Обсуждение продлится до 20 июня. Оставить отзыв об инициативе можно на портале ОРВ Воронежской области.
Что и почему хотят запретить
Суть законопроекта в том, что расположенные в жилых домах магазины, чтобы иметь право продавать пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, должны будут иметь суммарную площадь торгового зала и складских помещений не менее 50 квадратных метров (при этом, согласно букве закона, подсобные помещения в общую площадь не входят) — на территории Воронежа, и не менее 25 «квадратов» — в области. Т.е. требования к магазинам пива фактически приравниваются к требованиям для получения лицензии на продажу крепкого алкоголя.
Необходимость введения этих ограничений обосновывают высокой доступностью алкоголя для населения, а также тем, что деятельность пивных магазинов приводит к нарушениям общественного порядка и создаёт социальную напряжённость.
Однако участники пивного рынка Воронежа полагают, что заявленных целей законопроект не достигнет, и может даже ухудшить положение. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что ограничения затронут 209 из 462 специализированных магазинов пива — почти половину. Но предприниматели считают, что на деле под ограничения попадёт ещё больше точек. Прежде всего потому, что под ограничения попадут не только специализированные магазины пива, но и небольшие продуктовые магазины «у дома». Им и так сложно конкурировать с федеральными сетями: они проигрывают по доходности и накладным расходам, но пока ещё могут привлекать покупателей за счёт интересного ассортимента и товаров местного производства. Однако без пива они потеряют значительную часть покупательского потока и будут вынуждены закрыться.
— Купить алкоголь, кто хочет его купить, сейчас можно в любом супермаркете. Супермаркеты у нас находятся в шаговой доступности по несколько штук. Поэтому борьба именно с пивными магазинами, продающими пиво, которое варится на местных пивоварнях, — это, мне кажется, не очень эффективный шаг, — подчёркивает исполнительный директор регионального отделения «ОПОРЫ России» Татьяна Шкред.
К тому же, формулировка законопроекта предполагает, что учитывать будут сумму торговой площади и склада (при его наличии), а не общую площадь магазина, с подсобными и другими помещениями. Это неизбежно вызовет сложности и разночтения при применении закона.
Бюджет потеряет доходы
Предприниматели предупреждают, что из-за принятия законопроекта воронежский бюджет лишится значительной части доходов. Это налоги от общей, упрощенной и патентной системы налогообложения, платежи в социальные фонды и, конечно, акцизы на пиво.
В 2023 году воронежские производители пива принесли региону почти 3,5 млрд рублей акцизов. По подсчётам авторов законопроекта, местные магазины пива генерируют лишь порядка 230 млн рублей из этой суммы. Однако участники рынка обращают внимание, что экономика в этой сфере устроена намного сложнее, чем кажется авторам законопроекта.
Специализированные магазины пива являются одним из основных каналов продаж для местных производителей, к тому же домашняя розница дает местным производителям возможность компенсировать накладные расходы за счет меньшего логистического плеча и меньших издержек на доставку и сбор оборотной тары. Это будут невосполнимые потери, которые приведут вплоть до закрытия местных пивоваренных производств.
Риски для малого бизнеса
Сократится в результате введения ограничений и доля малого предпринимательства в Воронежской области, ведь специализированные магазины пива — это прежде всего малый бизнес. Даже работающие под брендами сетей магазины пива чаще всего открываются с семейных накоплений, по франшизе.
— Последствия их закрытия очевидны — уменьшение сегмента малого бизнеса в регионе и потеря рабочих мест, которые неизбежно приведут к росту социальной напряженности. При этом уже сейчас, еще до внедрения дополнительных ограничений, мы видим признаки эрозии домашнего рынка из-за давления федеральных сетей, в том числе алкогольных дискаунтеров. Их места занимают федеральные игроки, которые продают преимущественно пиво крупных производителей, и акцизы идут в бюджеты других регионов. А несколько пивоварен из районов Воронежской области уже находятся в предбанкротном состоянии, — рассказал шеф-пивовар «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич.
Вместо снеков — водка
Более половины выручки магазинам пива даёт непивная продукция. Это чипсы, сухарики и другие закуски, мороженое, безалкогольные напитки, прежде всего — от небольших воронежских производителей.
— На данный момент магазины пива — это такой сегмент, куда легко может зайти производитель снековой продукции. Потому что если у тебя маленькое производство, в сети, в ритейл зайти нет возможности. Для таких производителей ограничения для пивным магазинов будут критичны, — уверен создатель компании по производству снеков Владислав Лутов.
К тому же пиво и другие товары фасуются в тару, пластиковые и бумажные пакеты воронежского производства. Непродуманные ограничения эффектом домино отразятся на многих отраслях региональной экономики.
