key=ef4bd4c06bf860a79016247a78280e6654043b4f746a8315aa3b8e2872fcb7b2

-8

"Лунный металл" Гаррета П. Сервиса - роман в стиле Верна, прото-фантастика, первоначально опубликованный в виде отдельной книги, а затем в виде сериала в 1905 году в журнале «The All-Story Magazine».
После открытия таинственным Максом Сиксом (возможно, сверхъестественным существом) около 1940 года редкого металла, который заменит золото в качестве мирового денежного стандарта, человеческая жадность превращает Луну в руины (поскольку металл доставляется с Луны с помощью передатчика материи), а сама Земля едва избегает уничтожения. В книге Московица «История научного романа» мы читаем, что эмоциональное содержание романа Сервиса настолько хорошо передано, что он остается современным и интересным и стал признанной классикой научной фантастики; Блейлер говорит, что это лучший рассказ Сервиса.

-9

В 1900 году в журнале "Черный кот" вышел рассказ Джона Дюрворта «В неизвестном мире» - история о транспозиции органов чувств, возникшей в результате удара по голове. Оказывается, хирург, оперировавший его, поменял местами мозговые соединения. Блейлер называет это «компетентной профессиональной работой».
Этот рассказ так же вошел в сборник "Следующие шаги природы" как и следующая работа - рассказ Ньютона Ньюкирка (Клайд К. Ньюкирк, журналист из Массачусетса) «Человек-хамелеон» - еще одна история из журнала «Черный кот» - о своего рода супермене, голова и руки которого могут становиться невидимыми благодаря «лихорадке хамелеона».

-10

Уверен, что о книге японского писателя Осикава "Подводный линкор" мало кто из вас слышал.
Литература о вторжениях оказала свое влияние и на Японию, в то время переживавшую стремительный процесс модернизации. Сюнро Осикава, пионер японской научной фантастики и приключенческих рассказов (жанры, неизвестные в Японии еще несколько лет назад), опубликовал в начале XX века бестселлер Kaitō Bōken Kidan: Kaitei Gunkan («Подводный линкор»): история бронированной, вооруженной тараном подводной лодки, участвующей в будущей войне между Японией и Россией. Роман отражал империалистические амбиции Японии того времени и предвещал Русско-японскую войну, которая последовала через несколько лет, в 1904 году. Когда началась настоящая война с Россией, Осикава освещал ее как журналист, одновременно продолжая публиковать новые тома художественных произведений о подвигах японского императора в Тихом и Индийском океанах, которые также пользовались огромным успехом у японской публики. Позднее, став редактором журнала, он также поощрял написание других японских авторов фантастики в том же ключе.

-11

«Похищение Александры Сейн» - один из тех редких научно-фантастических рассказов, которые не теряют актуальности и сегодня: элементы пародии позволяют современному читателю пропустить мимо ушей избитые клише и восхититься изобретательностью новой блестящей переделки устаревших приспособлений. Это точно такой же неистовый тупизм, как в экшн-фильмах, заставляющий нас сожалеть о том, что Фредерик Чарльз Смейл расцвел слишком рано для того, чтобы Голливуд заплатил ему большие деньги.
О человеке, писавшем под именем Фред Ч. Смейл, не известно ровно ничего, кроме того, что он был британцем и написал около 20 рассказов, большинство из них - в 1910-х годах. «Похищение Александры Сейн» - первый из известных нам. Шутка над любимой фантастикой - хороший способ продвинуть автора в печать, то есть то, что требует не ремесла, а сообразительности и не требует особого стиля. Хотя это и весело, подделки не обязательно создают прочный фундамент для карьеры. Смейл не мог продать ни одного рассказа в течение четырех лет.

-12

История о войне будущего, в которой тридцать тысяч горцев идут на Лондон, применяя взрывные устройства, в ответ на нелестную карикатуру, опубликованную в журнале Punch.
Вдохновением для этого произведения послужила реальная карикатура, опубликованная в номере «Панча» от 17 января 1900 года.

-13

Опубликована под псевдонимом Джинго Джонс, член парламента. Хотя его личность так и не была раскрыта, в то время высказывались предположения, что автор действительно мог быть членом парламента на момент публикации.

-14

1900 год. Книга Брэдфорда К. Пека «Мир как универмаг: История жизни при кооперативной системе» - утопический роман, главный герой которого просыпается в будущем и узнает, что кооперативное движение превратило знакомый ему Льюистон, штат Мэн, в Кооперативный город, который управляется по совершенно иной и усовершенствованной системе. Сам уроженец Льюистона, Пек в свое время построил крупнейший в штате универмаг. В ответ на хаотичные условия ведения бизнеса во время паники 1893 года он начал проявлять приверженность зарождающемуся кооперативному движению.
На протяжении всей своей книги Пек подчеркивает, что новая экономическая и социальная система имеет морально-этические и даже религиозные предпосылки. Система «Кооперативного города» способствует «истинному кооперативному христианскому существованию», вместо того, чтобы препятствовать нормальному стремлению людей к добрососедству и нравственности. Благодаря кооперации человечество сформировалось «в практическую христианскую организацию....». Книга начинается с предисловия и проспекта, написанных священнослужителем; Пек завершает свой роман главой о религиозных, этических и социальных последствиях своего плана.

-15

"Медовый месяц в космосе" - роман знаменитого английского фантаста Джорджа Гриффита. Первоначально он был опубликован в сокращенном виде в журнале Pearson's Magazine в 1900 году под названием «Истории о других мирах». Научно-романтическая повесть рассказывает о путешествии по Солнечной системе - такой тип повествования был в моде в то время.

Дэвид Лэнгфорд в «Энциклопедии научной фантастики» определяет книгу как принадлежащую к традициям вымышленных путешествий « Гранд Тур» по Солнечной системе. Стэблфорд добавляет, что среди этих историй «Медовый месяц в космосе» была одной из первых, где «научное воображение перевесило религиозное в качестве источника вдохновения». Нил Баррон в издании 1981 года «Анатомия чуда: Критический путеводитель по научной фантастике» говорит, что книга исторически важна, так как служит свидетельством того, какими в то время представляли себе другие планеты. Московиц утверждает во введении к антологии 1968 года «Научная фантастика при свете газовых фонарей», что Гриффит опередил свое время, продемонстрировав «бунт против ограниченности идей», а научную основу книги называет «слабой в частностях, но концептуально сильной в передаче масштабов научной фантастики». Стейблфорд комментирует, что, поскольку мало что в этой истории является полностью оригинальным для Гриффита - в разных аспектах можно проследить более раннюю фантастику таких авторов, как Жюль Верн и Лаш-Ширма, а также научные изыскания таких авторов, как Фламмарион и Герберт Спенсер, - история служит архетипическим примером жанра научной романтики.

-16

Произведение было мной переведено и опубликовано. - https://www.litres.ru/69538465/?lfrom=1038921410&ref_offer=1&ref_key=b2c775a3bf7e0ada8f036c3a1458de34dd39efe4d80aee0f0648c41857b811f2

Думаю, на сегодня хватит. В следующей статье продолжим изучать 1900 год через призму научной фантастики))
Ваш Дионисий!