Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Форт Саган (1984 г.) историческая костюмированная мелодрама о храбром воине в песках Сахары с Жераром Депардье, Софи Марсо и Катрин Денёв.

Выпускник военной академии лейтенант Шарль Саган, своей отвагой и беспрекословным подчинением заслуживает командировку в одну из Французских колоний северной Африки, Мавританию. Неспокойный регион, в котором власть хочет захватить коварный Султан. Солдат сразу покоряет молодую красавицу, дочь знатных родителей, чем вызывает их недовольство. Он проходит тяжелейшие испытания: рутинный быт службы в пустыне, проверку боем, переговоры с местными князьями, делает сложнейшие хирургические операции. Ничто не переломит стойкий характер Сагана. В преддверии первой мировой войны его отправляют на родину, где вояка должен защитить план генерала Дюбреля заключающийся в уничтожении армии Султана. Французскому правительству не до локальных битв, ей грозит схватка с сильнейшим соседом, поэтому лейтенант возвращается на место службы ни с чем и пытается решить конфликт без поддержки родины. Ален Корно режиссёр самобытный, такие творят на своём языке, некоторым образом, эндемик. Он снимал камерные кримин
Кадр из фильма "Форт Саган".
Кадр из фильма "Форт Саган".

Выпускник военной академии лейтенант Шарль Саган, своей отвагой и беспрекословным подчинением заслуживает командировку в одну из Французских колоний северной Африки, Мавританию. Неспокойный регион, в котором власть хочет захватить коварный Султан. Солдат сразу покоряет молодую красавицу, дочь знатных родителей, чем вызывает их недовольство. Он проходит тяжелейшие испытания: рутинный быт службы в пустыне, проверку боем, переговоры с местными князьями, делает сложнейшие хирургические операции. Ничто не переломит стойкий характер Сагана. В преддверии первой мировой войны его отправляют на родину, где вояка должен защитить план генерала Дюбреля заключающийся в уничтожении армии Султана. Французскому правительству не до локальных битв, ей грозит схватка с сильнейшим соседом, поэтому лейтенант возвращается на место службы ни с чем и пытается решить конфликт без поддержки родины.

Ален Корно режиссёр самобытный, такие творят на своём языке, некоторым образом, эндемик. Он снимал камерные криминальные истории с налётом других жанровых добавок. И так бы и делал своё локальное, важное и отнюдь не второстепенное, дело. Но, наверное, желание сотворить нечто грандиозное, выходящее за рамки прежних, собою же обозначенных, границ, присутствует у всякого творца. Существует оно либо до конца дней, если не попробовать, или до момента осуществления заветной мечты. Корно попробовал, и, судя по всему, ему хватило одного забега в ширину, который на тот момент стал самым дорогим фильмом во Франции и, как часто бывает с масштабными полотнами, одним из самых неоднозначных произведений кинематографа.

Кадр из фильма "Форт Саган".
Кадр из фильма "Форт Саган".

Корно прекрасно отображает простор, волю, Мавритании, её обычаи, тугим узлом связанные с уникальной природой и климатом. Песчаные барханы, внезапные оазисы посреди выжженной земли, прекрасные долговязые верблюды, панорамные съёмки течения караванов. Оператор Брюно Нейттен, вероятно, много нового придумал в ремесле, снимая такие ракурсы в столь непростых условиях, когда всякая песчинка лезет в каждую щель, надо было ко многому приспосабливаться и учиться. На фоне всей необъятной естественной прелести человек всегда смотрится незначительно и стоит много потрудиться, чтобы вычленить его контур, обозначить объём. Корно преуспел в иллюстрации пейзажей, космических ландшафтов, но не вполне справился с человеком в них.

Не смотря на базу в виде литературного произведения, где наверняка точно прописаны характеры персонажей, постановщик не достаточно времени уделил их наполнению. Возможно, были финансовые затруднения, чувствуется некоторая скованность в игре артистов, растерянность. А зритель народ жестокий, ему вынь да положь зрелище. Со своей стороны справедливый подход к мероприятию, за просмотр которого заплатил кровные. Нам не хватает, среди атмосферы свободы и счастья, их менее значительных переживаний, из которых складывался бы образ. Нет сочувствия, они точно механические декорации, славно вписанные в интерьеры и другие локации, но не выражающие человечности. Душа отсутствует. В написание этой картины Корно будто не меняет инструментарий, мажет бескрайнюю песчаную степь и Сагана одним монументальным мастерком.

Кадр из фильма "Форт Саган".
Кадр из фильма "Форт Саган".

Форт Саган вещает историю, для пятой республики постыдную, колониального прошлого (отголоски слышаться до сих пор). Когда арабов сгоняли на поля первой мировой, используя в качестве пушечного мяса. Аборигенам было не совсем понятно, за что они сражаются дома (точнее за кого?). Тем более не было ясности, за что погибать в 1914 году. Корно романтизирует историю, снимает слащавую сказку о некогда случавшихся событиях. Он не стремится добавить правды. В итоге, на финальных титрах, мы понимает, что нам показали кино во всех смыслах слова, то есть иллюзию, без претензий на увековечивание или признание. Корно подвела интуиция, к тому же масштаб разбросал внимание, во всяком случае, не этим фильмом презентовать его доброе имя.