Воронежские предприниматели уверены, что сокращению потребления алкоголя обсуждаемый законопроект способствовать не будет — напротив, может даже вырасти потребление крепкого алкоголя, потому что он станет доступнее. Предприниматели, которые решат остаться на рынке, переехав в новое помещение или сделав перепланировку, скорее всего, введут в свой ассортимент крепкий алкоголь, чтобы оправдать затраты, ведь с площадью более 50 кв. м они будут соответствовать требованиям для получения алкогольной лицензии.
— Если люди найдут помещения, которые будут превышать 50 кв. м, у них появится возможность взять лицензию на продажу алкоголя. И в этом случае вместо маленьких магазинчиков в многоквартирных домах, где реализуется пивная продукция, мы получим ещё и водочный ассортимент. Это, наверное, не та цель, которую преследуют власти, — считает президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский.
Противоречия с федеральными законами
Местные предприниматели обращают внимание и на то, что документ прямо противоречит нормам антимонопольного законодательства. Согласно закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», власти субъектов РФ не могут принимать законы, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, субъектам запрещено своими законами необоснованно препятствовать деятельности бизнеса, устанавливая не предусмотренные федеральным законом требования к товарам или к продавцам. Запрещено и создавать дискриминационные условия, то есть ставить предпринимателей в неравное положение относительно доступа на рынок и условий продажи товара.
Обсуждаемый же законопроект создаёт необоснованные препятствия для продажи пива расположенными в жилых домах магазинами, в то время как федеральное законодательство для этой деятельности запретов не устанавливает. Кроме того, создаются неравные условия доступа на рынок для предпринимателей, продающих пиво в расположенных в жилых домах магазинах, и для тех, кто продаёт иные виды алкоголя или размещается не в жилых домах.
Нарушает воронежский законопроект положения и других федеральных законов. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ даёт субъектам Федерации право устанавливать дополнительные ограничения продажи алкоголя, однако они могут распространяться только на алкогольную продукцию в целом, а не на отдельные виды. Обсуждаемый же документ предполагает ограничение продажи только некоторых видов алкоголя (пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), а для других напитков — водки, вина и т. п. — ограничения не вводятся. То есть власти Воронежской области, предлагая такие ограничения, выходят за рамки данных им федеральным законом полномочий.
Регулирующий торговлю федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ также не позволяет субъектам РФ принимать законы, устанавливающие в регионе правила осуществления торговой деятельности, отличающиеся от установленных федеральным законом. В том числе нельзя вводить на территории субъекта или отдельного муниципального образования ограничения продажи отдельных видов товаров.
Альтернативные возможности
Участники пивного рынка Воронежской области согласны, что социальная напряжённость в жилых кварталах существует, однако вызывают её не добросовестные розничные магазины, которые работают в правовом поле и закрываются в 23:00, а так называемые «наливайки».
Появились такие точки из-за введения ограничений по времени продажи алкоголя в розницу. В Воронежской области продавать алкоголь в розницу можно только до 23 часов, а вот в общепите продавать алкоголь можно круглосуточно, но при условии открытия продавцом тары и употребления на месте продажи. Из-за этого и появились недобросовестные точки, которые оформляются как общепит, но по сути являются магазинами — отдают напитки покупателям в закрытой таре или предлагают самим закрутить крышку. Именно подобные точки, существующие в серой зоне, стали источником большинства нарушений и жалоб в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
С апреля 2024 года субъекты Федерации получили новые полномочия по введению ограничений продажи алкоголя в общепите. В Воронежской области уже подготовлен соответствующий законопроект, который направлен на борьбу с «наливайками». В случае его принятия продажа пива при оказании услуг общественного питания будет возможна только в ресторанах, барах, кафе, буфетах. При этом, если бар или буфет располагаются в помещениях в жилых домах, они смогут продавать алкоголь только с 09:00 до 21:00. На кафе и рестораны это ограничение по времени распространяться не будет.
По мнению участников рынка, эти ограничения позволят очистить рынок от недобросовестных игроков. Поэтому они призывают не вводить дополнительные ограничения для законопослушных предпринимателей в рознице, а дождаться новых правил продаж алкоголя при оказании услуг общественного питания и оценить эффект от их принятия.
— На наш взгляд, данные ограничения очистят рынок от «наливаек». Мы не понимаем, зачем параллельно с этим решением проблемы принимать еще один закон и исключать с рынка половину законопослушных предпринимателей. Уже то, что в свое время они не воспользовались лазейками в законодательстве, а продолжили работать официально как розница, говорит в пользу их добропорядочности, — уверен Дмитрий Тарасевич.