Найти в Дзене
Гуманитарщина

Международные отношения: либерализм

В прошлый раз говорили про реалистический подход и выяснили, что всё довольно жёстко и пессимистично. Теперь посмотрим, что нам предлагает подход либеральный. Мы уже подробно говорили про либерализм как политическую идеологию, поэтому можем примерно представить, чего ожидать от либерализма в международных отношениях. Если не идти по пунктам, а попытаться выстроить некую общую логику, то получится примерно следующее. В международных отношениях участвуют не только государства, но также неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и даже частные лица просто потому, что в современном мире они могут представлять и представляют значимую силу. В международных отношениях действительно нет верховного судьи, к которому можно обратиться, если одно государство считает, что другое неправо, но это не значит, что мы обречены, потому что мы — разумные существа. Как разумные существа, мы можем договориться и попытаться создать такого верховного судью. Мы можем

В прошлый раз говорили про реалистический подход и выяснили, что всё довольно жёстко и пессимистично. Теперь посмотрим, что нам предлагает подход либеральный.

Мы уже подробно говорили про либерализм как политическую идеологию, поэтому можем примерно представить, чего ожидать от либерализма в международных отношениях. Если не идти по пунктам, а попытаться выстроить некую общую логику, то получится примерно следующее.

В международных отношениях участвуют не только государства, но также неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и даже частные лица просто потому, что в современном мире они могут представлять и представляют значимую силу. В международных отношениях действительно нет верховного судьи, к которому можно обратиться, если одно государство считает, что другое неправо, но это не значит, что мы обречены, потому что мы — разумные существа. Как разумные существа, мы можем договориться и попытаться создать такого верховного судью. Мы можем создать институции, которые, защищая общечеловеческие ценности, будут стоять над государствами. Вместе заседая в этих институциях, мы сможем создать систему коллективной безопасности, которая будет основана на нормах международного, а не национального права. Таким образом, мы откажемся от войны как от инструмента решения конфликтов. Договариваться нужно мирно, через согласование интересов.

Однако есть нюанс. Очевидно, что в этой схеме государство должно добровольно отказаться от части своего суверенитета в пользу этих наднациональных структур. Какое государство на это пойдёт? Конечно не всякой, а только либерально-демократическое, ведь именно такое государство уже разделяет эти принципы и ценности. Что делать с теми государствами, которые не являются либеральными демократиями? Они подлежат демократизации, которая позволит им стать полноценной частью мирового сообщества. Отсюда появляется понятие, например, «гуманитарной бомбардировки».

Для либерализма в международных отношениях, как и для либерализма вообще, характерен пацифизм и акцент на разумность человека. Мы можем договориться мирно, а торговать выгоднее, чем воевать. Договариваться нам нужно, чтобы больше не ссориться и процветать, быть богаче и развитее. Это возможно через возрастание роли наднациональных структур и постепенного уменьшения роли государства. Общечеловеческие ценности существую и наиболее полно они реализуются в либеральной демократии, к которой постепенно перейдут все страны. Либеральные демократии не воют друг с другом, потому что они достаточно сознательны, чтобы договориться, но война возможна с режимами, которые нарушают права человека или угрожают международной безопасности[1].

[1] Как и в случае с реализмом, сегодня в международных отношениях разделяют либерализм и неолиберализм, но это снова детали, в которых на этот раз дьявол не скрывается.