Найти в Дзене
СНЕГИРЬ

Скифские цари в древней русской истории по 7-томнику "забытого" историка князя Михаила Щербатова. Имена, события, факты

Оглавление
Фантазия нейросети Kandinsky на тему "скифский царь в короне"
Фантазия нейросети Kandinsky на тему "скифский царь в короне"

Князь Михаил Щербатов, написавший 7 книг по русской истории, отсчитывал ее скифского периода. В его «Истории Российской от древнейших времян» (1770 г.) есть полный поименный список древних скифских царей с описаниями, которых он считает "нашими". Читаем текст.

*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

Кто есть автор? Князь Михаил Щербатов - историк, публицист и сенатор, человек энциклопедических знаний, лично разыскавший в архивах немало уникальных памятников словесности. Всего его историческая работа «Истории Российской от древнейших времян» заняла 7 томов, из них примерно треть первого тома (а это 150 с лишним страниц) посвящена скифской истории Руси с детальным описанием всех скифских царей (имена, характеры, деяния и проч.) И уже после этого «начинается» «привычная нам история» с Рюриком, Олегом, Игорем и т. д.

Историки: Щербатов, Миллер, Ломоносов, Татищев
Историки: Щербатов, Миллер, Ломоносов, Татищев

И это при том, что сам князь Щербатов считал себя во многих смыслах последователем небезызвестного Миллера, именно его работами он вдохновлялся и его считал неким ориентиром. А уж последнего никак нельзя заподозрить в желании «удлинить» или «превознести» русскую историю — напротив, все факты говорят о том, что Миллер ее всячески урезал и упрощал, трактуя все спорные моменты НЕ в нашу пользу, о чем сегодня открыто говорят как альтернативные историки, так и традиционалисты-патриоты. Однако, из этого вовсе не следует, что труды Миллера, либо Щербатова нужно игнорировать — напротив, их нужно знать и уметь правильно читать, отделяя факты (которых там немало) от личных мнений и трактовок.

Отметим также, что князь Щербатов в предисловии в уважительной манере упомянул и основных оппонентов Миллера — Татищева и Ломоносова, указав, что он старался им НЕ противоречить и их труды «не охулять», хотя в некоторых моментах с ними расходится (читай — трактует некоторые события и факты по-иному, но историю НЕ переписывает).

География распространения скифов

Так что же писал князь Щербатов про наше скифское прошлое?

«…несумнительно есть, что Скифы и Славены, первые обладатели России, есть ли не письменами, ибо они их не имели, то по крайней мере песнями, изустными преложениями и другими подобными способами память знатных дел сохранили…»

Далее автор связывает начало «стройной» письменной истории Российской с появлением просвещенных людей и приходом христианства, отдавая дань почтения летописцу Нестору, который писал лишь о хорошо известных ему событиях ближайшей давности, не погружаясь в древность.

Виктор Васнецов. Нестор летописец.
Виктор Васнецов. Нестор летописец.

При этом он добавляет:

При этом он добавляет:

«…но понеже наше любопытство не может в толь узких пределах быть вмещено, то для удовольствия читателей я за полезное разсудил начать мой труд повествование о старобытном состоянии обладателей России, когда еще они под именем Скифов, Сарматов и других под общими сими именами разумеемых народов знаемы были. Но как мы ничего в древнейших наших летописцах не находим касающе до сих отдаленных времен, за вышеупомянутыми мной причинами, то все должен был почерпнуть из иностранных писателей, из чего введение мое и сочинил.»
«Сия пространная страна имела разные именования, яко Скифия, Сарматия, Роксолания, Славенороссия, Россия и наконец чужестранными народами Московия… Скифия страна, а народ Скифы, яко некоторые писатели утверждают, так назывался для ради их великаго искусства стрелять из лука: ибо сие имя происходит от глагола Тевтонического Сетен или Шутен (стрелять); единый писатель сие имя производит от горы Скифы, где повествует он, что они раньше живали; но я не знаю какую он гору сим названием именованную разумеет, разве обретающиеся горы над Черным морем. Что касается до меня, то я за весьма вероятное почитаю, что народ, обитающий в России, именуемый Чудь (читать подробнее про легендарный "исчезнувший" народ чуди и артефакты пермского звериного стиля подробнее), через повреждение подал причину ко имени Скифскому или Сцитскому.»
Скифское золото
Скифское золото
«Скифия и Сарматия Европейская…вмещала в себе нижеследующие страны: Великую и Малую Россию, Польшу, Литву, Курляндию, Лифляндию, Пруссию, часть Венгрии и некоторые другие. Всякой, кто взглянет на карту, может увидеть, с какими морями сия страна была смежна… оныя суть море Белое, море Азовское, море Черное и море Балтийское с заливами Ботническим и Финляндским…. Россия или древняя Скифия простираясь от Молдавии на север к Белому морю, вмещала в себе одиннадцать климатов…»

