Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Сказка о самоваре или как Максим Горький самовар приготовил

Максим Горький. Какое из его произведений вы вспоминаете в первую очередь? Мы же обнаружили в творческом наследии писателя детскую сказку «Самовар», сюжет которой восходит к реальному случаю, приключившемуся в бытность автора подростком.

В 1912-1916 годах Алексей Максимович Горький (Пешков) работал над художественно-автобиографическими повестями «Детство» и «В людях». «В людях» описывает то время, когда одиннадцатилетний Алеша Пешков (Каширин в книге) был вынужден пойти работать. Одно из «услужений» было у мальчика в семье сестры его бабушки, в Нижнем Новгороде. Там-то и произошла история с самоваром. Читаем. «В одно из воскресений, когда хозяева ушли к ранней обедне, а я, поставив самовар, отправился убирать комнаты, – старший ребенок, забравшись в кухню, вытащил кран из самовара и уселся под стол играть краном. Углей в трубе самовара было много, и, когда вода вытекла из него, он распаялся. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидал, что он весь посинел и трясется, точно хочет подпрыгнуть с пола. Отпаявшаяся втулка крана уныло опустилась, крышка съехала набекрень, из-под ручек стекали капли олова, – лиловато-синий самовар казался вдребезги пьяным. Я облил его водою, он зашипел и печально развалился на полу. Позвонили на парадном крыльце, я отпер двери и на вопрос старухи – готов ли самовар, кратко ответил: «Готов». Это слово, сказанное, вероятно, в смущении и страхе, было принято за насмешку».

В 1913 году, когда Горький работал над повестью «В людях», он сочинил сказку «Самовар», где главный герой очень похож на тот самовар, что был «поставлен» у хозяев. Приводим сказку полностью.

«Было это летней ночью на даче.

В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:

Замечаете ли, чайник, что луна

Чрезвычайно в самовар влюблена?

Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало – вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков. Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, – вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:

На тебя луна

Смотрит свысока,

Как на чудака, –

Вот тебе и – на́!

Самовар фыркает паром и ворчит:

Вовсе нет. Мы с ней – соседи.

Даже несколько родня:

Оба сделаны из меди,

Но она – тусклей меня,

Эта рыжая лунишка, –

Вон на ней какие пятна!

Ах, какой ты хвастунишка,

Даже слушать неприятно!

– зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар. Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него. Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, – поет себе во всю мочь:

Фух, как я горяч!

Фух, как я могуч!

Захочу – прыгну, как мяч,

На луну выше туч!

А чайник шипит свое:

Вот извольте говорить

С эдакой особой.

Чем зря воду-то варить.

Ты — прыгни, попробуй!

Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:

Покиплю еще немножко,

А когда наскучит мне, –

Сразу выпрыгну в окошко

И женюся на луне!

Так они оба все кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:

Она тебя круглей.

Зато в ней нет углей,

– отвечает самовар. Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:

Все пустое, все пустое!

Надоели эти двое!

Да, их болтовня,

Раздражает и меня,

– ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник – так себе, горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное:

Ах, – сказал он, –

Всюду – пусто, всюду – сухо,

В самоваре, на луне.

Сахарница, поежившись, закричала:

А в меня залезла муха

И щекочет стенки мне...

Ох, ох, я боюсь,

Что сейчас засмеюсь!

Это будет странно –

Слышать смех стеклянный...

– невесело сказал сливочник. Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:

Дзинь! Кто это шипит? Что за разговоры?

Даже кит ночью спит,

А уж полночь скоро!

Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:

Ай, люди все ушли

Спать или шляться,

А ведь мой самовар

Может распаяться!

Как они могли забыть

Обо мне, тушилке?

Ну, придется им теперь

Почесать затылки!

Тут проснулись чашки и давай дребезжать:

Мы скромные чашки,

Нам все все равно!

Все эти замашки

Мы знаем давно!

Нам ни холодно, ни жарко, Мы привыкли ко всему!

Хвастун самоварко,

И не верим мы ему.

Заворчал чайник:

Ф-фу, как горячо,

Жарко мне отчайно. Это не случайно,

Это чрезвычайно!

И – лопнул!

А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нем давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он все еще храбрился и гудел, глядя на луну:

Ах, будь она ясней,

Не прячься она днем,

Я поделился б с ней

Водою и огнем!

Она со мной тогда

Жила бы не скучая,

И шел бы дождь всегда

Из чая!

Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но все еще бормотал:

А если днем она должна ложиться спать,

Чтоб по ночам светлей сияло ее донце, –

Я мог бы на себя и днем и ночью взять

Обязанности солнца!

И света и тепла земле я больше дам,

Ведь я его и жарче и моложе!

Светить и ночь и день ему не по годам,

А это так легко для медной рожи!

Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:

Ах, это очень мило!

Это очень лестно!

Я бы солнце потушила,

Ах, как интересно!

Но тут – крак! – развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил ее, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась, покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:

Вот смотрите: люди вечно

Жалуются на судьбу,

А тушилку позабыли

Надеть на трубу!

А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:

Жил-был самовар,

Маленький, да пылкий,

И однажды не прикрыли

Самовар тушилкой!

Был в нем сильный жар,

А воды немного;

Распаялся самовар, –

Туда ему дорога,

Туда и дорога-а!»

Сегодня в Нижнем Новгороде, родном городе Максима Горького, есть два музея, связанных с его жизнью. Первый – дом дедушки и бабушки по материнской линии, где Горький провел несколько лет детства. В экспозиции отображен мир повести «Детство» и реалии мещанского быта 1870-х годов.

Самовар в одной из пяти комнат музея «Домик Каширина»
Самовар в одной из пяти комнат музея «Домик Каширина»

Самовар в кухне «Домика Каширина»
Самовар в кухне «Домика Каширина»

Второй музей – квартира, где уже известный писатель Максим Горький прожил с семьей с 1902 по 1904 год. Здесь был центр культурной и общественной жизни Нижнего Новгорода, здесь Горький завершил пьесу «на дне», задумал роман «Мать» и пьесу «Дачники», написал поэму «Человек». Интерьеры в музее-квартире восстанавливали по воспоминаниям Екатерины Павловны Пешковой, жены писателя.

Экспозиция самой большой комнаты музея-квартиры, где собирались гости Горького. Фотография с сайта музея
Экспозиция самой большой комнаты музея-квартиры, где собирались гости Горького. Фотография с сайта музея