Найти в Дзене
Darkside.ru

Иэн Гиллан о DEEP PURPLE в 1970-х: «Я горжусь, что в те годы был участником этой группы»

Драматическая история создания шестого альбома Deep Purple по праву вошла в фольклор рок-музыки.

Решив поработать в необычной обстановке, а также избежать больших налогов в Великобритании, знаменитый состав Mk II — вокалист
Иэн Гиллан, гитарист Ричи Блэкмор, клавишник Джон Лорд, басист Роджер Гловер и барабанщик Ян Пейс — арендовали казино Montreux с видом на Женевское озеро, наняв продюсера-звукоинженера Мартина Бёрча и использовав мобильную студию Rolling Stones Mobile.

4 декабря 1971 года перед началом сессии записи, во время концерта группы
Frank Zappa And The Mothers Of Invention какой-то необременённым интеллектом тип выстрелил в потолок из ракетницы, и здание сгорело дотла. На другом берегу озера участники Deep Purple наблюдали за пожаром. Однако, вдохновлённые клубящимся дымом, плывущим по воде в их сторону, они смогли создать ставшей легендарной песню "Smoke on the Water".

Сначала музыканты арендовали для записи местный театр, но его пришлось покинуть из-за жалоб на шум. Поэтому, когда в коридоре вокруг них были навалены сотни матрасов и одеял, чтобы заглушить звук, а Rolling Stones Mobile была установлена снаружи здания, что сильно затрудняло работу над записью, они начали работу над пластинкой, которая теперь известна как "Machine Head", в холодном отеле The Grand.

Спустя годы Джон Лорд вспоминал:

«Это было огромное, отталкивающее место — холодное, сырое, с огромными потолками и гулкими коридорами. Я бы никогда там не остановился по своей воле. Но мы могли снять его примерно за три пенса в неделю».

Выпущенный 25 марта 1972 года альбом "Machine Head" возглавил чарты в Великобритании и по всему миру. В Америке он впервые вошёл в десятку лучших. К 1986 году альбом был продан в США тиражом два миллиона экземпляров.

Блэкмор, который впервые ушёл из группы три года спустя, сказал в интервью Classic Rock:

«Мы создали "Machine Head" за три недели и три дня, я думаю. Это было очень продуктивно, очень конструктивно, и в нём было несколько по-настоящему хороших песен. Он отражал нашу суть в то время. "Machine Head" вышел и стал неплохим хитом. Но только после "Made In Japan" [знаменитый двойной концертный альбом Purple, вышедший в декабре 1972 года], когда мы исполнили эти песни на сцене, люди действительно прониклись ими и поняли, что это хорошая запись. Я был удивлён, потому что предпочитал записанные [студийные] версии».

На протяжении многих лет и в различных форматах "Machine Head" неоднократно переиздавался. Теперь же вышло издание Super Deluxe, в который вошли CD / разворотный винил / Blu-ray, с новыми стерео- и Dolby Atmos-миксами, сделанными сыном Заппы, Двизилом, с использованием оригинальных многодорожечных лент, девять ранее не звучавших треков, исполненных в казино Montreux в 1971 году, и выступление в лондонском Paris Theatre в год выхода альбома.

На вопрос о том, как он относится к переизданию альбомов, которые он записал более полувека назад, Иэн Гиллан пожал плечами:

«Я понимаю, почему [звукозаписывающие компании] это делают. Им нужно, чтобы музыка дошла до сегодняшней аудитории, я полагаю. Каждый должен работать над своим каталогом, так что с точки зрения бизнеса это вполне логично. Я думаю, что новая версия станет доступной для многих людей, которых не было в то время».

В тот день, когда представитель Classic Rock беседовал с Иэном Гилланом, он ещё не слышал ремиксы Заппы целиком, но вокалист не теряет энтузиазма:

«Мы с Роджером были у меня дома в Португалии, работали над новым альбомом Deep Purple, когда нам прислали новую версию "Smoke On The Water", и мы ахнули: "О Боже!" Мне сложно сравнивать эти две версии, потому что одна из них стала привычной за очень долгий период времени. Но если уж на то пошло, есть ещё и тот факт, что "Smoke On The Water", которую я знаю лучше всего, — это та, которую мы исполняем на сцене. С субъективной точки зрения я вполне доволен всем этим».

