Найти тему
Yanto223

Обзор Metro Exodus

Однажды, во время очередной вылазки в уничтоженную атомной бомбардировкой Москву, Артём и его жена Анна видят в, казалось бы, мертвом городе мчащийся по железной дороге поезд. На нем Артёму предстоит долгое и опасное путешествие по просторам России в поисках пригодного для жизни места.

В прошлых частях «Метро» вылазки из тоннелей московской подземки на поверхность были нечастыми и пугали игрока неизвестностью. Радиация, монстры и неприветливые серые руины мегаполиса делали тесноту станций и технических ходов почти уютной. В Metro Exodus всё иначе — большая часть игры будет проходить на относительно свежем воздухе.

В Москве Артёму предстоит провести совсем немного времени.
В Москве Артёму предстоит провести совсем немного времени.

Хоть мы больше и не в метро, ресурсы по-прежнему ограничены. В игре есть простенький крафт — пара видов ресурсов (запчасти и химикаты), из которых Артём может изготавливать всё необходимое для путешествия: аптечки, патроны, фильтры и так далее.

Выбор оружия довольно велик: тут и автоматы, и пистолеты, и дробовики, и совсем кустарные вещи вроде пневматической винтовки или арбалета — всё, само собой, собрано из подручных средств и выглядит соответствующе. За снаряжением надо следить: грязный автомат будет постоянно клинить, а с разбитым противогазом в могильнике химикатов долго не протянешь. Артём может носить с собой три вида оружия: два основных огнестрельных, патроны для которых надо искать или делать на специальных верстаках, и одно «народное», боезапас к которому можно изготовить в полевых условиях.

Правда, несмотря на выбор, с любыми противниками вполне можно справляться с помощью «калаша» — дефицита патронов к нему я за всю игру так и не испытал. В некоторых местах встает выбор между стелсом и прямой атакой: игрока никто не ограничивает, и задания можно выполнять любым способом. Только не стоит забывать, что у любого решения здесь есть последствия, и бездумная бойня точно скажется на концовке игры.

Детализация в игре шикарная.
Детализация в игре шикарная.

С чем в третьем «Метро» проблемы — так это с шутерной механикой. Целиться и стрелять ужасно неудобно, герой промахивается, даже если перекрестье упирается точно в голову бандита. Помимо этого, оружие ощущается очень странно: его вес и характер никак не чувствуются, отдача совершенно непредсказуемая, а раскачка прицела делает перестрелки настоящей лотереей — в итоге стрельба вызывает только раздражение. Особенно это касается пальбы по юрким мелким мутантам: попасть в них — целое испытание.

Зато отдельное спасибо разработчикам нужно сказать за побочные задания: их не слишком много, но они неплохо вписываются в сюжет — под аккомпанемент отнятой у местных бандитов гитары путешествие становится веселее. Даже если задание — это традиционное «принеси-подай», вы наверняка откроете интересное место на карте, исследуете что-то новое по дороге, а закончится всё душевной беседой с кем-нибудь из команды Артёма.

Вообще, в этой части «Метро» разработчики уделили диалогам и героям довольно много внимания. На поезде «Аврора» из Москвы сбежала группа бойцов «Спарты», с которыми герою предстоит делить трудности пути. Характер каждого из них понемногу раскрывается, и слушать их разговоры довольно интересно. Например, молодой разведчик Князь смотрит на Артёма как на старшего товарища. И ему надо подавать хороший пример, лишний раз избегая кровопролития. Ну а главная звезда отряда, конечно, американец Сэм, который посмеивается над русскими стереотипами о Штатах.

А вот и наша бравая команда,
А вот и наша бравая команда,

А вот многие сюжетные ходы разочаровывают, уж слишком они заезженные: обойдусь без спойлеров, но немало поворотов из «Исхода» мы видели в массе других постапокалиптических произведений. Скрашивает эту заезженность постсоветский колорит: в нём все клише предстают в новом свете. Сколько раз мы бродили по американским закусочным в какой-нибудь Fallout? А вот прогуляться по постапокалиптическому пионерлагерю — это другое дело.

