«Я хочу, чтобы мы с ребенком были друзьями», — сплошь и рядом говорят родители. Нам кажется, что это классно, что гармоничные отношения в семье — это дружеские отношения между родителями и детьми. Но так ли это?
Разобраться в этом вопросе помогла нам нейропсихолог Юлия Лыкова 🙏
👩⚕️💬 Дружба — это добровольные отношения двух независимых и равных друг другу людей. Невозможно дружить с человеком, который от тебя зависит или от которого зависишь ты. Родитель и ребенок заведомо не равны и равными быть не могут. Родитель всегда — главный, он принимает ключевые решения.
Для ребенка такое доминирование родителя — необходимость, которая даёт ему зону безопасности, ту самую точку покоя, которая способствует его развитию.
💬 Словами Людмилы Петрановской: «Особенность отношений привязанности в том, что они иерархичны, это отношения между сильным и слабым, между доминирующим и зависимым. Ребенок — очень маленькое существо, он нуждается во взрослом, получает защиту и заботу, а в ответ следует и слушается… Ну, кроме тех случаев, когда не слушается».
Ребёнку требуется значимый взрослый, который будет не только заботиться о нём, но и принимать за него бОльшую часть решений. Выставленные родителями границы и правила огораживают для ребенка остров безопасности в большом и сложном мире, где нужно принимать непростые решения.
Внутри установленных взрослым рамок безопасно, потому что правила известны, причины и последствия прозрачны. Да, дети сопротивляются правилам, но на самом деле их любят и даже ждут.
🧠 Кроме того, границы в отношениях с ребёнком помогают корректировать работу лобных долей мозга ребенка, которые отвечают за самые сложные функции — самоконтроль и саморегуляцию. Разумная требовательность и последовательность родителя выступают как тренажёр лобных долей мозга ребёнка.
☝️ Дружба — это отношения, за которые ответственность несут двое. В детско-родительских отношениях ответственный — всегда взрослый.
Родитель не может обидеться на ребенка, не может дистанцироваться от него, не может игнорировать его плач — все это возможно для дружбы, но недопустимо для родителя. Исправлять последствия ссоры — это обязанность взрослого, у ребенка для этого не достаточно развит эмоциональный интеллект.
Кроме того, попытки «дружить с ребёнком» могут привести к тому, что у ребёнка нарушится восприятие иерархической лестницы в целом. Учитель, воспитатель, тренер, педагог — не друзья, их отношения с ребёнком — это не отношения равных.
📌 Что же делать?
Продолжать направлять, любить, поддерживать и учить ребенка, но не пытаться дружить с ним. В ваших отношениях может быть много тепла, веселья, дружелюбия, сотрудничества, но это не отношения друзей. При этом важно учить ребенка искать друзей и строить дружеские отношения вне семьи.
Не забудьте поддержать пост ❤️, если информация была полезна 🙏