Обычаи скифов и государственное управление

Щербатов разделяет скифов на разные подгруппы по типу управления, считая, что основная, самая многочисленная и самая влиятельная из них в историческом плане — это «царские скифы», то есть скифы во главе с царями. Кроме того существовало много отдельных скифских групп/родов, которые управлялись князьями/родами/советом мудрейших. У некоторых скифов были даже республиканские формы правления. Интересно, что в этой связи Щербатов намекает на то, что республиканское правление в Новгороде (куда как известно из «Сказания о Словене и Русе» пришли крупные группы скифов) — это наследие и традиция старой пра-родины.

Изображение на скифской серебряной вазе, найденной на правом берегу Днепра близ местечка Никополя, IV в. до Р.Х.
Изображение на скифской серебряной вазе, найденной на правом берегу Днепра близ местечка Никополя, IV в. до Р.Х.

Также он сравнивает скифское общество со швейцарскими кантонами — союзными, но самостоятельными. Когда скифы начинали крупную войну, то созывались все эти самостоятельные скифские образования, но при этом каждое из них могло и отказаться от участия по решению своих собственных правителей.

Интересны ключевые законы скифской страны — князь Щербатов пишет, что их было совсем не много, так как сам образ жизни и мышления скифов не требовал этого. Было у них некоторое внутреннее чувство справедливости и отсутствие склонностей к порокам («незнание пороков полезнее Скифам, чем знание добродетели другим»), сами же «их законы клонилися ко вложению добродетели и неустрашимой храбрости»:

  • «всякой, кто тщился переменить обычай своей страны, смертию наказывался»;
  • «всякая кража у них была строго запрещена… и сие было причиной что их многочисленные стада не быв подвержены похищению без страха паслися»;
  • «строгость их нравов тем их правосудие делает, что они не знают, что такое пожелать имения другого»;
  • «малейшее учиненное кому озлобление законы из без возмездия не оставили»;
  • «правосудие у них наблюдаемо по природной их склонности, а не по строгости законов».
Скифские золотые украшения на конской сбруе.
Скифские золотые украшения на конской сбруе.

  • «Они не стараются как другие смертные о приобретении злата и серебра; питаются молоком и медом…»
  • «Величайшая их сила состояла в коннице и в лучевых стрелках, в чем они столь искусны были, что самые их младенцы стреляли из лука в цель в то самое время, когда их лошадь во весь опор скакала и оттуда пошла пословица, что „Скифы толь искусны были из лука стрелять, сколь Греки были мастера играть на лире“. И самые их жены не уступали своим мужьям в сем искусстве и в езде на лошадях.»

Вспомним теперь русские сказки, в которых каждый второй герой - это стрелец-молодец, а каждый второй помощник - это богатырский конь. А вот ни мечников, ни копейщиков мы в сказках не встречаем, хотя казалось бы это должны быть преобладающие типы воинов - исходя из того, что рисует нам история о нашем прошлом. Новый смысл приобретает также и образ человека-коня - то есть кентавра, или по-русски - китовраса. О нем стоит сделать отдельное расследование, пока же упомянем, что именно китоврас считался и на Руси и в Библии кем-то наподобие "первого строителя", барельефы с ним выбиты на множестве древних храмов, а в Сибири найден целый пласт то ли монет, то ли личных кулонов-оберегов с его изображением.

Вера и боги скифов

«Что касается до их веры, то не токмо по греческим писателям, но и по нашим летописцам подлинно известно, что они до время Владимира были идолопоклонцы. Кумиры же, которым они покланялись были следующие: Юпитер, которого они называли Полеус, чаятельно единый с Перуном, также бог грома, молнии и дождевых облаков, которому покланялись на высоких пригорках… Пред сим идолом горел неугасимый огонь и если который жрец допускал сему угаснуть, того яко законопреступника смертью казнили. Жена его греческая Юнона, которую называли Авиа, или земля. Веста, называемая ими Табити, которую они обще с Юпитером основательницей их нации почитали. Также поклонялись они Апполону, Венере небесной и Нептуну (прим. — то есть богам искусств, любви и морской стихии; Щербатов руководствуется записками греческих авторов, которые искали скифским богам аналогии в своем пантеоне)…но почтеннейший из всех у них был бог войны Марс».
«...за храмы (почитали)… священные рощи и старые дубья… и толь великое почтение к ним имели, что яко безбожника и достойного злейшей смерти почитали того, кто хотя малый сучок отламывал».
Н. К. Рерих. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.
Н. К. Рерих. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.

Читать подробнее про культ деревьев на Руси

«Сверх же сего мы обретаем, что они покланялись воздуху их страны и мечу, яко главностям жизни и смерти. Но по многих веках после, то есть в царствование князя Владимира является, что они число идолов своих приумножили, окромя вышеупомянутых обретамем мы Волоса, бога скотов, Подвиза или Вихра, бога воздуха, Ладо, богиня веселия, сей жертвовали приготовляясь ко браку, Купала, бог плодов земных… также покланялися источникам и озерам… Симарглу и Макоше.»
«по учиненному изчислению в нашем Синопсисе многих оставшихся доныне суеверий от древнего идолопоклонения, яко пение „ладо, ладо“, что иногда творилось в честь богини Лады; скакание круг огня, увенчание себя венцами, творимое иногда в честь Купалы; игрищи, и надевание рож о святках, подражание тому, что иногда чинилось…»
Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.
Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

Обратите внимание, что автор очевидно считает, что население Руси во времена Владимира составляли все те же самые скифы. Также мы легко узнаем в скифском пантеоне имена "традиционно" славянских богов и народные обычаи праздников Коляды, Купалы и других с их гуляниями, пряжками через костры, плетением венком и ряжеными.

История и военные победы

«Трижды они завладели всей Азией и никто не мог их победить; тщетно Дарий, царь персидский, хотел их покорить, он был со стыдом прогнан. Кир со всей своей армией ими был побит. Соверион, вождь Александровых войск, также разбитие от них претерпел, и хотя звук оружия Римского и слышен в их странах был, но никогда Скифы сими властительми света покорены не были, и сам Александр покорив уже Персию, разбив Скифов в одном бою, толико славы и страху имени своего преумножил, что многие покоренные народы, хотящие взбунтоваться, единым сим удержаны были. Так что сей народ до самого Тамерлана никем покорен не был, да и он их не покорил, а токмо довольствовался заключить с ними союз.»
Дарий, Кир, Александр Македонский
Дарий, Кир, Александр Македонский

Скиф - первый скифский властитель

«Первый царь, которого мы у них обретаем, именовался Скиф».
«...ни о делах, ни о временах их царствования мы не известны».
Индо-скифские монеты 1-го века по Р.Х.
Индо-скифские монеты 1-го века по Р.Х.

Сагиллус

«...послал своего сына Протофиаса на помощь Орифеи, царице Амазонской, противу Тезея царя Афинского. Сей туда пришел с немалым числом конницы, но имея некие неудовольствия, вскоре назад возвратился, что было причиной разбития амазонок.»

Мадиес

«...сын Протофиаса, весьма храброй Государь, под его предводительством Скифы выгнали из Европы Селтов и Кимвров, гнались за ними до Азии, разбив царя Сиаксара, покорили царство Мидское и владели вышней Азией 28 лет… Учинили некоторые нападения на Филистимскую землю.»

Интересно, что в этой связи Щербатов приводит любопытную легенду, связанную опять же с Новгородом. Считалось, что скифские войска возвратившись домой после долгих походов в Азии, нашли своих жен живущими с бывшими невольниками и в ярости стали биться с последними. Однако, решили, что

«...сие стыдное дело биться с невольниками так как с равными и что для сего надлежит на них сделать нападение с тем же оружием, которых их наказывали, то есть с плетьми».