Каноничные тёмные подземелья никуда не делись.
Каноничные тёмные подземелья никуда не делись.

Выглядит игра здорово: на поверхности «Метро» чувствует себя вполне уверенно. И открытые пространства, и тесные помещения отлично проработаны. Потёртые плакаты на стенах бытовок, утварь в жилых домах, ржавеющая техника в ангарах — глядя на вымершие деревни и заброшенные станции, ни секунды не сомневаешься, что здесь когда-то жили люди. Отлично вышла и природа: заболоченное Поволжье, пустыни Казахстана и тайга очень красивы. В локациях своеобразная атмосфера и не менее своеобразное население. Каждый регион удивит по-своему. Например, на берегах Каспия Артёма ждет приключение в духе «Безумного Макса»: поиски воды и топлива, борьба с рабовладельцами на обваренных железом ЗИЛах и сражения с мутантами среди ржавеющих остовов кораблей.

Пейзажи в игре замечательные - рука сама тянется сделать скриншот.
Пейзажи в игре замечательные - рука сама тянется сделать скриншот.

Поскольку игра выбралась на поверхность земли, смена дня и ночи теперь влияет на геймплей: если днём Артём почти наверняка наткнётся на бандитов, то ночью они разбредаются по своим убежищам. Зато на смену им приходят мутанты — и это отдельная головная боль. Особенно медведи. Ох, не злите медведей!

DLC The Two Colonels (или «Два полковника» в локализованном варианте) дополняет события финальной части основной истории Metro Exodus – той, что посвящена приключениям Артема и Мельника в метро Новосибирска. Однако протагонист серии здесь почти не появляется: дополнение рассказывает о путешествии полковника Мельникова, который отправился по следам полковника Хлебникова, отца единственного оставшегося в метро мальчика Кирилла.

Собственно, Хлебников стал центральным действующим персонажем, а его история подается в виде флэшбеков – за год, шесть и три месяца до прибытия спартанцев в город. Жители метро Новосибирска столкнулись с постоянно проникающей под землю радиацией, от которой спасала лишь «зеленка» – лекарство, выводящее смертельно опасные вещества из организма.

Со временем «зеленки» перестало хватать на всех, и руководство подземного общества начало принимать непопулярные решения, вроде изъятия излишков у населения. Начались бунты и протесты, а после – и мятеж, и в результате развязалась кровавая бойня, следы которой мы наблюдали в Metro Exodus. Здесь же вам предстоит стать непосредственными участниками тех событий.

«Два полковника» поднимает серьезные вопросы: насколько полезна ложь во благо и стоит ли вообще лгать, даже если кажется, что это единственный приемлемый выход. Наблюдать за постепенным переходом от умеренно счастливого (насколько это вообще может быть применимо к жизни в метро) до откровенно враждебного общества страшно, а концовка вызывает воспоминания о щемящем финале основной истории.

По части геймплея же это предельно линейное приключение на два часа, где сражения составляют всего половину времени прохождения. Разработчики дают немного побаловаться с новым оружием – огнеметом, сталкивают с червями-мутантами, а в заключительной части бросают в масштабное сражение в темных туннелях метро. DLC позволяет ненадолго вернуться в декорации, напоминающие Metro 2033 и Last Light (хоть и без присущей им мистичности), ощутить тесноту замкнутого пространства и отчаяние навечно загнанных под землю людей. Единственным минусом дополнения стала его скоротечность.

