Изначально в Тутаев я приехал для съёмки Крестного хода с самой большой иконой России, иконой Спаса Всемилостивого, но это будет уже совсем другая история.
До 1918 года Тутаев назывался Романов-Борисоглебск. В Тутаев город был переименован после революции в честь в честь красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в ходе белогвардейского восстания . Город расположен по обе стороны Волги. Он возник в результате объединения двух отдельных городов — Романова и Борисоглебска, которые располагались на противоположных берегах. Соответственно, теперь одна сторона Тутаева называется Романовской, а другая Борисоглебской. Борисоглебская сторона — более современная, с соответствующей застройкой, а Романовская — старинная, на ней большое количество исторических зданий и основное число православных храмов и церквей. Кстати, не так давно среди жителей города был проведён опрос на предмет возвращения городу исторического названия Романов-Борисоглебск. Большинство не прониклось этой идеей и городу оставили название Тутаев.
Своё знакомство с городом я начал с Борисоглебской стороны. Как фотографа меня заинтересовало только одно место — Парк СССР. Это небольшой парк, где на главной аллее и в некоторых других местах собраны гипсовые скульптуры времён СССР. Скорей всего это не исторические артефакты, а имитация, новодел. По крайней мере мне так сказал один из работников парка.
Здесь можно увидеть бюст Горького, Калинина, Льва Толстого, фигуры пионеров, памятник Ленину. Есть несколько экземпляров автомобилей времён СССР — Жигули и Москвич.
Если пройти чуть дальше по аллее, то там будет расположен памятник самому Илье Тутаеву, в честь кого город и получил своё нынешнее название.
Собственно, на этом моё пребывание на Борисоглебской стороне закончилось. Я приехал в Тутаев, чтобы проникнуться духом времени, насладиться символами старины. Поэтому теперь мой путь лежал на историческую, Романовскую часть города. Чтобы попасть на ту сторону, нужно переправится через Волгу. Сделать это можно двумя способами. Или на моторной лодке с частником, или на пароме. Паром ходит каждый час, а лодки сразу по заполнению пассажирами. Цена и там, и там одинаковая — 50 рублей. Я предпочёл не ждать паром и переправится на лодке.
Когда высадился на берег, увидел группу ребят, которые лазили по ржавым, заброшенным металлическим сваям, торчащим из воды. Очевидно, на этом месте собирались делать какое-то подобие пристани, но потом это дело забросили.
Познакомились, пообщались. Один, самый младший сказал, что фотографироваться не желает, но бумажка в пятьдесят рублей сменила его гнев на милость. Хотя просил все сто. Ребята рассказали мне про своё житьё-бытьё, кто кем хочет стать во взрослой жизни. Сантехник, повар, ещё маляр, кажется — всё незамысловатые, важные в их простой провинциальной жизни профессии. Один из мальчиков сказал, что недавно ездил с родителями в Москву — не понравилось. Много очень ненужной суеты. Договорились встретиться на этом же месте вечером, ближе к закату. Они остались купаться и прыгать со свай в воду, а я пошёл бродить по городу...
Основу застройки на Романовской стороне Тутаева составляют старые деревянные дома, многие из которых украшены резьбой по дереву.
Из многих мест города видны маковки церквей и верхушки храмов.
На своём пути повстречал добродушную женщину на велосипеде, которая искренне удивилась, чего такого я в ней нашёл, что фотографирую.
Прогуливаясь, напротив одного из домов, обнаружил перевёрнутую в траве лодку, сделанную из цельного куска дерева. Не знаю, старинная ли она, но выглядит именно как какая-то древняя посудина.
Дальше решил двинуться в направлении берега Волги и вышел на место, откуда открывается красивый вид на церковь Казанской иконы Божией Матери и Спаса Преображения. Если пройти чуть дальше, то открывается панорама Волги.
