Вопрос раввину:
Шалом, рав Реувен!
Не могли бы Вы объяснить, почему Тора была дарована именно на горе Синай, название которой происходит от слова «ненависть» (сина)? Ведь, казалось бы, Тору более уместно было бы получить в месте, связанном со светом или любовью.
Ответ раввина Реувена Куклина
Вы подняли очень интересный и глубокий вопрос о связи между названием горы Синай и смыслом дарования Торы. Позвольте поделиться своими размышлениями на эту тему. Действительно, на первый взгляд, может показаться странным, что Тора была дарована на горе, название которой ассоциируется с ненавистью (сина). Однако при более внимательном рассмотрении становится ясно, что прямой лингвистической связи здесь нет. Слово «Синай» (סיני) пишется через букву «самех», а «сина» (שנאה) — через «син». Рамбан объясняет (Дварим, 1:6), что название «Синай» происходит от слова «сне» (סנה), означающего терновый куст. Гора была названа так из-за произраставших на ней колючих пустынных кустарников. Именно в горящем терновом кусте на горе Синай Всевышний впервые открылся Моше и повелел ему вывести евреев из Египта, чтобы они получили Тору на этой горе (Шмот, 3:2-12). Связь между неопалимым терновым кустом и дарованием Торы очень символична. Этот куст, не поддающийся огню, олицетворяет еврейский народ, который будет существовать вечно, а Тора – это залог и основа этого вечного существования. Примечательно, что некоторые источники упоминают удивительный феномен – на осколках камней с горы Синай естественным образом проступают очертания множества терновых кустов, с какой стороны ни посмотри. Это еще раз подчеркивает связь названия горы именно с кустарниками, а не с ненавистью. И все же, нельзя утверждать, что между названием горы Синай и ненавистью нет совершенно никакой связи. Ведь в Талмуде сказано: «Почему эта гора называется Синай? Потому что с нее в мир спустилась ненависть (сина)» (Шабат 89а). Однако, Талмуд здесь подразумевает не буквальный смысл названия, а лишь некий намек, скрытый в этом слове. Так в чем же заключается связь дарования Торы с ненавистью? Рабейну Бахье (Шмот, 20:2) объясняет, что ненависть тесно связана с завистью. А зависть обычно возникает к тому, чьего положения мы сами могли бы достичь, но не достигли. Например, простой крестьянин вряд ли будет завидовать юноше, удостоившемуся руки принцессы. А вот сын знатного вельможи — безусловно, ведь у него были все шансы оказаться на месте этого молодого человека. Мудрецы рассказывают, что, прежде чем даровать Тору еврейскому народу, Всевышний обратился с тем же предложением ко всем другим народам мира (Сифри, Дварим 33:2). Но каждый нашел веские причины отказаться: потомки Ишмаэля не приняли Тору из-за запрета красть, дети Эсава — из-за заповеди «не убий». А сыны Израиля, не расспрашивая о деталях, просто сказали: «Будем исполнять и слушать» (Шмот, 24:7). Ведь если Всевышний дает Тору именно им, значит Он знает, что она им по силам. Получается, что другие народы упустили возможность принять Тору и приблизиться к Творцу. И подсознательное осознание этого упущенного шанса рождает в них чувство ненависти и зависти к еврейскому народу. Но эта ненависть – лишь обратная сторона великой миссии и избранности еврейского народа. Получив Тору, евреи стали «светом для народов» (Йешаяу, 42:6), призванным нести истину и духовность в этот мир.
Вам может понравится: