Найти в Дзене
Андрей Ковалев

Пассажирские суда на подводных крыльях - Метеоры. Возрожденная легенда.

-2

Люди моего поколения наверняка помнят те незабываемые ощущения, которые охватывали их при виде этих красавцев на подводных крыльях. В те времена эти суда казались просто какой-то фантастикой.

Мощные суда на подводных крыльях быстро и уверенно разрезали водную гладь. И «космические» названия подходили им как нельзя лучше: «Ракета», «Метеор».

Я хорошо помню, как ребенком с замиранием сердца стоял с отцом в очереди, чтобы прокатиться на «космическом» теплоходе.

А началась эта легенда в 1941 году, когда молодой студент кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислав Алексеев представил свою дипломную работу на тему «Глиссер на подводных крыльях». Авторитетные ученые люди из государственной экзаменационной комиссии настолько были поражены такой суперсовременной разработкой, что практически единогласно приравняли дипломную работу к кандидатской диссертации. После защиты молодой специалист получил направление на работу на Горьковский завод «Красное Сормово».

"Отец" "Метеоров" - Ростислав Алексеев. Коллаж из свободных источников
"Отец" "Метеоров" - Ростислав Алексеев. Коллаж из свободных источников

На «Красном Сормове» Алексееву удалось собрать вокруг себя талантливых специалистов, которые с энтузиазмом подхватили идею судна на подводных крыльях. И в 1957 году экспериментальный теплоход на подводных крыльях «Ракета» с тридцатью пассажирами на борту вышел в первый рейс, показав первоклассные характеристики.

Судно вышло на крыло. Фото из журнала "Морской флот".
Судно вышло на крыло. Фото из журнала "Морской флот".

Серийное производство этих судов началось в 1958 году. Суда на подводных крыльях начали строить на заводе «Красное Сормово». А с 1960 года «Ракеты» начали выпускать на юге СССР, по- моему, в Феодосии. Общее количество построенных судов было порядка 400 единиц.

Строителя крылатых судов.
Строителя крылатых судов.

Корпус теплохода был изготовлен из алюминиевого сплава, мощность двигателей было от 1000 до 1200 л/с. Скорость: 60-65 км/час. В салоне теплохода могли разместиться до 65 пассажиров.

Есть данные, что Никита Сергеевич Хрущев лично оценил красоту и скорость нового судна и дал добро на серийное производство.

Перед спуском на воду. Фото из журнала "Морской флот".
Перед спуском на воду. Фото из журнала "Морской флот".

Уже скоро создатели поняли, что теплоходы на подводных крыльях очень популярны и нужно увеличивать количество пассажиров. И в 1961 году речные просторы Советского Союза увидели новое судно на подводных крыльях – «Метеор».

"Метеор" в одном из южных портов Советского Союза, рядом с парусником "Товарищ".
"Метеор" в одном из южных портов Советского Союза, рядом с парусником "Товарищ".

«Метеор» мог брать почти вдвое больше пассажиров, при это нисколько не теряя в скорости. Эти суда стоили вплоть до 1991 года. На воду было спущено также около 400 судов.

Морское исполнения "Метеора" - "Комета". Эти суда осуществляли рейсы между советскими портами Черноморского побережья. Фото из журнала "Морской флот".
Морское исполнения "Метеора" - "Комета". Эти суда осуществляли рейсы между советскими портами Черноморского побережья. Фото из журнала "Морской флот".

Интересный факт: знаменитый летчик Михаил Девятаев (фильм Тимура Бикмамбетова «Девятаев») после невероятного побега из фашистского плена на немецком самолете и долгой реабилитации встал за штурвал «Ракеты», а потом и «Метеора» в качестве капитана.

Павел Прилучный в роли капитана "Метеора" - героя Советского Союза Михаила Девятаева.
Павел Прилучный в роли капитана "Метеора" - героя Советского Союза Михаила Девятаева.

Кстати сказать, у иностранных гостей крылатые суда также вызывали немалый восторг, и по прошествии нескольких лет многие страны стали закупать эти теплоходы, поскольку аналогов им не было во всем мире. И очень успешно их эксплуатировали.

В наше время эти суда также успешно используются. При хорошем уходе и ремонте они еще долго прослужат на радость людям.

"Протестировать" легендарный "Метеор" можно здесь.

Как и на каких популярных маршрутах работают крылатые суда в наше время расскажу в следующей статье.

-11