- «Я крещеная, но не из воцерковленной семьи. Приобщаться к церковной жизни начала недавно. В связи с этим много вопросов, ответы на которые приходится искать самой. Я читаю Евангелие, пользуюсь молитвословом, часто ищу информацию в Интернете, однако не всегда уверена в правильности и достоверности ресурсов. Хотелось бы услышать рекомендации по выбору литературы на тему истории христианской Церкви, РПЦ в частности. Если можно, то и посоветовать примеры художественной православной литературы или хотя бы авторов.
И еще хотелось бы узнать, как правильно пользоваться молитвословом. У меня полный православный молитвослов. Но чтение его ограничивается молитвами утренними и вечерними, подготовкой к исповеди и причастию. Я не испытываю трудности в чтении на церковнославянском языке, но когда читать часы, тропари, кондаки не знаю, из-за этого я не понимаю, для чего они нужны».
Начнем по порядку о литературе на тему истории христианской церкви, РПЦ. В семинарии изучают «Историю христианской церкви» или Историю «Русской православной церкви» Тальберга. Это классика. Однако сейчас в интернете много замечательных лекций по истории церкви на ресурсе «Предание.ру».
Хорошо, очень доступно для широкой аудитории изложены материалы в радиопередачах Дворкина «Град Петров». Они часовые, это целая серия передач по истории христианской церкви. Можете поискать и посмотреть. И есть записи семинарских лекций и преподавателей академии по истории церкви. Могу рекомендовать вам лекции Ереминой «История христианской церкви». Она рассматривает историю РПЦ XXвека, начиная от отречения Николая II и до конца XX века.
Теперь о художественной литературе. Для чтения вся наша классика: Гоголь, Достоевский, Чехов, Пушкин, Толстой. Эта литература писалась православными людьми для православных людей о православных людях. И одно дело, когда мы изучали эти произведения в школе невоцерковлеными людьми, другое дело рассматривать произведения этих классиков через призму Евангелия в свете Христовой Истины. Они начинают расцвечиваться совершенно новыми красками, и становится понятным, какой смысл вкладывался в эти произведения. И Булгаков, его «Мастер и Маргарита», тоже православная литература, только это произведение нужно правильно понимать. «Собачье сердце» — это русская классика.
Отдельно я хотел бы выделить произведения Лескова. В советское время этот писатель был в опале, потому что писал о церкви и священниках, монахах, архиереях и простых верующих. У этого автора практически все произведения связаны с церковью. Например, роман «Самаряне», произведение «На краю света». Но широко известен рассказ «Левша», который не касается церковной тематики. Такого гениального писателя не могли забыть в советское время, и с помощью этого рассказа показали глупость царских чиновников. А в целом это христианский писатель и православный человек.
Из западных писателей не православных, но все же полезных для души, можно выделить Льюиса с его произведениями «Письма Баламута», «Расторжение брака», его сказки «Хроники Нарнии» для детей. Внутрь этих произведений вложены христианские идеи. Могу рекомендовать Толкиена «Властелин колец». И, кажется, какое отношение имеют эти произведения к христианству? Друзья мои, такие же, как и наша классика. Подлинный смысл начинает звучать, если их понимать через Евангелие.
Возьмем Толкиена «Властелин колец», посмотрим на это произведение через Евангельскую призму. Это сказка для детей, в которую вложено христианское звучание. Или Виктор Гюго «Отверженные». Это великое произведение, абсолютно христианское в рамках Евангелия, несмотря на то, что вначале говорится о католическом епископе и речь идет о католиках. Это всё, что касается художественной литературы.
Теперь о молитвослове. Если Вы выполняете правила вечерние и утренние и у вас идет подготовка к причастию, то что Вам еще нужно? Сосредотачивайтесь не на количестве, а на качестве. Пусть мало, но зато от души и от всего сердца. И можно бесконечно долго совершенствоваться в молитвах, чтобы горело внутри. Меня смущает название «Полный молитвослов». Представляете, что такое полный молитвослов? Полный, значит всё включено. А чтобы на самом деле всё туда включить, какого размера должен быть молитвослов? Посмотрите на Минеи, Октоихи, Триоди — это те же молитвы. Для чего Вам нужен такой полный молитвослов? Это излишество, вполне достаточно утренних и вечерних правил, подготовки ко причастию. Если хотите, присовокупите какой-нибудь канон или акафист. А вот часы, тропари, кондаки, тропари воскресные по гласу — не нужно беспокоиться обо всём этом. Конечно, можно в конце утренних молитв вставить тропарь. Например, в воскресный день вставляете тропарь воскресный по гласу, для этого нужно знать, какой глас недели, находите его и вставляете. Все тропари идут по гласам, по дням недели, по праздникам. Есть воскресные тропари и кондаки. Но для чего это нужно простому человеку? Мне кажется это лишним. Читайте всё, что там написано, и этого достаточно.
Помогай Господь!
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.