Если снаружи церковь более-менее отреставрирована, то внутри ещё только начинают вестись реставрационные работы. Решил спуститься вниз и зайти в церковь. И что же я увидел... Несколько детишек разного возраста сидели за мольбертами и увлечённо что-то рисовали. В глубине помещения увидел взрослого мужчину. Подошёл, поздоровался и спросил, что это за изостудия такая? Оказывается это детская художественная студия при Церкви Казанской иконы Божией Матери и Спаса Преображения, которую на летнее время открывают супруги-художники из Москвы Георгий и Ксения Петровы. В студию ходят и местные ребятишки, и те, кто приезжает в Тутаев на каникулы. Атмосфера там, нужно сказать, потрясающая и располагающая к творчеству: старинная церковь, иконы, обшарпанные стены, деревянные полы и отличный вид на Волгу. Вспомнил и своё детство, времена обучения в художественной школе.
Некоторые из ребят предпочли выйти на улицу и рисовать с натуры.
Приближался вечер и я решил двинуться в направлении берега, помня о том, что договорился снова встретиться с ребятами. Очень хотелось поснимать их при вечернем солнце — картинка в это время более приятная по свету. По дороге, в маленьком, попавшемся на пути магазинчике, купил им бутылку кваса дабы поддержать общение. Компания была на месте, только не та, с которой мы общались днём. Это были уже более взрослые ребята, настоящие местные пацаны. Бутылка кваса сделала своё дело: познакомились, пообщались за жизнь и после этого никто не напрягался из-за моего присутствия рядом.
Прежде чем уйти, сделал им несколько коллективных фотографий на память. Несмотря на юный возраст, можно отметить отличное сложение у каждого. Видно, что с турником ребята знакомы не понаслышке.
Дело шло к закату и нужно было возвращаться, поэтому путь мой лежал на пристань. Обратно я решил плыть на пароме. Тем временем от берега с определённой периодичностью отходили лодки с теми, кто не хотел ждать, когда придёт паром.
В ожидании парома я ходил по пристани в надежде сделать какой-нибудь интересный кадр. Постепенно на пристани стали собираться те, кто планировал перебраться на противоположный берег именно на пароме. Проход на паром осуществляется по билетам, которые продаются тут же на пристани в кассе.
А вот и паром начинает пришвартовываться к пристани. Лодочники тем временем продолжают перевозить самых нетерпеливых.
У меня появилось непреодолимое желание попасть в рубку к капитану парома, посмотреть, как внутри всё устроено, поснимать процесс управления. Но строгий дядечка с пристани сказал, что делать это категорически нельзя — инструкция, мол и, чтобы туда попасть, всё нужно согласовывать с руководством в каком-то там управлении. В общем, как я не пытался его уговорить, ничего не вышло, и я смирился.
После того, как все погрузились на паром он отчалил от берега и взял курс
на Борисоглебскую часть города.
С парома на закате открывался красивый вид на Воскресенский собор и на Волгу во всей её красе.
После того, как паром причалил к берегу, я двинулся в направлении своего временного пристанища, где я остановился на пару дней.
Издалека я услышал звуки гитарных аккордов. Это была знакомая музыка. Подойдя ближе, увидел парня, устроившегося на скамеечке на набережной,
он исполнял песню Цоя. Пел и играл он очень здорово — было душевно. Слушателей было немного, но он пел не для кого-то, он пел просто для себя. Несмотря на то, что рядом с ним не было никакой посудины для денег, кто-то подходил и оставлял ему небольшую денежку, благодаря за красивое пение. А с причала доносился смех небольшой девчачьей компании.
Солнце практически скрылось за горизонтом, а моё пребывание в Тутаеве подошло к концу. С творческой точки зрения поездка оказалась очень плодотворной, а сам город мне очень понравился. Тихий, спокойный, ненапряжный, с особой аурой. Я вернусь сюда снова...
Если Вам было интересно, пожалуйста, поставьте лайк, напишите комментарий и подпишитесь на мой канал — я буду и дальше знакомить вас с интересными материалами и качественными фотографиями.