Якобы в память об этом событии на новгородских монетах (помним, что именно скифы основали Новгород (древний Словенск) после чего стали именоваться Словенами и Русами по именам их князей — «Сказание о Словене и Русе») изображался воин с бичом.

Томириса или Тамириса

«...была та героиня о которой сказывают, якобы Кир требовал себе в супружество, но она рассуждая, что он более желал ее царства, нежели ея особы, в сем ему отказала, что стало причиной к кровопролитной войне, в которой сперва Скифы были… (хитростью и обманом) разбиты…но в другом бою Скифы или Массагеты (яко их тут называют) толь себя отомстили, что по долгом сопротивлении порубив большую часть персидских войск, самого Кира убили».
Головной убор и украшения одежд жрицы Димитры найденные в ее гробнице
Головной убор и украшения одежд жрицы Димитры найденные в ее гробнице

Ианцирус

«...гордый и великодушный государь, подал причину к войне с Дарием, царем персидским, за то, что он не дал ему свою дочь в супружество. Что было причиной, что сей по обычаю Персидскому послан у него требовать воды и земли, то есть чтобы он (Ианцирус) ему покорился, на которое требование он ответствоал, что он не признает иного государя, кроме Юпитера и Весты царицы Скифской и что вскоре к нему прилетел пристойный по его безумию дар».

Далее рассказывается знаменитая история о том, как скифы отправили Дарию птицу, лягушку и пять стрел по количеству «колен» скифских, что Дарий трактовал как знак подданства, в действительности же подразумевалось, что персам не удастся скрыться от скифских стрел если только они не умеют летать как птицы или уходить под воду как лягушки.

Впрочем, сам Ианцирус оказался в трудном положении, так как союзники бросили его, не явившись по зову на помощь для борьбы с Дарием. Согласно летописям сам Ианцирус умер накануне надвигавшейся войны с Дарием, которую предстояло продолжить уже его сыну.

Индарфиз

Индарфиз решил измотать персидское войско изнурительными переходами и голодом, а одновременно отомстить вероломным предателям своего отца — и привел войско Дария в земли бывших союзников. В результате всех переходов армия Дария оказалась полностью истощена, а сам он едва избежал смерти. Далее Индарфиз продолжил борьбу, совершая набеги на недавно завоеванную персами Фракию.

Изображения на Траяновой колонне (с фотографических снимков)
Изображения на Траяновой колонне (с фотографических снимков)

Таргитаус, Калансаис, Скифовет

(или вар.2 — Шоливет, Панаксагор и Танаис)
(или вар.3 — Сварганф, Кир и Гварус)

Интересно, сколь сильно разнится транскрипция скифских имен в разных версиях — виной тому то, что скифская история дошла до нас посредством летописей других народов, которые могли переиначивать их имена так, что они впоследствии становились мало похожи на первоисточник (который мог звучать совершенно привычным нам «славянским» образом).

По имени Танаиса названа река Дон, которая на многих картах значится именно как Танаис.

Саулиус

Казнил своего царственного родственника за то, что тот был замечен за поклонение греческим богам и тайное творение обрядов, то есть нарушил один из главных заветов скифов — не менять обычаи предков.

Индарфиз II, Сваргавиз, Аривефес

-

Сверху и в середине (1-6) - скифские знамена, снизу - египетские и ассирийские
Сверху и в середине (1-6) - скифские знамена, снизу - египетские и ассирийские

Скиф или Скил

Был воспитан матерью по греческому обычаю и пытался совмещать скифский и греческий образ жизни: так, при захвате городов, он оставлял свое войско в шатрах за воротами, а сам предавался городским удовольствиям в комфорте во дворцах украшенных мраморными статуями. По преданию однажды в статую ударила молния, что стало первым предупреждением ему со стороны богов, но царь не внял ему — войско узнало о его отступлении от древней традиции и взбунтовалось, царь бежал.

Ариантес

Произвел учет своего войска, попросив каждого воина сложить в назначенное место один из наконечников своих стрел. Из этой огромной массы наконечников был выкован огромный медный сосуд, что говорит нам о том, что наконечники стрел у скифов были медными.

