Найти тему
СНЕГИРЬ

Скифские и русские древности выглядят идентично - разбираем уникальный альбом 1881 г. по истории русских одежд

Генерация нейросети
Генерация нейросети

Сегодня вновь поговорим о нашей любимой скифской теме, то есть о том, что скифы это (в том числе) иное наименование славян в древности, а история России продолжает историю Скифии. Рассмотрим альбом В.Прохорова 1881 г. "Материалы по истории русских одежд", в котором наглядно сравниваются находки из скифских курганов и традиционные русские предметы быта, оружие и украшения.

*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

Для начала пара слов о том, почему мы так часто поднимаем эту тему и считаем ее крайне важной:

1. Связь России со Скифией и признание того факта, что в древности славяне именовались скифами (в том числе, но также венедами, россами, роксоланами, сарматами, аланами, гетами) делает нашу древнюю историю на порядок более логичной и понятной и убирает из нее огромное "белое пятно". Оказывается, наши далекие предки НЕ появились "неизвестно откуда" в каком-то условном 6 в н.э., а ВСЕГДА испокон веков жили здесь, на территории современной России и некоторых сопредельных государств. Более того они были прекрасно известны и другим древним народам, в частности грекам, с которыми постоянно и на равных воевали под разными наименованиями.

2. Скифское прошлое как связующая нить собирает множество фрагментов нашей истории во времени и пространстве - тут и Древняя Русь как продолжение Скифии (см. летописи о Словенске и об основании Москвы), и происхождение слов "словены" и "русы", и курганы от Крыма до Сибири, и версия Михаила Ломоносова, согласно которой со скифами напрямую связан народ чуди, и даже Тартария, которая согласно картам и книгам "раньше именовалась Скифией". Получается, что вовсе не Ермак "открыл" эти восточные территории пару столетий назад - они изначально, еще как минимум несколько тысяч лет назад, были населены нашими же предками - единой общностью скифских народов. По обе стороны Уральских гор жили и живут потомки скифов и эта империя всегда воссоединяется, что бы ни происходило в отдельные исторические периоды. Скифия - это феникс, который всегда восстает из пепла. Вечное и единое сердце Евразии, с ее лесами, степями и северным Ледовитым Океаном (который также на картах XVI-XVIII вв. все еще так и подписан "Скифским").

Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент. В красной рамке справа подпись "Тартарский или Скифский Океан"
Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент. В красной рамке справа подпись "Тартарский или Скифский Океан"

3. Скифская тема объединяет народы России общим прошлым. По всей видимости скифы НЕ были каким-то одним народом, а представляли собой общность многих народов с относительно близким менталитетом и образом жизни, который можно описать таким словесным рядом как: солнце, слава, воля, братство, лучники и всадники, культ предков, огня, святых источников, камней и рощ, воинские обычаи, курганы, работа с металлами, золотые изделия, олень несущий на своих рогах солнце - среди них были и кочевники, и земледельцы, и некие "царские скифы" (скорее всего - сарматы, сар - от слова"царь"), делились они также на западных и восточных. И сегодня множество самых разных народов (славянских, тюркских, финно-угорских и др.) претендует на родство со скифами, прослеживая "скифский" след в своей культуре и обычаях. Но здесь не место спору и выяснению того, кто имеет больше прав считаться "наследником". Это общее прошлое. Исток. Своеобразная пра-цивилизация. И она принадлежит всем нам - всем народам сегодня населяющим Евразию и особенно Россию (так как Россия и представляет собой бОльшую часть Евразии), занимая ровно те же самые земли, которые когда-то занимали скифы.

Скифия - это такое же собрание народов, какое представляла собой Российская Империя, СССР и представляет современная Российская Федерация.

Андрей Клименко. Из скифской серии картин.
Андрей Клименко. Из скифской серии картин.

Кто-то скажет, что все это красиво на словах, но это еще не означает, что так все и было. Есть ли реальные доказательства этому? Да! Трудно найти другую теорию о древнем прошлом России, которая была бы подкреплена большим количеством письменных и вещественных доказательств. Всегда испокон веков - еще с античных авторов скифы ВСЕГДА считались предками славян (что не означает, что они не были предками и других народов). Об этом же было написано практически во всех древнерусских летописях, во всех русских учебниках по истории. Обзором скифских царей открывает "Российскую историю" князь Михаил Щербатов, скифской древности России посвящено значительное количество глав в учебнике Дильтея 1768 г., обзором скифских курганов открываются книги по истории русских одежд - одну из них мы как раз и рассмотрим в рамках этой статьи. Это считалось общеизвестным фактом не требующим доказательств.

