Найти тему

На что способна любовь. «Медвежий цирк» Филатова. Часть 4

«Лучшим аттракционом нашей страны по праву считался «Медвежий цирк» Валентина Ивановича Филатова. Только ему доверялась честь вносить знамя Союзгосцирка на всех праздниках и больших торжественных заседаниях. Этим он фактически признавался Главным артистом советской цирковой организации», – так пишет в книге «Олег Попов» (2020) Александр Калмыков – известный в цирковом мире режиссёр и продюсер.

Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть, 3 часть

В этой же книге Калмыков рассказывает о гастролях советского цирка в США в 1973 году, во время которых произошла любопытная история.

Обида и возможная эмиграция в Америку

Художественным руководителем программы в гастрольном туре по США в Союзгосцирке назначили Олега Попова. Знаменитый клоун был моложе Филатова на десять лет: по неофициальным правилам того времени лидером коллектива должен был стать не Попов, а Филатов. Калмыков пишет, что коллектив (в нём было почти сто человек) тут же разделился: часть поддержала Олега Попова, другая – возмущалась и сопереживала Филатову. Сам Филатов, по словам Калмыкова, назначение Попова художественным руководителем программы воспринял как кровную обиду.

Между тем, гастроли в США проходили очень успешно. Американские газеты называли лучшими в программе советского цирка аттракцион Филатова «Медвежий цирк», выступление жонглёра Сергея Игнатова и репризы клоуна Олега Попова. Но Филатова это не радовало. Калмыков пишет:

... На всех пресс-конференциях Попова представляют как худрука, о Филатове ни слова. Великий человек, великий артист был похож на ребёнка, у которого отняли игрушку. Он сам себе буквально «отравлял» жизнь. «Посмотрите, как меня принимает Нью-Йорк. Как стоя аплодируют американцы, а дома меня ни в грош не ценят!» – терзался он»

Если верить Калмыкову, в один совсем не прекрасный день Валентин Иванович решил остаться в Америке. Он собрал в гостиничном номере всю свою семью и заявил, что «не хочет возвращаться домой, потому что хоть там и Родина, но его там недостаточно ценят. Здесь, в Америке, к нему совсем другое отношение. Медведи все его личные, реквизит тоже. Семья вся здесь, аттракцион тоже здесь. И ему стоит только переехать в соседний американский цирк (который, кстати, приглашал) и просто начать работать».

"Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)
"Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)

Этот разговор происходил утром, когда артисты программы выселялись из отеля и садились в автобус, чтобы ехать в следующий город тура. В цирке существует негласное правило: никто никогда никого не ждет. И если артист по каким-то причинам опаздывает, лучшее, что он может предпринять – взять такси и догонять артистов программы.

Филатов и его семья опаздывали уже на сорок минут. «Но артисты в автобусах молча сидели и ждали. Потому что это был Филатов», – пишет Калмыков. Каким-то образом о решении Филатова остаться в США узнал человек из КГБ, сопровождавший коллектив артистов на этих гастролях. Он занервничал, артисты это заметили. Заволновались. И тут ко всем обратился Олег Попов.

«Ну-ка, прекратите паниковать! Сидите спокойно и ждите. Люди собираются. У них есть проблемы. Сидеть всем спокойно и ждать!» – скомандовал Попов. Он понимал, что происходит. Он сопереживал Филатову.

Афиша «Медвежьего цирка» работы художника Михаила Буланова, 1953 год.  источник: https://www.ebay.com/
Афиша «Медвежьего цирка» работы художника Михаила Буланова, 1953 год. источник: https://www.ebay.com/

Мало для кого было секретом, что успокаивать эмоционального Валентина Ивановича Филатова умел только один человек на свете – его супруга Юлия. Именно она в то неспокойное утро сказала: «Валя, о чем ты говоришь, какая Америка? Что мы здесь будем делать? Мы взрослые люди. У нас там дом, квартира, у нас там всё. Давайте спускаться к автобусу...».

Когда вся семья Филатовых вошла в автобус, Олег Попов скомандовал: «Отлично. Все на месте, поехали!». Калмыков пишет, что «весь остаток гастролей Попов делал всё возможное, чтобы успокоить великого Филатова. Он сделал первый шаг, и Валентин Иванович это оценил».

Это была любовь с первого взгляда

Про Юлию Васильевну Филатову, любимую женщину Валентина Ивановича, написали в своей книге «Этот неповторимый «Медвежий цирк»» (1993) Николай Кривенко и Сергей Макаров.

Юлия Васильевна не имела к цирку никакого отношения. Московская девочка из хорошей семьи, единственный ребёнок у родителей, она с отличием окончила школу, мечтала быть врачом. С Валентином Филатовым она познакомилась на каникулах: приехала в гости к родным в село Спасское Владимирской области, а Филатов тоже оказался в этом селе, он приехал к другу. В то время Валентин работал в аттракционе Александра Корнилова. Он ещё не был известным дрессировщиком – ухаживал за корниловскими львами, слонами, медведями...

Валентин и Юлия Филатовы, 1963 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)
Валентин и Юлия Филатовы, 1963 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)

Говорят, у Валентина и Юлии случилась любовь с первого взгляда. Вот как вспоминала об этом Юлия Васильевна:

Валя мне очень понравился, и мы решили пожениться. Правда, я не знала, как к этому отнесутся мои родители. Валентин сказал, что уладит всё сам. Когда мы приехали в Москву, он пришел к нам в гости. И тут же заявил, что мы хотим расписаться. Мама была категорически против. Тогда он сел на кухне и сказал, что будет сидеть до тех пор, пока ему не дадут мой паспорт. Мы легли спать, а он всё не уходит и не уходит. Под утро мама не выдержала и отдала ему мой паспорт. В тот же день мы расписались и поехали работать в цирки Средней Азии. На ночь укладывались спать в товарном вагоне, где находился слон. В течение ночи он несколько раз стаскивал с нас одеяло. С этого и началось мое знакомство с цирковыми животными....

Это было в июне 1941 года. Вскоре началась война...

Валентин и Юлия Филатовы вместе с другими артистами цирка поехали из Москвы в Куйбышев (ныне – Самара). Тогда у Филатова уже были свои личные животные – медвежата Дымка и Буркет. Они, можно сказать, стали «родоначальниками» всемирно известного «Медвежьего цирка». Их первое выступление на манеже состоялось 5 октября 1941 года в Куйбышеве.

В ноябре 1941 года филатовские Дымка и Буркет выступили в Москве. Валентин Иванович вспоминал, что особенно его обрадовала похвала дрессировщика Трофима Григорьевича Исаенкова (Эклера), медведи которого первыми в советском цирке научились ездить на роликовых коньках и велосипеде.

Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)
Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)

Валентин Иванович Филатов писал в своей книге «Рассказы дрессировщика» (1980):

Когда Дымка и Буркет стали старенькими и уже не могли исполнять трюки, я не сдал их в зоопарк, а перевёл на пенсию – ухаживал за ними, хорошо кормил и всюду возил с собой. Друзей в беде никогда нельзя бросать...

Продолжение следует