Путеводитель по невротическим отношениям. Часть 4.
Василий Ордынов - молодой человек, недавно получивший учёную степень. Большую часть жизни он провел в учебных стенах, поэтому среди людей, в обычной жизни чувствует себя неловко и растерянно. Классик коротким мазком обозначает биографию главного героя: "Родителей он не знал; от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость, отчего сделался действительно нелюдим и угрюм и мало-помалу ударился в исключительность. Но в уединенных занятиях его никогда, даже и теперь, не было порядка и определенной системы". Такое описание очень напоминает шизоидный характер.
Блуждая по городу, Ордынов заходит в церковь. Его взгляд приковывает странная пара перед образом - высокий мужчина лет за 50 и его молодая спутница. Помимо красоты девушки, Василия впечатлили её "кроткие, тихие черты лица, потрясенного таинственным умилением и ужасом, облитого слезами восторга или младенческого покаяния". В этом описании мы видим совокупность несовместимых эмоций: умиление, ужас, восторг, словно одно состояние тут же сменяется другим, что может говорить о внутренней дезорганизованности. Но именно эта странность западает в душу Ордынову, оказывается его "триггером" - событием, вызывающим, возможно, репереживание какого-то раннего запечатления.
Желание встретиться с незнакомкой вновь становится сверхценной идеей молодого интеллигента, затмевающей всё остальное. Василий испытывает потребность в данной идее, потому как без неё его жизнь пуста, он бежит от повседневных забот, где чувствует себя беспомощным, во влюблённость, в переживание страстей, забыв на время о своих постоянных спутниках - страхе смерти и ипохондрии. Потихоньку перед нами вырисовывается расстройство личности главного героя с хронической затрудненной адаптацией в социуме и изоляциейй от него в науку, мир грёз или в болезнь.
Он всё -таки выслеживает, где живёт незнакомка (Екатерина) и её возрастной спутник (Илья Мурин) и просит сдать ему комнату в их жилище. Спутник отказывает, но девушка, вопреки ему, говорит Василию, что место есть. Здесь мы видим закручивающуюся интригу, когда Ордынов выбирает жить бок о бок с парой и быть свидетелем их интимной жизни. Наличие третьего, кажется, только усиливает его страсть к девушке.
Екатерина ведёт себя с постояльцем нетипично для благородной дамы, состоящей в отношениях: она приходит в коморку к Василию и с "первых нот" говорит с ним, как с любовником, проявляет заботу. Девушка постоянно пребывает в психоэмоциональном возбуждении, экзальтации - то смеётся, то рыдает, то целует его с любовью, то подозрительно отталкивает. Другой бы счел такое поведение странным, однако Василия и привлекла именно эта странность. От знакомого мужчина узнает, что у Екатерины какая-то душевная болезнь.
Он не знал никогда любви, не имел опыта отношений, и знакомство с Екатериной стало для него этим первым опытом. Да и сам Ордынов довольно нетипичен. В процессе общения с Екатериной он настолько оказывается выбит из равновесия, что переживает вегетативные кризы (сердцебиение, головокружение, лихорадку). Он предлагает ей быть его любимой, но девушка говорит, что это невозможно, и рассказывает историю о том, как Мурин, будучи главарем шайки бандитов, сжёг завод её отца, отца убил, её похитил и удерживал наложницей, как она спустя год встретила свою первую любовь и хотела бежать, но Мурин расправился и с этим человеком.
В одну из ночей Василий без стеснения заходит в комнату пары в интимный момент. Мурин в бешенстве пытается стрелять в него, но с ним случается эпилептический приступ.
На утро Екатерина приглашает постояльца позавтракать с ними. Она будто просит у своего сожителя благословения на отношения с Василием, но делает это в провокационной, истерической манере - может просто хочет раззадорить. Когда страсти накаляются и соперники готовы убить друг друга, она останавливает их ссору, опасаясь новых жертв, и делает выбор в пользу Мурина.
Что за душевная болезнь была у Екатерины?
После того, как Мурин разорил её семью, убил отца, увёз из родного дома, она, безусловно, пережила сильную психотравму. На почве психотравмы и истерического расстройства личности девушка, предположительно, могла впадать в манию. Жизнь с нелюбимым, немолодым была не в радость Екатерине, она томилась по любви. Как сказал Мурин Ордынову в последнем разговоре, её "голова такая любовная, буйная, всё милого дружка, да зазнобушку в сердце ей подавай". Дай слабому человеку волюшку - "сам ее свяжет, назад принесет. Глупому сердцу и воля не впрок! Не прожить с таким норовом! Я тебе это всё так говорю - молоденек ты больно! Ты что мне? Ты был да пошел — ты иль другой, всё равно".
После разлуки с Екатериной "как будто жизнь навеки потеряла свой цвет для Ордынова! Он стал задумчив, раздражителен; впечатлительность его приняла направление болезненное, и он неприметно впадал в злую, очерствелую ипохондрию".
Название пьесы "Хозяйка" (так Мурин называл Екатерину) видится скорее насмешкой, потому что в действительности девушка была полностью во власти своего узурпатора. У неё можно отметить и Стокгольмский синдром, когда жертва привязывается к агрессору и жалеет его.
Если человек настолько психологически неустойчив, что чувства могут довести его до помешательства, то может и вправду ему стоит быть осторожным в любви?
* Художник Зуев Алексей.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru