Личное – это то, что каждому не расскажешь. Тем более, в блоге. И всё же, я хочу поговорить о личном. О сегодняшней дате. Хочу признаться в том, как я её воспринимаю. Лично я.
Когда-то, в 90-е годы этот день вызывал у меня недоумение. Что значить «день независимости»? Независимости от кого? Мы что, чья-то бывшая колония, освободившаяся однажды 12 июня?
Причём тут независимость? Мы априори независимы, как и другие страны. Мы же суверенная страна с тысячелетней историей. Тысячу лет как-то жили и независимость не праздновали.
В те годы, по-моему, мало кто задумывался о сути праздника и о причинах его появления. То, что происходило в стране, вообще понималось с трудом. Я, например, даже и не пыталась некоторые вещи понять, хотя за страну переживала сильно. Мне кажется, это было психологической самозащитой, тактикой выживания.
Я тогда оказалась одна в чужом городе. У меня на руках был ребёнок, которого мне надо было чем-то кормить и во что-то одевать. А полки магазинов были пусты, и зарплата не выплачивалась по полгода.
И вот как-то летом объявили новый праздник. Все приняли к сведению. Я тоже. Появился ещё один выходной. Правда, не вовремя. Это же время отпусков. Иногда из-за этого случались недоразумения – как-то на работу вышла на день раньше, просчиталась.
А ведь официальная причина у праздника-то была. И заключалась она не в том, что один подвыпивший Президент решил подарить согражданам выходной день.
12 июня 1990 года на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, ставшая законодательной предпосылкой распада большой страны. Страны, в которой родились и жили мои родители, за которую погибли мои деды, в которой выросла я, и в которой успел родиться мой старший сын.
Эта Декларация стала во главе «парада суверенитетов», когда союзные республики одна за другой выходили из состава страны, да и некоторые автономные республики не прочь были уйти в «свободное» плавание. Отсюда и возникло это слово - «независимость».
С высоты уже прожитых мною и моей страной лет, смысл такой независимости воспринимается совсем не радужно. Да и само слово «праздник» мне кажется кощунственным по отношению к той ситуации.
Праздник разрушения страны. Для наших зарубежных «друзей» это и, правда, был праздник. Тут не поспоришь. Какая горькая ирония, какой зловещий фарс праздновать независимость в те годы, когда страна всё больше управлялась извне.
Потом наступили сытые 2000-е. Страна изменилась. Окрепла. Но сытость, оказывается, - это не меньшее испытание, чем голод.
В 2002 году Праздник был переименован в День России. Праздновали ли мы тогда этот день? Для меня он хоть и имел патриотическую окраску, и триколор на улицах городов радовал глаз, но всё же воспринимался он по-прежнему как обычный выходной.
И когда на городских площадях проходили какие-то праздничные мероприятия, мне казалось, что как-то всё это искусственно-парадно. Сверху. Не с низу. Люди на сцене танцуют, а настоящего праздника в душе вроде и нет.
В те годы мы могли любить страну и в то же время, искренне радовались за друзей, которые её покинули. Помните?
Если ребёнок смог устроиться где-то за рубежом – удача. Учится в европейском университете – повезло. Там же настоящая жизнь. Комфортная. Чистая. Сытая. Красивая. Мы тоже идём к такой жизни, но нам до неё пока далеко.
А Родина? Что Родина! Родина в нашем сердце, никуда не денется, всегда можно вернуться. Любовь к Родине никто не отменял, но если есть возможность прожить свою жизнь в других, лучших краях, что ж в этом плохого?
А как же ценности? Так именно в этом они (Европа) и впереди нас, думали мы в те годы. Права! Свободы! Другая философия. Добро, толерантность. Уважение к иным. Тогда речь ещё шла, в основном, об инвалидах, что очень импонировало, о животных и о некоторых безобидных чудаках, которых никто почему-то не удосужился сводить к психиатру. Защита прав последних немного удивляла. Но не более того. Радужная тема ещё не была навязчивой и казалась не серьёзной... Великая европейская культура, наверное, может позволить некоторые шалости?
Но шалостей становилось всё больше. И глобализму всё хуже удавалось прятать свою сущность под маской борца за рациональное всеобщее благополучие. Сама идея универсального мира, универсального человека, универсальных стран и универсального счастья переставала быть привлекательной.
А потом была Олимпиада 2014 года, когда мы все вместе почувствовали себя радушными гостеприимными хозяевами мирового праздника. Я, сидя у телевизора в Ухте, за три тысячи километров от Сочи, именно так себя и ощущала.
И ещё мы почувствовали гордость за свою страну. Мы все вместе ощутили её величие. И не только спортивное. А главное - у нас появилось это «мы».
А вскоре вернулся Крым. Нас стало не просто больше, мы стали другими.
И слово "независимость" приобрело новые смыслы. Истинные. Не какая-то абстрактная независимость, а Не Зависимость. Самодостаточность. Самоуважение. Самость. Свой путь.
Сегодня у нас трудные времена. Тревожные.
Много боли. Есть и страх. У меня есть. Не за себя. Мне не страшно, когда я ночью подбегаю к окну, услышав грохот. Я не пишу об этом. Потому, что не страшно.
А вот за Белгород страшно. За Луганск страшно. За Севастополь. За уже мой город Керчь. За страну.
Но почему-то именно в эти не простые дни я отчётливо и остро понимаю суть сегодняшнего праздника. Будь моя воля, я бы уже вернула его первоначальное название - День независимости России. Ведь именно за независимость сегодня идёт бой.
Я сейчас живу на даче одна. Вчера утром подняла над домом наш флаг.
Не сразу получилось. Когда флаг был поднят на две трети, застряла стропа. Оставлять флаг приспущенным? Нет. Лучше тогда уж снять. Спускала со слезами на глазах. Но отнести его в дом не смогла. После нескольких попыток, флаг был поднят!
Никто его не видит. Родные далеко. Ближайшие соседи ещё не приехали. Но мне очень важно было его поднять. Это моё, личное дело.
С праздником, россияне!