Найти тему
Кофе с Кандинским

История разбитого сердца в портретах: от страстного увлечения к инсульту и долгам

Уникальный случай в истории искусства, когда художник запечатлел прекрасную женщину в момент зарождения любви и в момент крушения любовных надежд.

Английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс, один из самых знаменитых портретистов XVIII века, имел множество заказов: все сливки общества мечтали иметь произведение его кисти. Не стала исключением и Мэри Робинсон (1756/58?–1800). Эта дама в наши дни стала бы звездой инстаграма: актриса, писательница и законодательница мод.

Джошуа Рейнольдс. Портрет Мэри Робинсон. 1782
Джошуа Рейнольдс. Портрет Мэри Робинсон. 1782

Мэри Робинсон была женщиной с очень сложной судьбой. Ее первый брак был неудачен – муж проигрался в пух и прах. Долги привели его в тюрьму для должников, а супруга и их маленькая дочь остались жить вместе с ним в тюрьме. Мэри пыталась поддержать свою семью, публикуя стихи и вскоре нашла себе покровительницу в лице Джорджианы, герцогини Девонширской, которая дала ей рекомендации, необходимые для сценической карьеры.

Джошуа Рейнольдс. Портрет герцогини Джорджианы Кавендиш. 1775
Джошуа Рейнольдс. Портрет герцогини Джорджианы Кавендиш. 1775

Так миссис Робинсон становится одной из прославленных артисток своего времени. Она играет в театре на Друри-Лейн, завоевывает любовь привередливой публики, одно время ею даже увлекался наследник престола, будущий король Георг IV. За частной жизнью и сменой нарядов миссис Робинсон пристально следят великосветские барышни.

В 1782 году Мэри Робинсон заказывает портрет Джошуа Рейнольдсу. Портрет миссис Робинсон Рейнольдс писал очень тщательно, тем более что в нем замаскирована цитата – отсылка к «Портрету Елены Фоурмен» Рубенса.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен. 1630-1632
Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен. 1630-1632

Сама же Робинсон на картине предстает модной, гордой и прекрасной. На фоне эффектной красной драпировки она свысока смотрит на зрителя. Обратите также внимание, на очень изящное положение рук молодой дамы. В глубине виден пейзаж романтического характера – вероятно, отсылка к театральным ролям модели.

Для создания портрета Рейнольдс требовал от заказчиков нескольких сеансов позирования. Мэри Робинсон, естественно, приходила в мастерскую художника, и там внезапно встретила свою новую любовь! Это был Банастр Тарлтон (1754–1833), британский кавалерийский офицер, участвовавший в американской войне за независимость. Тарлтон был известен своей безрассудной храбростью и тщеславием. Его мать заказала Рейнольдсу портрет блистательного сына, и тот приходил позировать:

Джошуа Рейнольдс. Портрет Банастра Тарлтона. 1782
Джошуа Рейнольдс. Портрет Банастра Тарлтона. 1782

Рейнольдс записал, что у Тарлтона было девять сеансов для портрета, первый из которых был всего через десять дней после того, как Тарлтон высадился в Англии в конце войны. Мэри Робинсон никак не могла устоять!

Рейнольдс показывает, как Тарлтон на мгновение спешился на поле боя, а позади него клубился дым. За лафетом видны две лошади, поводья которых держит солдат. Тарлтон ставит одну ногу на пушку, чтобы снова прикрепить меч к поясу, прежде чем сменить лошадь. Портрет был выставлен в Королевской академии в 1782 году и получил высокую оценку критиков. Однако Рейнольдсу пришлось ждать девять лет, чтобы получить оплату от семьи Тарлтон - прижимистые оказались заказчики.

Фрагмент картины. Лошади, честно говоря, нравятся больше, чем сам герой портрета.
Фрагмент картины. Лошади, честно говоря, нравятся больше, чем сам герой портрета.

Но страстный роман Мэри Робинсон и Банастра Тарлтона продлился, увы, недолго. В 1783 году Тарлтон, спасаясь от игровых долгов, бежал из страны. Мэри, находившаяся на позднем сроке беременности, попыталась преследовать его до Дувра, взяла в долг деньги, которыми она надеялась расплатиться с его кредиторами. Однако тревоги подорвали ее здоровье: случился выкидыш, а далее последовал инсульт, наполовину парализовавший ее.

Джошуа Рейнольдс. Портрет Мэри Робинсон. 1783-1784
Джошуа Рейнольдс. Портрет Мэри Робинсон. 1783-1784

Второй портрет Мэри Робинсон был написан Рейнольдсом уже после этих ужасных событий, и он заметно отличается от первого. Она больше не изображена как светская львица, теперь перед нами брошенная девушка, которая смотрит на море опустив глаза и тоскуя по своему возлюбленному Тарлтону. В своей меланхолии Мэри одета в простое белое платье, украшенное розовым бантом, а волосы собраны в тугие локоны. Кстати, в этой картине тоже замаскирована цитата - Рейнольдс никогда не скрывал своих отсылок к работам старых мастеров:

Паоло Веронезе. Сон Святой Елены. 1570
Паоло Веронезе. Сон Святой Елены. 1570

Рентгеновские снимки показали, что Рейнольдс внес ряд изменений в этот портрет. Первоначально Мэри положила подбородок на поднятую правую руку, создавая более явно созерцательную сцену - то есть, сходство с картиной Веронезе было еще более наглядным. Кстати, портрет этот Рейнольдс писал уже для себя, он так и остался в мастерской художника - видимо, для Мэри Робинсон напоминание о тех днях было слишком болезненным. Вскоре после создания картины она окончательно покинула светское общество и посвятила свою жизнь писательству.

Вот так Рейнольдс своим искусством сначала связал два сердца, а потом запечатлел трагический финал этой любви.