Из учебника Дильтея для русского дворянства 1768 г.
Из учебника Дильтея для русского дворянства 1768 г.

В настоящее время эту теорию пытаются опровергнуть (и объявить устаревшей) по причине того, что были проведены генетические исследования скифских курганов (единичных и наиболее южных!), результаты которых НЕ позволяют связать их со славянами. Поэтому, мол, античные авторы - а следом за ними и все другие - ошибались и "на самом деле" скифы не были славянами.

Да нет же! - это они - современные историки - просто придали слову "скифы" совершенно иное значение, исказив его изначальный смысл и увязав с генетикой какой-то одной узкой группы древних людей. Назвав их "настоящими скифами", они теперь оценивают принадлежность всех остальных к скифам по их генетическому родству с этой группой. Будто бы греки по гаплогруппам определяли кто скиф, а кто нет. Но суть в том, что те, кто захоронен в курганах вдоль берегов, скажем, Тверских рек (а курганов вообще в европейской России великое множество вдоль самых разных рек, на Русском Севере для них даже имеется специальное слово "волотовки", от "волот" - "великан") или даже вовсе в захоронениях некурганного типа в разных регионах России, имеют ничуть не меньше права именоваться скифами, чем те, кто был найден в южных курганах, даже если между собой эти люди генетически НЕ родственники.

Важно понимать, что для античных авторов вся территория современной России была населена кем-то кого они называли «скифами» (тогда это понятие относилось к территории и образу жизни) — это четко видно в том числе и по восстановленным картам Птолемея. Речь шла НЕ о какой-то узкой полоске южных степей, а о всей территории Евразии к востоку от Днепра и до самого севера — вплоть до Северного Ледовитого Океана, который еще на картах XVI–XVIII века так и именовался Скифским. Никто НЕ утверждает, что на всей этой территории жил всего один народ с единым генотипом, который назывался «скифским» — скорее всего, напротив - к Великой Скифии относилось целое множество народов. И описывая образ жизни скифов или войны со скифами античные авторы подразумевали ВСЕХ этих людей, проживавших на данной территории - и значительная их часть (особенно "скифы западные" с которыми греки как раз и сталкивались наиболее часто) - это, разумеется славяне, которые как жили на тех территориях, так и живут по сей день. Поэтому анализ некоторых отдельных курганов - да еще и южных, степных - не доказывает вовсе ничего кроме того, что в этих конкретных курганах лежат носители тех или иных гаплогрупп. Да, они тоже скифы.

Но закончим с этим затянувшимся вступлением и перейдем к обзору, собственно, альбома В.Прохорова "Материалы по истории русских одежд", который, как и большинство его современников и предшественников, придерживался мнения о том, что прямая связь славян и скифов (по крайней мере значительной их части) совершенно очевидна. Заметим, что альбом издан в 1881 г. в Типографии Императорской Академии наук - то есть это была официальная точка зрения, а не труды какого-то маргинального исследователя-одиночки.

-5

Автор в первую очередь отмечает, что славянские племена занимали многочисленные регионы Европы - от Балтики до южный морей - еще в незапамятные времена до Рождества Христова.

-6
-7

Голубым подчеркиванием выделили блок посвященный рассуждению о том кто такие фракийцы и даки Балкан. В.Прохоров указывает на то, что на известнейшем памятнике древности - Траяновой колонне, которая изображает эти народы, мы видим чисто славянские и русские типажи, одежду и оружие. Разбору изображений Траяновой колонны он посвятил отдельную главу и мы уже делали подробный обзор этого текста.

Шлем с изображений на Траяновой колонне.
Шлем с изображений на Траяновой колонне.

Отмечает автор и то, что после Р.Х. в скифском искусстве видится некий застой и угасание, что он связывает, с одной стороны, с ростом влияния "грубых римлян" по всему миру, что повсеместно привело к угасанию старых центров искусств и ремесел, и школ знаний (в том числе в Греции), а с другой - с тем, что славянам (скифам) приходилось тратить огромные людские ресурсы на оборону от племен востока - таким образом, они невольно стали щитом "Европы от их наводнения". И, хотя временами, они под натиском неприятели "подчинялись в некоторых местах их влиянию, но потом все таки успешно выбивались из таких затруднительных обстоятельств."

