Найти тему
myfin.by

«До $30 тысяч за сезон». Как зарабатывает молодая семья фермеров-блогеров

Для открытия бизнеса потребуется расчетный счет в банке. Подобрать тариф с обслуживанием от 0 рублей и получить бесплатную консультацию можно в нашем маркетплейсе для бизнеса.«Устала от столицы и вернулась в деревню»– Юлия, как возникла идея зарабатывать на клубнике?– Это семейный бизнес, который мы вместе ведем в Лунинецком районе (Брестская область). Дело в том, что у моих родителей и у отца и матери супруга есть подсобное хозяйство. Земля находится в аренде – фермерством и реализацией занимаемся мы с мужем, моя семья и родители супруга. Мы с мужем родом из деревни Межлесье. После девятого класса школы я переехала в столицу и училась в Минском торговом колледже. Затем поступила в БГЭУ. Университет не окончила, так как не сдала экзамен на втором курсе. И, честно говоря, пока возвращаться к учебе не планирую.Затем около 6 лет проработала в различных организациях торговли кассиром и продавцом.В какой-то момент я поняла, что устала от города, – все чаще и чаще стала приезжать в деревню, помогала родителям с огородом. Параллельно завязались отношения с будущим супругом. Знакомы мы с детства – в нашей небольшой деревне живет всего 1000 человек. Были друг у друга первой школьной любовью. После моего переезда в столицу разошлись. А спустя 8 лет снова встретились и в прошлом году – поженились.– Все-таки вы вернулись в деревню?– Да, в 2020 году наши с мужем родители начали заниматься клубникой. Мы с супругом подтянулись – понравилось заниматься ягодами. Я начала вести блог в Instagram: рассказывала о том, что именно выращиваем и как живется в деревне. Мы быстро увидели обратную связь от подписчиков – блог достаточно быстро рос. Таким образом, наши читатели становились покупателями, поэтому соцсети для нас – самый активный канал продаж. Здесь всегда публикуем информацию о том, где и во сколько будем продавать наши ягоды.Вообще, не ограничиваемся только ягодами – клубникой и голубикой. Например, мой отец уже на протяжении 27 лет выращивает овощи – картофель, свеклу и морковь. Раньше привозили с мамой на реализацию в Минск, а теперь продают на местных ярмарках. «Нужно вставать в 3:00, чтобы успеть собрать ягоды»– Как делите обязанности?– Сейчас сезон клубники – мы помогаем родителям выращивать ягоды и овощи, собираем всей семьей и продаем. Начинаем подготовку с марта. Вообще, работа идет почти круглый год: в апреле сажаем, в мае-августе появляются ягоды, а с сентября по ноябрь – овощи. Работа в деревне – это практически круглосуточный процесс. Например, в сезон клубники брат Андрея и кто-то из родных встает в 3:00, чтобы через час быть на поле. С 4:00–5:00 приступают к сбору ягоды. Нужно успеть все сделать, так как с 9:00 обычно начинается невыносимая жара и работать становится довольно сложно. Днем подключаемся с мужем – загружаем в машину ягоды и едем в Минск на рынки. Отмечу, что много времени занимает сама дорога: от Лунинецкого района до Минска – 250 км. 6 часов в день уходит только на дорогу в обе стороны. Стараемся продать за пару часов, чтобы до позднего вечера успеть вернуться в деревню. И так проходят все дни – только в дождь позволяем себе немного отдохнуть и набраться сил.В мои обязанности также входит съемка наших рабочих процессов – все, что связано с блогом. Я открывала ИП на рекламные услуги, поэтому меньше работаю в полях. Я придумываю креативы, контент и все, что связано с моим блогом. А супруг Андрей занимается больше физической и технической работой: он в семейном бизнесе грузчик, водитель, автослесарь и продавец.«На 20 теплиц нужно потратить около $10 000»– Сколько нужно денег, чтобы начать свое дело в фермерском хозяйстве? – Все зависит от того, сколько земли предоставят в аренду. В нашем районе многие хотят зарабатывать на клубнике, потому что у нас благоприятный для этого климат. Если начинать со средних размеров земельных участков, то необходимо около $10 000 на 20 теплиц. В одну теплицу нужно около 500 саженцев (стоимость за 1 шт. – от 0,2 рубля). Правда, можно вырастить их самостоятельно, но не забывайте учесть свой физический труд.Когда семья Андрея начала выращивать клубнику, деньги были только на старый трактор. Обошелся он в $2 500, однако это была выгодная покупка, без которой невозможно было бы проделывать различные манипуляции. Также нужно множество инструментов и расходных материалов, без которых невозможно заниматься фермерским хозяйством.Если необходим капитал на открытие и развитие бизнеса, открывайте список кредитов.«За сезон нужно заработать на весь оставшийся год»– Выращивание овощей и ягод – это сезонная работа. Как обеспечить себя финансово в другие месяцы?– Как я и говорила, работа идет круглый год. У моих родителей около 3 гектаров картофеля, моркови и свеклы, а у родителей супруга – 3 гектара клубники. Это достаточно большие объемы, поэтому почти круглогодично нужно работать, чтобы был хороший урожай: закупать саженцы и работать с землей. Также зимой собираем технику и ремонтируем ее, чтобы подготовиться к сезону.Конечно же, основной доход получаем в сезон. И наша цель – за этот период обеспечить все три семьи на оставшийся год. Зимой также подрабатываем на доставке овощей в Минск. А еще в блоге в Instagram около 104 000 подписчиков – с него тоже получаем заработок.