Найти тему
Вечерний Тришин

Почему в российских городах «вымирают» трамваи? Никогда такого не было и вот опять.

Оглавление

Происшествие в Кемерово 7 июня в очередной раз осветило проблему, на которую пытаются закрывать глаза власти регионов. Трамвай на огромной скорости пролетел по линии и врезался в другой трамвай. В результате инцидента пострадало более 130 человек, пассажиров буквально выбрасывало через двери, а один человек погиб.

Уже сейчас понятно, что речь не идет о человеческом факторе. Водитель трамвая как могла пыталась остановить тяжелую технику, но из-за отказа тормозов сама угодила на больничную койку с переломами.

Износ техники или человеческий фактор?

Специалисты отмечают, что средний возраст трамваев в Кемерово составляет около 40 лет. Только вдумайтесь в эти сроки: первые трамваи запустили еще в конце 80-х годов, но депо не обновляется уже много лет. Только после аварии власти Кемерово признались, что техника изношена на 90%. Однако трамваи как вид городского транспорта пользуются огромным спросом. Например, в том же Кемерово во время аварии вагоны были перегружены пассажирами.

Почему же экологически чистый транспорт не обновляют и поддерживают в плохом состоянии? Ответ всегда один: нет денег, никто не хочет финансировать.

В мэрии Кемерово заявили, что они пока не имеют представления об источниках финансирования трамвайного парка. Однако обещают, что ближе к 2027 году постараются обновить технику и поставят на рельсы новые машины. Хотелось бы в это верить, но практика показывает, что из трамвайных депо фактически выживают все последние силы.

И это лишь наглядный показатель того, что может произойти на линии из-за старой техники. При этом трамвайные вагоны в среднем служат не более 40 лет. Разумеется, если их регулярно и правильно обслуживать. Вообще, в регионах РФ складывается неоднозначная ситуация. В каких-то городах электротранспорт развивают, а в других – уничтожают.

В реальности не существует никаких препятствий в плане обновления транспорта. Другое дело, что на такие социальные нужды обычно недостаточно бюджетных средств. Но есть и другие причины, связанные с лоббированием интересов со стороны «маршрутчиков» и прочих заинтересованных лиц.

-2

У каждого ДТП есть свое имя и фамилия

В случае с Кемерово причиной ДТП могло стать недобросовестное обслуживание вагонов. Интересно, что в самом депо утверждают: «Трамвай проходил техническое обслуживание за три дня до выезда на линию». Конечно, нельзя исключать человеческий фактор, то есть банальный элемент халатности. Например, когда кто-то из специалистов нормально не закрутил гайки и болты.

Как говорится, дьявол кроется в деталях, а они оказались очень любопытными. Дело в том, что правоохранители задержали не только мастера депо, но и директора компании АО «Кемеровская электротранспортная компании». Речь идет о Павле Мальцеве, которого ранее уже привлекали к уголовной ответственности.

Павел Мальцев до 2018 года работал на должности зама главы Кемерово. Правда, чиновник не просто так покинул свой пост, а его поймали на горячем и осудили за получение взятки в крупном размере. В суде Мальцев признал вину, но реальный срок не получил. Спустя несколько лет после суда Мальцева назначают на должность директора транспортной компании. Удивительное совпадение.

Вишенкой на тортике стали признательные показания мастера депо Тимура Хакимова. Он рассказал следствию, что в день проверки трамвая лишь ставил подписи и печати на документах. По сути, никакого реального технического осмотра или ремонта не проводилось. Технику выпускали на линию с огромными рисками.

-3

Почему трамваи резко стали «убыточными»?

Проблема с трамвайными линиями не нова и наблюдается по всей стране. Можно сказать, что после развала СССР одни регионы плотно взялись за развитие электротранспорта, а другие решили забросить убыточное дело. Хотя в реальности трамваи могут приносить прибыль. Для этого нужно лишь следить за состоянием транспорта и хотя бы раз в 20-30 лет менять технику.

В некоторых городах трамваи вовсе сняли с линий. Чиновники мотивируют решение тем, что якобы в бюджете нет денег на развитие. При этом вместо трамваев на маршруты выходят обычные автобусы от частных компаний.

Но так ли все плохо с бюджетами? Конечно, проблемы всегда были и будут, но трамвайные депо требуют не так много вложений. В 50% случаев речь идет о поточном ремонте и зарплатах, ведь новые линии открывают только в развитых регионах страны. Эксперты считают, что для регионов должен быть создан закон, позволяющий обеспечивать население экологически чистым транспортом.

И самое главное – контроль всех действующих норм. Кто мешал в депо Кемерово организовать проверку трамваев? Правильно, речь идет о халатности и коррупции. Скорее всего, директор Павел Мальцев списывал огромные суммы, которые шли ему прямо в карман.

У нас есть много прекрасных городов, где трамвайные линии развиваются успешно. Нужно брать пример с Москвы, Петербурга, Краснодара и даже Ижевска.