12 июня наша страна отмечает День России. Этот праздник был установлен в 1990 году, когда первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР и первоначально назывался День независимости России. Но что означает «независимость» – от кого она и для чего? И какова роль науки в строительстве подлинного суверенитета государства? Чему и как надо учить в вузе будущих ученых, чтобы они работали во славу отечественной науки и ради независимости страны?
Двадцатый век часто называют атомным веком – не только по тому, что в нем было создано атомное оружие, но и потому что появился мирный атом. Такие колоссальные научные достижения могли позволить себе только страны, в которых наука работала на их независимость. Ведь наука – это не только новые (и старые) знания, но и часть жизни общества, в том числе и общественно-политической жизни, это работа научных институтов и огромных предприятий, это судьбы отдельных людей и целых народов.
Без собственной научно-производственной базы любая страна уязвима, что хорошо видно теперь в условиях действия санкций. И оттого насколько наука в стране развита, зависит и суверенитет государства. Осознание этого невозможно без изучения родной и мировой истории, что, безусловно, важно в вузе любой направленности, ведь любая цивилизация растит свою науку – а наука, так или иначе, развивает именно эту цивилизацию.
В нашем ядерном университете предмету «история» всегда уделялось особое внимание, ибо живая связь с историей страны нужна любому «естественнику» или «технарю»: ученый должен понимать, чему он служит, быть способным выработать собственное мировоззрение, чтобы не «атомизироваться» (даже в атомном вузе), не замыкаться на своем предмете исследования, не превращаться в «человека в футляре», а соотносить свой труд с масштабными задачами страны – без этого «технологического суверенитета» не достигнуть.
И в МИФИ всегда это понимали, и понимают сейчас – недаром заведующая кафедрой истории НИЯУ МИФИ, д.и.н., профессор Вера Македонская названа нашими студентами в числе топ 50 лучших преподавателей: отрадно, что будущие инженеры-физики и «айтишники» осознают важность изучения истории и любят своих преподавателей по этому предмету.
«Зачем физику история? – говорит Вера Македонская. – Нельзя понять настоящее без знания прошлого. Ученый должен быть эрудирован и широко образован, а это невозможно без знания истории, понимания ценностей нашего общества. Всегда это было в МИФИ – как в 60-е годы студенты наши ездили на реставрационные работы в старинные русские монастыри, так и сейчас у нас есть такие же волонтерские отряды. Участвуют наши ребята и в гуманитарных исследованиях – в ежегодной конференции в музее Коломенское «Культурное наследие России», проходящей во Дворце царя Алексея Михайловича, в проекте «Моя семья в годы «Великой Отечественной войны» вместе с Советом ветеранов МИФИ, в проекте «История МИФИ и история атомного проекта» – как раз недавно они делали доклады на IX Саровских молодежных чтениях Всероссийской научно-практической конференции «Ядерный университет и духовное наследие Сарова». НИЯУ МИФИ вообще несет особую миссию по поддержанию суверенитета страны – военного, информационного, технологического, такова специфика нашего вуза. Поэтому роль ценностных ориентиров научной молодежи сегодня исключительно важна. История остается одним из базовых, обязательных для изучения предметов, так как именно она способствует формированию ряда общекультурных компетенций, которыми должны обладать студенты».
Проблемы преподавания истории в вузах технической направленности активно обсуждаются в Общероссийской общественной организации «Объединение преподавателей истории в вузах России» (ООО «ОПИВР») – Вера Македонская является в ней заместителем председателя Координационного совета ООО «ОПИВР» и председателем Регионального отделения по городу Москве.
Первым председателем этого общества на его учредительном съезде в 2015 году был избран директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ, доктор исторических наук, профессор Виктор Порохня, из 53 лет работы в Московском авиационном институте 27 лет возглавлявший кафедру истории. Символично, что на следующий после Дня независимости день, 13 июня 2024 года, в НИУ МАИ состоится Научно-практическая конференция в честь памяти и 90-летия Виктора Сидоровича Порохни – известного учёного, педагога и общественного деятеля.
В рамках конференции планируется провести презентацию последней книги(внешняя ссылка) Виктора Сидоровича «Воспоминания о былых советско-российских временах», а также круглый стол на тему «В.С. Порохня о проблемах и перспективах развития исторического образования в вузах России».
Виктор Сидорович всегда был большим энтузиастом своего дела, он не только внёс крупный вклад в развитие науки (занимался историей науки и техники, в частности историей цветной металлургии, авиации и космонавтики), но и сыграл огромную роль в организации исторического образования в технических вузах России: во многом благодаря его активной общественной позиции было увеличено количество часов по истории для неисторических специальностей. Виктор Порохня – организатор международных исторических конференций, посвященных роли личности в политической истории России и истории Великой Отечественной войны, соавтор союзной и федеральной примерных программ по базовым дисциплинам «Политическая история ХХ века» (1990 г.), «Россия в мировой истории» (1996 г.), «История» (2009 г.), «История России» (2017 г.), а также учебников для вузов «Россия в мировой истории» и «Россия и мир с древнейших времен до начала XXI века» (2016 г.). За успешную многолетнюю научно-педагогическую деятельность он был удостоен ряда государственных наград, в том числе Ордена Почёта.
В конференции примут участие академик РАН, ректор НИУ МАИ Михаил Погосян, глава Департамента координации информационной и просветительской деятельности Министерства образования и науки РФ Андрей Толмачев, Президент Российской академии образования Ольга Васильева, ректор МПГУ Алексей Лубков, директор Межвузовского центра по историческому образованию в вузах России Сергей Картавый, заведующие кафедрами истории Воронежского государственного университета инженерных технологий, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, Оренбургского педагогического университета и др.
Виктор Порохня уделял много внимания патриотическому воспитанию молодежи на исторических примерах отечественной космонавтики, и кстати – был однокашником Юрия Гагарина (они вместе учились в Саратовском индустриальном техникуме и всю жизнь дружили) и большим другом МИФИ. Как ученый он всегда выступал за сохранение исторической правды в любых обстоятельствах – ведь без этого нет подлинной науки.