-9

Показательно то, что Римляне более всех народов боялись именно "Скифо-Славянский племен" (автор так и называет их - через дефис - как единую общность) - это следует из численности их легионов расположенных в разных частях света:

-10
-11

Далее автор концентрируется на обзоре конкретных исторических находок в скифских захоронениях (Екатеринославская губ., Пантикапейские раскопки и проч.), при этом отмечает их удивительную стилистическую близость к украшениям, оружию и предметам быта славяно-русов (европейской части Руси) даже в поздние христианские времена.

-12
!Скифская серебряная ваза, найденная на правом берегу Днепра. IV в до Р.Х."
!Скифская серебряная ваза, найденная на правом берегу Днепра. IV в до Р.Х."
"Остов женщины и ея украшения найденные в (царском) кургане близ Никополя."
"Остов женщины и ея украшения найденные в (царском) кургане близ Никополя."
"Головной убор и украшения одежд жрицы найденные в ея гробнице". Далее будут приведены аналогичные изделия из русских захоронений. В особенности каплевидные подвески и витые браслеты.
"Головной убор и украшения одежд жрицы найденные в ея гробнице". Далее будут приведены аналогичные изделия из русских захоронений. В особенности каплевидные подвески и витые браслеты.
"Женские головные убора на терракотовых скифских произведениях." Практически традиционные русские кокошники и венцы какими мы привыкли видеть их на русских девушках прошлых столетий.
"Женские головные убора на терракотовых скифских произведениях." Практически традиционные русские кокошники и венцы какими мы привыкли видеть их на русских девушках прошлых столетий.
"Скифские золотые украшения конской сбруи"
"Скифские золотые украшения конской сбруи"
"Скифские золотые украшения на конской сбруе"
"Скифские золотые украшения на конской сбруе"

Обратите внимание на самое нижнее центральное изображение. Оно практически один в один повторяет "медведя в жертвенной позе" из коллекций пермского звериного стиля, что еще раз доказывает, что традиции скифского наследия отчетливо прослеживаются буквально ВО ВСЕХ регионах России. Например, представленные цветочные орнаменты весьма характерны и для традиционного русского искусства, включая книжные иллюстрации и резьбу по дереву.

"Скифсие золотые украшения на конской сбруе".
"Скифсие золотые украшения на конской сбруе".
"Скифские знамена или значки, принадлежащие к царским торжественным церемониалам и колесницам."
"Скифские знамена или значки, принадлежащие к царским торжественным церемониалам и колесницам."

Обратите внимание на многочисленные изображения грифонов (отсылки к Тартарии? - которая, как было написано быша также считалась наследницей Скифии, как и Древняя Русь), а также общий стиль изображений. Не правда ли именно в таком стиле выполнены знаменитые каменные барельефы Дмитриевского собора? Не правда ли вы уже многократно видели точно таких же коней, змеев, птичек и грифонов в русском искусстве? Не правда ли "человек-лось" - характерный сюжет пермского звериного стиля - близок к предпоследнему изображению (олень?) в нижнем ряду?

Все это - единая многотысячелетняя культурная традиция Скифии/Евразии, прорастающая со всей очевидностью и в русской культуре и в культуре практически всех народов современной России вообще. Может быть, хватит твердить, что "славян не существовало до 6-го в. н.э."? Этносы укрупняются, смешиваются, разделяются, множатся, становятся известны под новыми именами и т.д. но не бывает такого, чтобы кто-то появился в нашем мире "ниоткуда" (из портала в другое измерение?) - все имеют начало в чем-то и ком-то, что было до них.

"Конская сбруя и украшения на лошадях скифов".
"Конская сбруя и украшения на лошадях скифов".
"Индо-скифские монеты 1-го века по Р.Х."
"Индо-скифские монеты 1-го века по Р.Х."

В.Прохоров отмечает, что в поздние времена для славян были характерны точно такие же курганные погребения, однако, сначала умершего сжигали в огне, а затем прах его помещали в специальный глиняный горшок, который и закапывался в курган. Он также приводит описание похоронного обряда славян, записанного арабским путешественником Ибн-Фодланом, лично присутствовавшего при нем - здесь интереснее всего объяснение почему они выбирают именно сжигание:

"Подле меня стоял человек из Руссов, и я слышал, как он разговаривает с толмачем, бывшим при нем. Я его спросил, о чем они вели с ним речь, и он ответил, что Рус сказал ему: "Вы... берете милейшего и почтеннейшего для вас из людей и бросаете его в землю, где его съедают пресмыкающиеся и черви; мы же сжигаем его в огне, в одно мгновение, и он в тот же час входит в рай." Затем засмеялся он и сказал: "по любви господина его (Бога) к нему, послал он ветер, так что огонь охватил его в час."...