-11

Второе (и последнее) дополнение Metro Exodus – Sam’s Story (или «История Сэма») сосредоточено на приключении самого колоритного участника отряда Артема – американца Сэма, который на момент начала ядерной войны охранял посольство США в Москве, и на долгие годы стал жителем столичного метро. События DLC разворачиваются после завершения основной истории: оставив спартанцев, обосновавшихся на Байкале, Сэм отправляется на восток, ведомый мечтой попасть домой, в Сан-Диего, где, возможно, еще живет его отец.

Путешествие приводит героя во Владивосток, где, как оказывается, есть целая подводная лодка, способная пересечь океан. Проблема лишь в том, что ею владеют местные бандиты, да еще и топливо у нее закончилось. В общем, Сэму придется немного поработать на предприимчивого хозяина субмарины, а именно – выступить парламентером между ним и бывшим капитаном, который, кстати, еще и знает, где можно разжиться топливом для реактора.

Если «Два полковника» структурно ближе к линейной финальной части Metro Exodus, то «История Сэма» отсылает нас к началу игры – эпизоду «Волга». Здесь геймеров встречает большая открытая локация, охватывающая затопленный город: по ходу сюжетной линии дополнения можно узнать, что сам Владивосток не пострадал от бомбежки (поэтому здесь нет радиоактивного загрязнения), однако противник сбросил мощные заряды в море неподалеку, вызвав разрушительное цунами. Теперь между покосившимися многоэтажками можно передвигаться только на лодке – зато не стоит беспокоиться о противогазах и других средствах защиты.

Соответственно, люди в этом регионе более-менее наладили быт и живут лучше, чем на той же Волге или Каспии. Да, с поправкой на изменившийся мир – здесь действует право сильного и постоянно случаются стычки и разборки, а в развалинах шастают мутанты – но в целом это общество со вполне сложившимся порядком, где можно даже кино посмотреть, если, конечно, повезет по дороге до кинотеатра не подорваться на мине. Поэтому атмосфера «Истории Сэма» не настолько постапокалиптическая, как в базовой игре, а мистики и ощущения прыжка в неизведанное здесь и вовсе нет.

Потеряв в одном, игра приобрела в другом. Так, к примеру, Сэм, в отличие от Артема, активно участвует в диалогах, и его акцент, забавлявший в Metro Exodus, здесь смешит еще больше. Вообще, дополнение существенно прибавило в плотности юмора – чего стоит только попойка с капитаном, сравнимая с аналогичной сценой из Red Dead Redemption 2! Есть и другие, не менее смешные, эпизоды, и даже целые дополнительные задания, построенные на общении с сумасшедшими персонажами

Появились нововведения и по геймплейной части. Герой обзавелся детектором мин, который пищит при приближении к ним и показывает метки полезных предметов. Список оружия пополнился новым пистолетом и штурмовой винтовкой (и обвесами для них, конечно же), а в числе новых противников появились электро-пауки. Есть и знакомые по основной игре монстры; даже странно, что одних и тех же чудовищ можно встретить и на Волге, и во Владивостоке.

Система кармы вернулась, а выбор в финале приводит к одной из двух концовок: игроку предстоит решить, что сделать – пожертвовать благом одного персонажа или поставить весь мир под угрозу. В сравнении с дополнением «Два полковника», «История Сэма» примерно в три раза длиннее – особенно если обшаривать все углы в поисках лута, апгрейдов и дневников.

Оба дополнения для Metro Exodus – это отличный повод снова вернуться в полюбившийся мир. Не во всем идеальный – ИИ все еще беспробудно туп, а отдача от оружия почти не ощущается – в чем-то наивный и подающий прописные истины как великие откровения. Но все же атмосферный, неповторимый и особенно близкий каждому игроку с постсоветского пространства.

На чём играл: ПК

Сколько играл: 29 часов (вместе с DLC)

Моя оценка: 10 из 10

Ну вот и закончил я прохождение трилогии Метро, играл долго, писал ещё дольше, но я доволен своей работой, надеюсь и вам понравится.

Ну а я начал уже следующую серию игр, о которой вы узнаете совсем скоро.