Найти в Дзене

Как формируется расстройство пищевого поведения?

Казалось бы, что может быть проще, ешьте столько сколько нужно вашему организму с учетом количества энергии, которую вы тратите за день.

Как понять сколько мне нужно есть? А что мне есть? Я не был голоден, но наелся. А как это...слышать свое тело?

Кристина Макаренкова, сертифицированный кризисный психолог- травматерапевт.
Кристина Макаренкова, сертифицированный кризисный психолог- травматерапевт.

К сожалению, то, что должно быть нашей базовой настройкой, иногда ломается. Мы не слышим себя, притупляются чувства голода и насыщения, кто-то ощущает, что сыт, когда уже разболелся живот, кто-то в диком стрессе вспоминает о необходимости поесть, только когда в глазах потемнело. Почему так происходит?

Что говорить, я сама как человек, долгое время сражавшийся с РПП, как психолог, который решил помогать в этом непростом деле людям, и как мама, которой очень важно предостеречь своего ребёнка, долго время изучаю эту тему вдоль и поперек.

Итак, начнем с основным моментов:

1) Начнем с введения прикорма (это когда вы были совсем маленькие, кому-то в полгода, кому-то еще раньше родители стали давать еду). И вот тут сразу «подстава» потому что кому-то еду «давали», кому-то «предлагали», а кого-то «кормили», причем возможно силой. Для ребенка важна не только питательная ценность пищи, но и этап знакомства с едой, а еще знакомство со своим телом. Какая пища на ощупь? Что я чувствую во рту? Что происходит с моим животиком?

Что здесь важно: не сбить настройки данные природой и не стараться сделать лучше.

Это, честно скажу, достаточно непросто, но очень важно.

2) Родительские установки, влияющие на пищевое поведение. Этот этап мы проходим обычно чуть позже, начиная примерно с 8 месяцев и до школы, иногда даже позже. «Ложечку за маму, ложечку за папу!», «Летит-летит самолетик прямо в ротик!», «Мама такую «мнаку» приготовила, а ты не ешь.», «Хорошая девочка - все съела!», «Тарелка любит чистоту!», «Всю силу на дне оставил (тарелки)!», «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!»...узнали да?

Взрослая потребность проявить заботу, выразить свою любовь к ребенку, накормить его, ведь он маленький и слабый, часто, в довесок оставляет и много иррациональных убеждений.

Покажу на примере.

ЗВ – значимый взрослый и тут может быть не только мама (а то мы сейчас на маму все навесим), а еще папа, бабушки, дедушки, воспитатели в садике, няни и прочие, кто с ребенком взаимодействует, и чье мнение важно.

В таблице привела примеры того, как фразы, сказанные ЗВ могут восприниматься ребенком:

-2

3) Горшок!

Тут вроде бы немного не про еду, но важно не только как «заходит», но и как «выходит» :-)

Существует такое понятие как «страх дефекации», проще говоря, психологический запор.

Он получается при ряде нарушений, например, когда слишком рано начали «знакомить с горшком», ругать за то, что «покакал» в штаны, стыдить, не давали изучить свои «какашки» («кошмар, какой все руки извозил» – тыц, ребенок сделал вывод, что какать – постыдное, грязное дело, надо для этого прятаться, «какашек» стыдиться - тыц, я взрослый и для меня «покакать» целый квест).

Психологический контакт с выделительной системой это важный навык, которому дети тоже учатся, будьте бережны. Еще момент может быть с болезненной дефикацией, у детей формируется страх и они оттягивают этот момент как могут, кал становится все суше, соответственно какать все больнее. Советую обратиться к грамотным нутрициологам и гастроэнтерологам с этим вопросом.

Если вас эта проблема застала во взрослой жизни, снова будьте бережны к себе и очень советую почитать книжку (проверено на себе) «Очаровательный кишечник».

4) В раннем детстве, это примерно 2-6 лет, у ребенка начинает формироваться оценка своей внешности. Только оценивает он ее не в зеркале, а об кого-то. Об других детей, когда/если они его дразнят «жирный - поезд пассажирный» или «шпала тощая/высокая», обычно в этом возрасте дети не побегут худеть, но страх быть непохожим на других, некрасивым, непринятым в общество уже начинает формироваться.

Подключаются здесь и некоторые ЗВ (значимые взрослые): «наша булочка ни во что не

влезает», «какая у тебя попка стульчиком», «ути, пухленькие щечки», «ты совсем отощала, бабушка расстроится», «родители тебя голодом заморили» и прочие установки, которые относятся к связке «внешность ребенка+еда».

5) Ну, и начиная с пубертата начинается самое болезненное, ведь мнение сверстников о внешности становится все важнее, гормоны меняют тело и рулят аппетитом, как хотят.

Подросткам важнее уже не оценка значимого взрослого, а поддержка и принятие, любовь.

Уверенному человеку проще найти в себе опору, принять себя, любить себя, если в детстве было много принятия и любви дома. Это не про «Кто говорит, что ты некрасивый? Слушай маму, мама говорит, что ты красивый!».

6) Взрослым тоже больно, все там же, где и детям.

Нам тоже нужно принятие любимых людей, их негативные комментарии о нашей внешности звенят в ушах и следуют по пятам за нами многие годы в виде изнурительных тренировок или чувства вины, что пропустил спортзал, в виде диет и снов о котлетках и пироженках, ночных объятий с батоном колбасы у холодильника и прочего, НЕ СВЯЗАНОГО с едой. Про то, что в магазине вы не можете выбрать одежду, ведь она не так сидит, не того размера, который был в студенческие годы или невыгодно подчеркивает то, что хочется прятать.

Хочется обнять всех, кто дочитал, и, если вы взрослый человек и что-то откликается, уделите время и дайте своему внутреннему родителю выразить любовь и поддержку себе, вы красивы! Прекрасны!

Если вы мама, обратите внимание на пищевые привычки свои и ребенка, не вините себя, просто любовь и забота - это не равно еда. Вы тоже классная и красивая! И ребенок ваш замечательный и самый лучший)

А я просто постаралась дать чуть более развернутый ответ на вопрос «как?».