Афеас

Правление этого скифского царя знаменательно его спорным конфликтом с Филиппом, царем Македонским: якобы, во время тяжелой войны с истрианами Афеас был вынужден просить помощи Филиппа, и тот согласился на таких условиях, что станет наследником скифского государя. Однако, когда войска Филиппа пришли в месту битвы, выяснилось, что истрианский царь уже умер, сражения не будет вовсе, а сам скифский царь сказал, что во-первых, скифы сами по себе достаточно храбры, чтобы за себя постоять, что он не приглашал македонян и никогда не обещал сделать Филиппа наследником, так как у него есть свой сын в добром здравии.

Вероятно, впоследствии — хотя Щербатов он этом и не пишет — этот инцидент дал сыну Филиппа — знаменитому полководцу Александру — повод для войны со скифами. Возможно, он считал себя законным скифским государем по договору своего отца.

Скифские знамена для царских торжественных церемоний и колесниц
Скифские знамена для царских торжественных церемоний и колесниц

Ламбинус

По мнению Щербатова все вышеперечисленные скифские цари правили непрерывно один за другим и наследовали друг другу, что касается дальнейшей скифской истории — она продолжается, но записать ее возможно лишь с пробелами, выделяя отдельных ярких правителей или примечательные моменты.

______

Так, в Киевском Синопсисе указано, что Славяне помогли Филиппу и Александру Македонскому овладеть вселенной, за что последний даровал им грамоту, закрепляющую за ними навечно право на все их земли. Это довольно близко к истории, записанной Мавро Орбини — там Славяне ничем не помогают Александру, но письмо о разделе мира с аналогичным содержанием от него получают. Впрочем, приводит князь Щербатов и другие легенды, согласно которым скифы-русы все же воевали с войсками Александра, но скорее по недоразумению, после чего между ними был заключен союз.

Дмитриевский собор во Владимире, южный фасад. Сюжет «Вознесение Александра Македонского»
Дмитриевский собор во Владимире, южный фасад. Сюжет «Вознесение Александра Македонского»

Далее примечательно упоминание о том, как «Апостол Андрей Первозванный проповедовал Евангелие в Скифии таким образом: …в 33 году по Воплощении Иисуса Христа пошел к Скифам и дошед до Херзонесы, уведомившись, что близко тут Днепрово устье, желая оттуда пойти в Рим, поплыв вверх по Днепру…по сем пустясь опять Днепром пришел к Славянам, где ныне Великий Новгород и оттуда через Варяжскую землю пошел до Рима».

Однако, здесь прервемся — желающие могут сами дочитать все факты скифо-русской истории по книге князя Щербатова „История российская от древнейших времен“, том 1. Мы же теперь рассмотрим скифов в более поздние — точнее близкие к нам времена — и с иного ракурса - читать статью дальше на сайте журнала СНЕГИРЬ.

P.S. Придерживаемся взгляда, что история России - единая, славная, многотысячелетняя и неделимая - отсчитывается еще с многочисленных народов, населявших почти всю территорию Евразии во времена Древней Скифии, и представляет собой уникальную самобытную цивилизацию Севера, вобравшую в себя культуру леса, степи и холодного северного моря. Скифия, Сарматия, славяне (русы, россы, венеды), чудь и многие другие народы, Древняя Русь, ТаРтария, Романовы и Российская Империя, Советский Союз и далее до наших дней - все это составные фрагменты многоликого полотна нашего общего наследия, каждый из которых ценен, значим и неразрывно связан с другими частями единой истории. Именно в таком ключе стоит воспринимать предложенные выше версии и гипотезы.

**********************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Чудь белоглазая: что это за народ и куда он исчез. Собрали все легенды, версии и артефакты в одной статье

М.В.Ломоносов знал все о нашей настоящей истории и его труды частично сохранились

Персидская поэма "Искандер-намэ" детально описывает битвы Александра Македонского с русским царем (!) Кинталом - читаем

"Сказание о Словене и Русе" рассказывает о древнейших временах истории словян, русов и скифов начиная с IV тыс. до н.э - читаем текст

Россия на картах Клавдия Птолемея - что находилось на наших землях 2000 лет назад по представлениям современников

Город Тартар и долина пирамид (!)... на Колыме. Рассматриваем старые карты

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"