Найти в Дзене

Янтарный берег

Что ж, рассмотрим, пожалуй, то место на нашей планете, где, собственно и зародилось массовое собирательство янтаря, которое затем дало предпосылки для развития промысла по изготовлению украшений из этого материала.

В период со II века до нашей эры по I век от Рождества
Христова на Самбийском полуострове, являющемся, по сути,
прародиной западнобалтийских племён, возникают укреплённые
городища, известные как оппидумы. Одним из важнейших фак-
торов образования этих крупных населённых пунктов послу-
жила весьма бойкая торговля, предметом которой стал солнечный камень. Ископаемая смола дала название и месту, где производился её сбор, - Янтарный берег.

Плиний Старший писал о населённой эстиями Самбии следующее: «Установлено, что янтарь происходит с островов Северного моря и у германцев носит название «глэзум», ввиду
этого и наши соотечественники, участвовавшие в военных операциях флота Цезаря Германика, назвали один из островов «Глэзария» (у варваров он именовался раньше «Аустеравия»),

Рим, жаждущий роскоши в её новых формах и проявлени-
ях, увидел в янтаре свежую, доселе непознанную грань велико-
лепия. Солнечный камень закупался купцами и эмиссарами Веч-
ного города в огромных количествах и имел столь широкое
применение, что даже «...сетки, защищающие балкон от диких
зверей, скреплены были янтарём, а вся арена и носилки для
убитых гладиаторов и всё прочее снаряжение, необходимое
для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в
самой пышности каждого отдельного дня для этих игр»

По утверждению Тацита, для коренного населения Самбии
янтарь не представлял никакой ценности и абсолютно не вос-
принимался ими как источник личного обогащения. «Он даже
долго валялся у них без употребления среди других отбросов
моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы». Да,
именно эти параноидальная жажда к богатству и безудержное стремление к умопомрачительной роскоши, инфекция коих по-
разила насквозь всю римскую элиту, создали янтарю имидж
редкостного и драгоценного камня. С Севера на Восток потек-
ли потоки «модного» сырья, и эта артерия транспортировки
товара стала именоваться Янтарным путём.

Бойкая торговля янтарём, ознаменовавшая собой «золотой
век» балтов,.длилась примерно 300 лет. С потерей своего могу-
щества Римская империя «охладела» к янтарю. Римские легио-
ны уже не могли обеспечить безопасное прохождение негоци-
антов по Янтарному пути, а его важный отрезок, пролегавший
по землям провинции Паннония (нынешние Венгрия и Авст-
рия), превратился в один из самых опасных участков дороги.
Постоянные набеги варваров делали путешествие предприим-
чивых торговцев далеко не безопасным.

С нашествием гуннов на Европу сухопутная нить торговли
янтарём была перерезана мечом Аттилы, а в VI веке на терри-
торию Среднего Дуная вторгается новый захватчик с Востока.
Вырвавшиеся из недр Азии аварцы пронеслись огненным смер-
чем от Алтая до Паннонии и создали на завоёванных землях
своё государство - Каганат. Быстро сориентировавшись,они
поняли, что восстановление Янтарного пути сулит им большие
выгоды от транзитной торговли. Но обеспечение безопасности
торговых караванов не могло насытить восточные амбиции.
Интересы пришельцев простирались далеко за рамки заурядно-
го и скучного процесса конвоирования купцов с их грузом: им
нужны были сами месторождения янтаря.

«Послав в Пруссию небольшие вооружённые группы под-
властных им гепидов и лангобардов, аварцы захватили мазурс-
кие янтарные прииски, пытаясь замкнуть выгоды Янтарного
пути на себя. Контрагентом в торговле Каганата стала Визан-
тия»3 . Однако новое господство чужаков было кратковремен-
ным. Проникшие в Самбию отдельные германские племена, в
частности, видиварии, сыграли позитивную роль свежего этни-
ческого вкрапления в генетическую среду эстиев. В Балтии
стала образовываться новая культура - прусская. Торговля
янтарём возобновилась, и в VI веке племенной союз отправил
королю готов Теодориху Великому янтарный подарок, на что он ответил благодарственным письмом. Постепенно торговля
янтарём достигла такого размаха, что сведения о её центре -
Каупе - попали в сочинения знаменитого арабского географа
XII века Идриси. Автор именует Кауп как «Гинтийар» (от
прусского «гинтарс» — «янтарь»)...

Но уже XIII столетие обернулось для свободолюбивых
пруссов веком гигантской гекатомбы. Начатая крестоносцами
в 1233 году колонизация прусских земель длилась полвека и
закончилась в 1283 году, когда последний вольный ятвяжский
вождь Скудо ушёл со своей дружиной в Литву. Рыцари Хрис-
товы безжалостно истребляли язычников, воздвигая на костях
павших защитников своей родины крепости и замки. «Так на
месте прусского городища Твангсте по велению Оттокара II
(Оттокар II Пшемысл, чешский король, вступил по обету в
ряды крестоносцев), оставившего для этого немалые
материальные средства, в 1255 году был заложен замок Кёниг-
сберг. Поляки и чехи называли его Крулевец, литовцы - Кара-
лявичус. Сам король во время закладки замка был уже в пути
на родину».

На покорённых землях устанавливались новые христианс-
кие порядки. Тевтонцы объявили собственностью ордена ян-
тарные промыслы и установили монополию на сбор, добычу,
обработку и торговлю янтарём. Указом от 1236 года была
установлена и мера наказания для нарушителей так называе-
мых янтарных регалий — орденских нормативных актов, регла-
ментирующих всю деятельность, связанную с ценным сырьём.
Ослушникам грозили штрафы, пытки, казни. Но местные жите-
ли продолжали заниматься своим древним ремеслом, и тогда
«...фогт Самбии Ансельм фон Лозенберг издал приказ о том,
чтобы каждый собирающий янтарь на берегу моря без разреше-
ния властей подвергался повешению. Но многие сембы
(так называли европейцы с IX века жителей Самбии) ничего
не хотели слушать о таком запрете и продолжали свой промы-
сел. Их участь была жестокой: каждого без разбора хватали
и без суда приказывали вешать на ближних деревьях. Соглас-
но прусской легенде, за это душа Ансельма после смерти не
имела покоя. Многие годы люди видели его призрак, скитавшийся вдоль побережья и возглашавший: «О Боже! Янтарь
свободен!»