Далее В.Прохоров приводит для сравнения находки из русских курганов - например, турий рог из Черной могилы. Данное захоронение датируется X в. н.э., то есть временем когда "скифов уже не существовало", а была Древняя Русь - но мы видим по характерному рисунку, что это та же самая культура, которая создавала изделия для многочисленных скифских курганов еще до Р.Х.

"Турий рог - найден в Черной могиле близ Чернигова."
"Турий рог - найден в Черной могиле близ Чернигова."
"Оправа турьего рога - найден в Черной могиле близ Чернигова."
"Оправа турьего рога - найден в Черной могиле близ Чернигова."
"Женские ожерелья и головные венчики - русские и скифские"
"Женские ожерелья и головные венчики - русские и скифские"

На картинке выше 1-е изображение (самое верхнее) - это ожерелье из русского кургана (поздние столетия), все варианты ниже - из скифских захоронений (древний мир). Названия разные, а суть не поменялась - узор и форма сохранились практически идентично.

Те же аналогии и с серьгами:

"Серьги из раскопок скифских могил"
"Серьги из раскопок скифских могил"
"Серьги из раскопок русских могил. Киевская губ., СПБ, Пермская губ., Владимирская губ., Тверская губ."
"Серьги из раскопок русских могил. Киевская губ., СПБ, Пермская губ., Владимирская губ., Тверская губ."

Обратите внимание на витые серьги из Тверской губернии - последний рисунок снизу и сравните с браслетами скифской жрицы в начале этой статьи.

"Смоленский клад"
"Смоленский клад"
"Серьги, браслеты и подвески, найденные в древних курганах в губ. Пермской, Казанской, Владимирской, Московской и Рязанской".
"Серьги, браслеты и подвески, найденные в древних курганах в губ. Пермской, Казанской, Владимирской, Московской и Рязанской".
"Вещи, найденные в раскопках в губерниях С.Петербургской, Олонецкой, Новгородской и Смоленской". Застежки на плащах, пряжки одежд.
"Вещи, найденные в раскопках в губерниях С.Петербургской, Олонецкой, Новгородской и Смоленской". Застежки на плащах, пряжки одежд.
"Браслеты. Найдены в древних русских курганах различных местностей".
"Браслеты. Найдены в древних русских курганах различных местностей".
"Бронзовые украшения поясов из раскопок в СПБ губ. Поясные пряжки, подвески, игольники."
"Бронзовые украшения поясов из раскопок в СПБ губ. Поясные пряжки, подвески, игольники."
"Пряжки и подвески найденные из раскопов Болгар (1 и 8) + в раскопках Пермской, Вятской, Тамбовской, донской, Владимирской, Рязанской губ."
"Пряжки и подвески найденные из раскопов Болгар (1 и 8) + в раскопках Пермской, Вятской, Тамбовской, донской, Владимирской, Рязанской губ."
"Меднолитные кресты, служившие подвесами на ожерельях, серьгах и других украшениях одежд, найденные в древних курганах различных местностей".
"Меднолитные кресты, служившие подвесами на ожерельях, серьгах и других украшениях одежд, найденные в древних курганах различных местностей".
"Ожерелье с подвесками. Найдены в курганах различных губерний: Владимирской, Новгородской и др."
"Ожерелье с подвесками. Найдены в курганах различных губерний: Владимирской, Новгородской и др."

От одежд и украшений автор переходит к оружию и здесь - те же аналогии.

Сверху - стрелы найденные в древних русских могилах. Снизу - стрелы найденные в скифских могилах.
Сверху - стрелы найденные в древних русских могилах. Снизу - стрелы найденные в скифских могилах.
Верхний блок - мечи из раскопок скифских могил. Средний блок - мечи с изображений на Траяновой колонне (о ней смотри выше - есть ссылка на детальный текст). Нижний блок - мечи из раскопок русских могил.
Верхний блок - мечи из раскопок скифских могил. Средний блок - мечи с изображений на Траяновой колонне (о ней смотри выше - есть ссылка на детальный текст). Нижний блок - мечи из раскопок русских могил.

