Найти в Дзене

Опубликована семнадцатая глава книги «Дом, который построили мы»

В главе описывается период бурного роста железнодорожного строительства, который стал новым опытом для нашей страны.

Историк Георгий Олтаржевский писал: «Строек такого масштаба в России не вели никогда. Тем более в столь сложных условиях: непроходимая тайга, могучие сибирские реки, болота, местами – вечная мерзлота, горы, тяжелейший климат, а главное – почти полное отсутствие трудовых ресурсов и инфраструктуры. Логистика была сложнейшая, особенно на восточном участке: приходилось завозить все, кроме, пожалуй, леса. Например, детали моста через Амур изготавливали в Варшаве, оттуда железной дорогой доставляли в Одессу, а затем морем во Владивосток, где снова перегружали на платформы и доставляли к месту назначения. Камень порой приходилось возить за тысячи верст. Рабочих нанимали как в Сибири, так и в европейской части России. Зачастую привлекали солдат, казаков и даже каторжников (год на стройке шел за полтора), но их число было не очень значительным. А вот от найма китайских и маньчжурских гастарбайтеров решено было отказаться по политическим причинам».

О том, какие испытания выпали на долю строителей, которые проложили «железный шов», можно прочитать
здесь.