Я хотела коротенько прокомментировать то, что мне написали, но не получилось, вышла простыня. Что ж, у меня наболело, надеюсь, у вас тоже.
Авторов не указываю, нам это сейчас не важно. Причем, отмечу важную деталь, непосредственно на вопрос “зачем” ответили немногие. Это про то, когда я говорила, что ученик часто сам не может сходу ответить себе на этот вопрос, преподаватель должен уметь увидеть реальную цель!
Условно цели можно выделить следующие (причем, я брала только легко выделяемые цели, остальные требуют более глубокого интервью):
- живу в стране и надо хоть как-то разговаривать с местными (тут прокомментирую про “как-то”: работа может быть на английском или вообще русском, а страна проживания нет);
- для работы (тут есть важный нюанс: вырастет ли от этого у вас доход? или, может, станет больше свободного времени? если нет, то это уже задача работодателя обеспечить вам обучение, если вы нужны ему как специалист, а вам, как специалисту, нужен язык, ведь наняли же вас с “недостаточным” языком);
- был языком в школе (тут цель одна: получить нужную оценку в аттестате, бывают и другие цели, но там, как правило, школой не ограничиваются);
- для хобби (в зависимости от хобби, цель прям очень конкретная может быть, и часто может быть связана с более глубоким развитием только одного навыка: чтением, аудированием, речью, письмом).
Обратите внимание, самые неопределенные цели, как правило, связаны с английским. Его как бы учить “надо”, оттого и язык самый проблемный: очень нелегко расшифровать это “надо”, а без расшифровки не будет успешного обучения. Вот все и ходят по кругу, а удовлетворения от языковых навыков нет (при том, что знаний и уровня может быть более, чем достаточно).
А теперь возьмите всех этих людей (допустим, у них один язык и примерно один уровень) и поместите в одну языковую группу (ну раз у нас нет ничего лучше коммуникативной методики). Достигнут ли все эти люди своих целей? Останутся ли они довольны после такого обучения или снова будут считать, что они недостаточно старались и уделили недостаточно времени языку?
Еще раз, неудовлетворенность обучением связана с недостижением нужных целей (которые чаще всего связаны с конкретными навыками и умениями), а не с уровнем вашего языка по официальной шкале. Не можете легко написать деловое письмо, поговорить с незнакомцем в баре, получить нужную оценку в аттестате, понять интересный вам текст? В таком случае, даже если у вас уровень высокий, все равно будет преследовать ощущение, что вы недостаточно знаете язык, нужно, видимо, еще поучить. И нет, достижение уровня не дает вам автоматически нужные навыки. Теоретически, на С1 мы умеем писать деловые письма, но уметь абстрактно и сдать экзамен не то же самое, что вести деловую переписку ежедневно на работе.
У преподавателей, кстати, часто та же проблема: они бесконечно повышают квалификацию, а “счастья” все нет.
Что хочу сказать в заключение, пока преподаватели по самым разным направлениям не научатся работать с целями учеников (ну или хотя бы большая их часть), нам с вами придется самим учиться определять собственные цели, чтобы не ходить годами на ненужные нам уроки, не тратить зря свое время и деньги. И когда будете выбирать курс или преподавателя, подумайте, поможет ли данный способ достигнуть вашей цели.