Все вы наверняка не раз встречали так называемый "скифский колпак", который иногда еще именуют "фригийским" - характерный головной убор с вытянутым верхом. Принадлежность его к скифам и сегодня никем не оспаривается - это, так сказать, один из их внешних маркеров в изображениях.

"Изображения на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи", IV в до Р.Х."
"Изображения на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи", IV в до Р.Х."

Но, постойте - вот те же самые "скифские колпаки" (и тоги - такие же как на Траяновой колонне) на фресках Киево-Софийского собора или (ниже) на изображениях из сборника Святослава 1073 г. Кстати, такие же воины в скифских колпаках изображены... на барельефах памятника Минину и Пожарскому в Москве. И, как несложно заметить, поздние традиционные русские шапки - которые обычно изображены на различных иллюстрациях, лубках и проч. также имеют схожую вытянутую вверх форму - да, "колпак" стал короче, иногда появляется меховая оторочка, но преемственность хорошо угадывается.

"Фрески на лестнице Киево-Софийского собора"
"Фрески на лестнице Киево-Софийского собора"
"Из сборника Святослава 1073 г."
"Из сборника Святослава 1073 г."

Кстати, М.В.Ломоносов в своей "Древней Российской истории", которую мы подробно разбирали на канале, прямо пишет, что западные авторы, якобы, именовали славян - сарматами, а чудь - скифами. При этом он считал, что соединившись эти две общности и составили русский народ. У других же авторов нередко встречается утверждение, что сарматы являлись малой частью крупной скифской общности народов. Так или иначе, скифский след находит свой отголосок и в теме чуди - еще одной загадке, которая до сих пор будоражит умы любителей истории (феномену чуди у нас на канале также посвящено большое авторское исследование - и это один из самых популярных материалов нашего канала). Более того, есть и довольно интересная связь между самим названием "чудь" и скифским колпаком:

На санскрите слово «чуда» (cuda) — «вершина», «конец», «наивысшая точка», «превосходство по высоте над другими предметами», которое по всей видимости связано с русским «кудесник», «кудесничать». Но также славянский корень «куд» породил целый комплекс понятий связанным с чем-то закругленным, закручивающимся: «кудри», «кудель», «кудаса» (= вьюга). В некоторых европейских языках kuodas означает хохолок, вихор. Получается, что "чудь" (кудь? скудь? что на греко-римской манер легко может превратиться в слово "скиф"?) - это люди в характерных вытянутых шапках? Остается вопрос для чего нужна была такая вроде бы ничем не оправданная сложная форма? Но это уже вопрос отдельного исследования, который, как нам кажется, стоит рассматривать, в первую очередь, с точки зрения циркуляции различного рода энергий и завихрений в человеческом теле.

Картина художника Евгений Край из серии «Скифы».
Картина художника Евгений Край из серии «Скифы».

Напишите в комментариях - а что вы думаете о чуди, скифских колпаках и их назначении? И разделяете ли вы взгляды историков и этнографов прошлого, которые считали историю России продолжением истории Скифии?

P.S. Как мы уже не раз писали выше - вряд ли стоит сомневаться в том, что скифы были предками многих народов (опять же ввиду того, что они занимали огромные территории практически всей Евразии и сами скорее были крупной общностью, а не каким-то определенным этносом). Поэтому доказательство связи какого-либо народа со скифами никак НЕ отбирает скифского прошлого у других. Не нужно это единое прошлое "делить", решая "кому оно принадлежит". В статье мы обратили внимание на фрагменты мозаики, которые указывают на прямую связь скифов с русскими, славянами и шире - народами России вообще. Другим же - аналогичным образом - стоит заниматься интересующими их фрагментами (а не доказывать отсутствие указанной связи). Агрессивные комментарии будут удаляться.

************************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Разбор самой загадочной русской сказки - Крошечка-Хаврошечка

Старинные названия и магические свойства камней и минералов на Руси

Мусковит. Происхождение названия Москва и реальная дата основания столицы - русские летописи вас сильно удивят

Летописи сохранили реальные упоминания о крокодилах и ящерах на Руси. О ком идет речь?

Пермский звериный стиль - артефакты, созданные народом чудь и до сих пор неразгаданные. Человек-лось, личины, птицы, медведи...