Если у вас сохранился оригинальный винил, купленный ранее, или вы считаете приемлемым любое из переизданий на CD, то не стоит ничего менять.

Гиллан сказал на этот счёт:

«Это верно. И об этом идёт серьёзная дискуссия. Должен признать, я понимаю обе стороны. Мне было что сказать, когда на альбомы The Beatles и Led Zeppelin делали ремиксы. Для меня это была борьба, потому что я застал то время. Здесь действует то же правило, и я это знаю».

Приятным дополнением являются концертные треки, записанные в злополучном казино Монтрё.

«Я их тоже не слышал [смеётся]. Я только закончил работу над новым альбомом Deep Purple, так что всё моё внимание было сосредоточено именно на нём».

Гиллан не стал обсуждать этот альбом, двадцать третий по счёту и следующий за их кавер-релизом "Turning To Crime", вышедшим в 2021 году, лишь сказав:

«Я в восторге от того, что нас ждёт. Это первый альбом, который мы создали с Саймоном [Макбрайдом, гитаристом, заменившим Стива Морса в 22-м году], и я думаю, что фанаты будут очень довольны им. Я не хочу говорить больше ничего, кроме того, что думаю, что он выйдет в июле [официальная дата выхода — 19 июля]».

Что приходит в голову Гиллану, когда он слышит недавно найденные записи 1970-х годов?

«Я очень горжусь тем, что в те годы был участником этой группы. По счастливой случайности или нет, называйте это как хотите, но мы, чёрт возьми, выжили. В те времена мы воспринимали всё то, о чём вы только что упомянули, как должное, хотя в то время я этого не понимал. Я происходил из музыкальной семьи: мой дедушка пел в опере, мой дядя был джазовым пианистом, а я был сопрано-вокалистом в церковном хоре.

Потом я услышал песню "Heartbreak Hotel" [выпущенную Элвисом Пресли в 1956 году], и всё изменилось. Только спустя годы я понял, что элементы Deep Purple охватывают весь спектр музыки — от классической композиции до джаза, блюза и рок-н-ролла, соула и фанк. Собрать всё это воедино было почти чудом. Я думаю, именно это дало нам возможность двигаться в разных направлениях. Это помогло нам пройти через многое.

Я думаю, что группа почти всегда была естественной, за исключением, возможно, 1980-х годов. Мы чувствовали себя немного вытесненными из нашей привычной среды, когда менялась мода. У нас стала пропадать уверенность в себе, и мы были уже не такими смелыми, как до воссоединения. На нас давили, заставляя ужиматься до приемлемого уровня, но это не вина Роджера [Гловера], потому что в то время мы не могли работать дома.

Мы тратили слишком много времени на аранжировки, и, если быть до конца честными, иногда сочинение было не на высоте. Когда мы вышли из этого состояния, я смог с большей уверенностью оглянуться на ранние дни, а они были просто замечательными. Так что слушая те живые записи, я понимаю, что свобода и радость, которые мы испытывали, и уверенность друг в друге — это замечательно».

Выступая на сцене с Deep Purple, вы иногда чувствовали себя как на натянутом канате?

«Я бы назвал это многомерной трапецией, а не чёртовым канатом [смеётся]. Там точно не было страховочной сетки».

Двизил Заппа говорит, что "Machine Head" — это одна из тех записей, о которой он думает: "Как они это придумали?" А Брюс Дикинсон из Iron Maiden заявил, что его первое знакомство с Deep Purple было похоже на прослушивание музыки с другой планеты. Гиллан уже затрагивал эту тему, но задумывался ли он когда-нибудь о том же, что и Двизил и Брюс?

«Я осознал это только потом. Расстояние обеспечивает объективность, но в то время мы не тратили много времени на анализ. Мы были слишком заняты. Не было необходимости анализировать — всё было так, как было».

Считаете ли вы "Machine Head" жемчужиной каталога Deep Purple?

«Да — той [первой] эры. И, безусловно, он входит в тройку лучших в нашей карьере. И какие же это альбомы? Всё зависит от дня. Я скажу, что "Fireball" был очень важен. Мы не смогли бы создать "Machine Head" без "Fireball". Но всё меняется каждый день».