– Сколько удается зарабатывать?– Сумма может варьироваться. Обычно это от $10 000 до $30 000 за сезон. Эту сумму мы делим на три большие семьи. Налог на землю составляет около 300 рублей в год.«Набрали более 100 тысяч подписчиков»– У вас достаточно много подписчиков в соцсетях, как удалось достичь такой цифры?– У нас есть два аккаунта. В первом – больше 100 тысяч подписчиков, а во втором, который завела в прошлом году, – 55 тысяч. Я начала показывать простую жизнь в деревне без прикрас – такой, какая она есть. Подписчикам понравился простой деревенский контент. Я снимаю старый родительский дом, бабушек и дедушек, работу в полях, старые фотографии. Наши подписчики рассказывают о том, что благодаря нам они чувствуют ностальгию и у них просыпаются воспоминания из детства. Таким образом контент «вирусился», мы набирали просмотры и подписки. Также я активно общаюсь с другими блогерами – периодически мы обмениваемся рекламой. Всеми способами развивала наш блог, чтобы добиться такой активности. Я получаю много положительной обратной связи, поэтому останавливаться не собираюсь.Продаем в основном через Instagram. Большинство покупателей знают, ценят и уважают наш труд. В блог вложено очень много креатива, сил и новых идей. Так как у нас уже есть аудитория, на рекламу деньги практически не тратим.– А для чего решили завести второй аккаунт?– Второй аккаунт завела, скорее, для заказов, чтобы отделить эту информацию. Так я могу быстро отвечать на сообщения клиентов, выставляю данные о том, когда и куда приедем на реализацию наших продуктов. В общем, все для удобства и оперативной связи с клиентами. Возможно, этот аккаунт тоже монетизирую со временем.– В Беларуси фермерство стало достаточно популярной деятельностью. Не страшно было столкнуться с конкуренцией?– Когда мы начинали около 5 лет назад выращивать клубнику, такой конкуренции не было. За последние годы, когда начали более активно вести соцсети, стали одними из первых, кому удалось быстро раскрутиться. Аудитория нас знает и доверяет нам. Вот тогда и начали появляться конкуренты, которые во многом копировали формат. С каждым годом действительно становится все тяжелее оставаться на плаву. Но я считаю, что в любом случае у каждого продавца будет свой покупатель. «Жизнь фермеров связана с постоянным движением»– Каково это – быть фермером в Беларуси?– У фермеров очень интересная и активная жизнь. Она всегда связана с движением и новыми знаниями. Работа с землей довольно непредсказуема, так как не знаешь, чего ожидать от природы и погоды. Например, можно посеять дорогие семена, а их просто снесет ветер. И вот – сотни рублей просто улетели в прямом смысле слова. И сложно предугадать, не повторится ли ситуация вновь. Также стараемся не останавливаться на достигнутом: всегда узнаем новую информацию о технологиях посадок и общаемся с другими фермерами.– Как можно успешно совмещать профессию блогера и фермера?– Думаю, что мне все же ближе блогерство, так как работа фермера предполагает тяжелый физический труд и нужный багаж знаний. И этим всем, скорее, обладают мои родные и близкие. Но у нас получился отличный тандем, где каждый занимается тем, что ему ближе. «Люди из деревни раньше стеснялись»– А с какими проблемами на начальном этапе сталкивались?– В начале все упиралось в нехватку опыта и знаний. Хорошо, когда информация есть в общем доступе, например в YouTube. Там можно перенять опыт коллег. Например, мы посадили саженцы, которые не приняла земля. Что делать? Конечно же, приходится самостоятельно изучать проблемы и пути их решения.Многие люди из деревни еще 20–30 лет назад боялись заявить о себе и стеснялись говорить о своем деле. Когда пять лет назад решили работать с клубникой, тоже начинали бизнес тихо и скромно. А потом, когда начали транслировать деревенскую жизнь в интернете, люди поддержали нас. Это дало мощный толчок вперед, который дал понять, что не нужно было стесняться. Если бы поняли это раньше – бизнес развивался бы еще быстрее.– Серьезные промахи случались в фермерском деле?– Пока, к нашей радости, такого не было. Случались только неудачные эксперименты. Например, в прошлом году построили рассадник. Это небольшая теплица, на установку которой потратили несколько дней. Посадили туда рассаду клубники – а она вся засохла. Этот опыт дал понять, что в рассаднике была неподходящая температура и обилие солнечного света. Я не назвала бы это серьезной ошибкой, скорее, просто неудачный опыт. – Фермерский бизнес – это сложно?– Конечно, и это не только про физически тяжелый труд. Мы, как и любой другой бизнес, постоянно сталкиваемся с рисками – это тяжело морально, нужно быть готовыми ко всему. Более того, мы зависим от внешних факторов, на которые не можем никак повлиять, – например, от погоды.Хотелось бы сказать, что еще 20 лет назад не существовало множества современных технологий, которые облегчают жизнь фермерам. Казалось бы, сейчас легко можно найти курсы, современные тракторы и другие машины, – остается только брать и делать. Но нет, мир изменился, а благодаря распространенности социальных сетей конкуренция на рынке значительно выросла. Поэтому не все так легко, как может показаться.